Дело № 2-3148/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.
при секретаре Коловской Т.Ю.
рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 13 октября 2015 года гражданское дело по иску Епанчинцева Ю.Г. к Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Епанчинцев Ю.Г. обратился в суд с требованиями к Администрации Лузинского СП ОМР Омской области о признании отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка <адрес>, изложенный в письме Администрации Лузинского сельского поселения от 27.08.2015 № незаконным; об обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок № <адрес> и издать распорядительный акт о предоставлении данного земельного участка по основаниям и в порядке п. 2.7 ст. 3 Федерального закона № 137 от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской федерации». В обоснование заявленных требований истец указал, что он является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» расположенного: <адрес>, Ему принадлежит земельный участок <адрес>, площадью 767+/-10 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный в границах, данного СНТ, что подтверждено Постановлением Администрация Лузинского сельского поселения № от 03.06.2015 и заключением правлением СНТ.
05.08.2015 в Администрацию Лузинского сельского поселения им было подано заявление о приватизации указанного земельного участка в порядке, предусмотренном п.2.7 ст. 3 Федерального закона № 137 от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской федерации». К заявлению были приложены документы, указанные в данной статье: кадастровый паспорт земельного участка от 24.07.2015 №, т.е. (схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином; абз 1., п.2.8, ст. 3, ФЗ-137); заключение правления СНТ. Однако, несмотря на вышеизложенное, 27.08.2015 им было получено письмо из Администрации Лузинского сельского поселения согласно, которому предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка невозможно. Основания отказа, изложенные в письме, не содержат указаний на ненадлежащий характер предоставленных им документов или какое-либо существование запретов в приватизации принадлежащего ему земельного участка. В связи, с чем считает отказ Администрации Лузинского сельского поселения, изложенный в письме от 27.08.2015 № незаконным. Его права на приватизацию земельного участка нарушены указанным выше ответом Администрации. Он не может приобрести в собственность земельный участок, право, на бесплатное приобретение которого предоставлено ему действующим федеральным законом.
Истец Епанчинцев Ю.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебном заседании представитель истца Епанчинцева Ю.Г. действующий на основании доверенности, являющийся также представителем третьего лица - председатель СНТ «Черемушки» Маслов А.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Лузинского СП ОМР Омской области по доверенности Светлова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» в настоящее время не имеет надлежащим образом оформленных документов о выделении данному юридическому лицу земельного участка составляющего территорию СНТ.
Выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п.2 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Статьей 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ установлено, что членами садоводческого некоммерческого товарищества могут быть граждане, имеющие земельные участки в границах такого товарищества.
Согласно со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В силу п. 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии со ст. 1 п. 11 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В судебном заседании установлено, что Епанчинцев Ю.Г. является членом СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский». За ним закреплен земельный участок <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 15.09.2015 Садоводческое некоммерческое товарищество «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» является действующим юридическим лицом, председателем правления СНТ является Маслов А.Н.
05.08.2015 Епанчинцев Ю.Г. обратился с заявлением в Администрацию Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о предоставлении земельного участка <адрес> площадью 777 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, в границах Лузинского сельского поселения из категории земель сельскохозяйственного назначения для садоводства, в собственность бесплатно.
Согласно ответу Администрации Лузинского СП ОМР Омской области от 27.08.2015, Епанчинцеву Ю.Г. отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что юридическое лицо СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» в настоящее время не имеет надлежащим образом оформленных документов о выделении данному юридическому лицу земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 25.11.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ». Предоставление земельных участков, составляющих территорию СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» возможно исключительно при условии предоставления председателем правления исчерпывающих документов, подтверждающих выделение земельных участков, составляющих территорию СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский».
В материалы дела представлены документы, подтверждающие выделение СНТ «Черемушки» земельного участка для коллективного садоводства.
Согласно приказу директора Специализированной производственной фирмы «Омский бекон» ордена Ленина совхоз «Лузинский» № от 03.02.1983 «О закреплении приусадебных земельных участков» для выращивания овощей, плодов, ягод постановлено закрепить за постоянными рабочими и служащими совхоза приусадебные земельные участки.
Решением исполнительного комитета Омского районного совета народных депутатов № от 22.10.1987 решено отвести земельный участок для коллективного садоводства рабочим и служащим совхоза «<данные изъяты>» общей площадью 85 га, из них пашни – 20,0 га, приусадебные земли – 65,0 га в границах землепользования совхоза «<данные изъяты>.
