Дело № 2-3-519/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Килемары 29 июня 2016 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Савиновой С.В.,
с участием прокурора Рудометовой А.А.,
представителя ответчика – главного специалиста администрации МО «Городское поселение Килемары» Килемарского района Республики Марий Эл Леонтьевой И.Л.,
при секретаре Селивановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение Килемары» Килемарского района Республики Марий Эл о возложении обязанности произвести искусственное освещение автомобильных дорог,
у с т а н о в и л :
Прокурор Килемарского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение Килемары» Килемарского района Республики Марий Эл о возложении обязанности произвести искусственное освещение автомобильных дорог, в частности, обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение Килемары» Килемарского района Республики Марий Эл в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать искусственное освещение на автомобильных дорогах: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. В обоснование исковых требований в заявлении указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в администрации МО «Городское поселение Килемары» были выявлены нарушения требований ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 года №61-З «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения», ст.ст.3, 6, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст.3, 13, 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТа Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года №221, п.13.7 ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог, принятого Решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 года №827, п.4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст, касающиеся отсутствия уличного освещения на вышеназванных улицах в темное время суток, что послужило основанием для обращения в суд с вышеназванными исковыми требованиями в целях безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Рудометова А.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик в лице главного специалиста МО «Городское поселение Килемары» Килемарского района Республики Марий Эл Леонтьева И.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала частично, а именно, в части автомобильных дорог <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; пгт<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, отметив, что дороги <адрес>; <адрес> не относятся к автомобильным дорогам, являются дорогами с грунтовым покрытием.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.19 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация благоустройства территории сельского поселения, включая освещение улиц.
Аналогичные положения закреплены в п.21 ч.1 ст.6 Устава МО «Городское поселение Килемары», согласно которому к вопросам местного значения МО «Городское поселение Килемары» относится организация освещения улиц.
Положениями п.5 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 года №61-З «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
Улицей в соответствии с п.2 Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 08 июня 1999 года №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ», является обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года №221, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение не работающих светильников подряд, один за другим (п.4.6.3); отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п.4.6.5).
Исходя из вышеизложенных требований законодательства, суд приходит к выводу, что организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленная на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
В судебном заседании установлено, что администрация поселения обладает собственными полномочиями по решению, в том числе, вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.2 Устава МО «Городское поселение Килемары» в территорию поселения в том числе входят земли <адрес> и <адрес>.
Из исследованных в судебном заседании представления об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений главы администрации МО «Городское поселение Килемары» С.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений прокурора Рудометовой А.А. и представителя ответчика Леонтьевой И.Л., полученных в судебном заседании, установлено, что на дорогах <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> в темное врем суток не производится искусственное освещение.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что содержание уличного стационарного наружного электрического освещения на вышеуказанных дорогах не соответствует требованиям безопасности дорожного движения.
Учитывая вышеизложенные требования закона, установленные в ходе судебного заседания обстоятельства дела о не надлежащем содержании уличного стационарного наружного электрического освещения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности организовать искусственное освещение на автомобильных дорогах <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>;
<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Доводы представителя ответчика Леонтьевой И.Л. о том, что дороги <адрес>; <адрес> не относятся к автомобильным дорогам, являются дорогами с грунтовым покрытием, суд признает несостоятельными, поскольку из исследованного в судебном заседании Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО «Городское поселение Килемары» вышеназванные дороги отнесены к автомобильным дорогам с переходным щебеночным покрытием. Кроме того, действующее законодательство не освобождает ответчика от обязанности по организации уличного освещения дорог с щебеночным покрытием.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее ГПК РФ/ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в пользу государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, а прокурор и органы местного самоуправления в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, то государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей взысканию с ответчика в пользу местного бюджета не подлежит.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение Килемары» Килемарского района Республики Марий Эл о возложении обязанности произвести искусственное освещение автомобильной дороги удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение Килемары» Килемарского района Республики Марий Эл в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести искусственное освещение на автомобильных дорогах <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>;
<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в пос.Килемары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 04 июля 2016 года.
Судья Медведевского районного
суда Республики Марий Эл С.В. Савинова