Согласно решению исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов № от 18.01.1988 приняты предложения райисполкомов об изъятии земельных участков из земель совхозов, колхозов и других госхозяйств и предоставление их предприятиям и организациям для размещения объектов согласно приложению № 2.
Из приложения № 2 к данному решению усматривается, что у землепользователя совхоз «<данные изъяты>» изымаются земельные участки и отводятся совхозу «<данные изъяты>» – для коллективного садоводства рабочим и служащим совхоза с размером участков 0,05 га, площадь отводимых участков 85,0 га (пашни 20,0 га).Постановлением совместного заседания администрации и профсоюзного комитета совхоза «<данные изъяты>» от 28.04.1991 работникам совхоза под садово-огородные участки был предоставлен земельный участок, площадью 18 га в районе <адрес> (поле №). Решением Исполнительного комитета Омского районного Совета народных депутатов № от 22.06.1989 «О регистрации уставов садоводческих товариществ» решено зарегистрировать устав Садоводческого товарищества «Черемушки» - совхоза «Лузинский». Согласно п. 1 устава Садоводческого товарищества «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», утвержденного постановлением администрации и профсоюзного комитета <данные изъяты> 01.06.1989 и зарегистрированного исполкомом Омского районного Совета народных депутатов Омской области (решение № от 22.06.1989) рабочие, служащие совхоза «<данные изъяты>» и другие граждане добровольно объединились в садоводческое хозяйство для организации коллективного сада на земельном участке, предоставленном в бессрочное пользование совхоза «<данные изъяты>» решением исполкома Омского областного Совета народных депутатов от 28.01.1988 № общей площадью 85 га по адресу: <адрес> с количеством участков 1744 размером по 500 кв.м. Согласно постановлению Главы районного самоуправления Администрации ОМР Омской области № от 03.07.2001, рассмотрено ходатайство АО «<данные изъяты>» о передаче земель в ведение Лузинской сельской администрации, постановил изъять земельный массив общей площадью 90 га, находящийся под садами АО «<данные изъяты>» и передать его в ведение Лузинской сельской Администрации. Согласно протоколу № общего собрания членов СТ «Черемушки» от 09.02.2008, общим собранием членов СНТ принято решение земельные массивы СТ «Черемушки» официально называть «филиалами» с номерами от 1 до 12. Из выписки из протокола № общего собрания членов (уполномоченных) Садоводческого товарищества «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» от 09.06.2008 следует, что 08.06.2008 общим собранием членов (уполномоченных) товарищества приняты решения о реорганизации Садоводческого товарищества «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» в форме преобразования в Садоводческое некоммерческое товарищество «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», об утверждении второй редакции устава товарищества. Из устава Садоводческого некоммерческого товарищества «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», утвержденного решением общего собрания членов СТ «Черемушки» (протокол № от 08.06.2008) следует, что СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» является правопреемником Садоводческого товарищества «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» по всем правам и обязательствам в соответствии с передаточным актом. Согласно копии передаточного акта от 09.07.2008, подписывающие его стороны – СТ «Черемушки» и СНТ «Черемушки» подтверждают, что Садоводческое некоммерческое товарищество «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» является правопреемником Садоводческого товарищества Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» по всем правам и обязательствам. 24.07.2008 произведена государственная регистрация прекращения деятельности СТ «Черемушки» при реорганизации в форме преобразования, а также 24.07.2008 произведена государственная регистрация юридического лица СНТ «Черемушки» при создании путем реорганизации в форме преобразования, что следует из Выписок из ЕГРЮЛ в отношении СТ «Черемушки», и СНТ «Черемушки» по состоянию на 27.01.1015. Из кадастровой выписки о земельном участке № от 16.09.2015 следует, что земельный участок с кадастровым номером №, учтен в государственном кадастре недвижимости 28.02.1995, имеет местоположение: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства, площадь участка составляет 53951 кв.м. Границы земельного участка установлены в соответствии с требования земельного законодательства. Таким образом, из представленных в материалы дела документов суд усматривает, что Совхоз «<данные изъяты>» из числа отведенных ему земель предоставил в пользование рабочим и служащим совхоза земельные участки для ведения садоводства, огородничества на земельных массивах 85 га, 90 га, и 18 га. В дальнейшем работники и служащие Совхоза «Лузинский», а также иные граждане, использующие земельные участки под садоводство на земельном массиве 85 га в установленном законом порядке зарегистрировали Садоводческое товарищество Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский». Данное некоммерческое объединение было создано до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Согласно пояснениям председателя правления СНТ «Черемушки» Маслова А.Н., в ходе судебного разбирательства, на иных земельных массивах (90 га и 18 га), используемых работниками Совхоза «<данные изъяты>» под садоводство, садоводческие товарищества не были зарегистрированы в установленном порядке. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, поступившими по запросу суда из Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области. В дальнейшем граждане, пользующиеся земельными участками в границах данных земельных массивов (90 га и 18 га) вступили в члены СНТ «Черемушки». В 2001 году согласно постановлению Главы районного самоуправления Администрации ОМР Омской области №-п от 03.07.2001, земельный массив общей площадью 90 га, находящийся под садами АО «<данные изъяты> был изъят и передан в ведение Лузинской сельской Администрации. Администрация Лузинского СП ОМР Омской области действий по регистрации иных садоводческих товариществ на указанном земельном массиве не предпринимала. При вышеуказанных обстоятельствах, суд полагает установленным и подтвержденным материалами дела факт того, что земельный участок, составляющий территорию СНТ «Черемушки», был предоставлен Совхозу «<данные изъяты>», при котором до вступления в силу Федерального закона 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» было создано (организовано) данное некоммерческое объединение. Факт того, что спорный земельный участок <адрес> подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером 55:20:100801:290 от 16.09.2015 № 55/201/15-410966. Перечень документов, установленный п. 2.8 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предоставление которых является необходимым при реализации гражданином, являющимся членом некоммерческого садового объединения, права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, является исчерпывающим и предоставление каких-либо других документов указанным Федеральным законом не предусмотрено. То обстоятельство, что в Администрации Лузинского СП ОМР Омской области отсутствуют документы о выделении СНТ «Черемушки» земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», не может являться основанием для отказа заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку в данном случае такое обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа. В силу требований закона орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельного участка, составляющего территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в необходимых случаях обязан самостоятельно истребовать сведения, в том числе, о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения. Более того, как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу № 4-КГ13-30, реализация членом садоводческого товарищества гарантированного Конституцией Российской Федерации и иными правовыми актами права на бесплатное приобретение в собственность спорного земельного участка, возникшего до введения в действие Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Земельного кодекса РФ, не может быть поставлена в зависимость от бездействия садоводческого товарищества по исполнению обязанности зарегистрировать свое создание, а также от ненадлежащего исполнения администрацией муниципального образования обязанности по предоставлению в установленном законом порядке земельного участка данному товариществу. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Администрация Лузинского СП ОМР Омской области незаконно отказала Епанчинцеву Ю.Г. в предоставлении земельного участка, требуя дополнительно документы, не предусмотренные действующим законодательством РФ. Кроме того, судом установлено, что Епанчинцев Ю.Г. не являлся первым заявителем из числа членов СНТ «Черемушки» по вопросу бесплатного предоставления земельного участка в собственность, и ранее Администрация Лузинского СП ОМР Омской области принимала решения о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных в границах данного СНТ. Так, 01.10.2015 Администрацией Лузинского СП ОМР Омской области были приняты постановления № и №, которыми гражданам в собственность бесплатно были предоставлены земельные участки, расположенные в СНТ «Черемушки» для садоводства.
Таким образом, компетентный орган при рассмотрении вопроса о предоставлении указанного земельного участка не реализовал свои полномочия и не выполнил соответствующие обязанности по соблюдению процедуры предоставления земельного участка в собственность бесплатно, следовательно, требования истца о признании незаконным отказа Администрации Лузинского СП ОМР Омской области от 27.08.2015 № 02-13/590 в предоставлении в собственность бесплатно Епанчинцеву Ю.Г. земельного участка <адрес>», подлежат удовлетворению.
Согласно абз.2 п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного 4.1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
В соответствии с п. 2.10 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на Администрацию Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть заявление Епанчинцева Ю.Г. от 05.08.2015 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка <адрес> и принять по нему решение в соответствии с требованиями п. 2.7 ст. 3 Федерального закона № 137 от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской федерации».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Епанчинцева Ю.Г. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка <данные изъяты>, изложенный в письме Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27.08.2015 №.
Возложить на Администрацию Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть заявление Епанчинцева Ю.Г. от 05.08.2015 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка <адрес> и принять по нему решение в соответствии с требованиями п. 2.7 ст. 3 Федерального закона № 137 от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской федерации».
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ:
Решение в окончательной форме изготовлено: 18.10.2015г.