Дело № 1-53/2019
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
п. Усть – Нера 08 ноября 2019 г.
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Федоровой В.Н.
при секретаре Ковлековой М.Н.
с участием:
государственного обвинителя – ст. помощника прокурора Оймяконского района Воротова И.П.
защитников – адвоката Наумова С.В., представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющему регистрационный №, удостоверение №
адвоката Огоюкина И.И., представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющему регистрационный №, удостоверение №
представителя потерпевшего Паскал Г.Н.
подсудимого Захарова М.М.
рассмотрев в открытом судебном разбирательства уголовное дело |
заседании в особом порядке судебного в отношении |
Захарова М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,уроженца <адрес> военнообязанного, зарегистрированного <адрес> проживающего по адресу: <адрес> гражданина Российской Федерации, с высшим образованием, временно не работающего, ранее не судимого, семейного, имеющего троих детей, из них двое несовершеннолетних Обви в совв в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 285 и ч.2 ст. 285 УК РФ УК |
УСТАНОВИЛ :
Захаров М.М. совершил злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации, совершенное главой органа местного самоуправления и также совершил злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации, совершенное главой органа местного самоуправления при следующих обстоятельствах.
Захаров М. М. зарегистрирован в качестве главы МО «Оймяконский улус (район)» на основании решения Избирательной комиссии Муниципального образования «<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с распоряжением главы МО «Оймяконский улус (район)» Захарова М.М. № от ДД.ММ.ГГГГ., он приступил к исполнению полномочий главы МО «Оймяконский улус (район)».
На основании решения Избирательной комиссии МО «Оймяконский улус (район)» № от ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.М. зарегистрирован в качестве главы МО «Оймяконский улус (район)» и согласно распоряжению главы МО «Оймяконский улус (район)» за № от ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению полномочий главы МО «Оймяконский улус (район)».
Решением Улусного (районного) Совета депутатов МО «Оймяконский улус (район)» № от ДД.ММ.ГГГГ принята отставка Захарова М.М. по собственному желанию.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.М. являлся главой МО «Оймяконский улус (район)».
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 4 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 настоящей статьи:
- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
- издает в пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
- обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 29 Устава МО «Оймяконский улус (район)», принятого решением Улусного (районного) Совета депутатов от 04.07.2011 № 105 (далее Устав), глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Согласно ч. 2 ст. 31 Устава, полномочия главы муниципального образования прекращаются в случае отставки по собственному желанию.
Согласно ч. 1 ст. 30 Устава глава муниципального образования обладает следующими полномочиями: без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает договора и соглашения; подписывает и обнародует в порядке, установленном ч. 4 ст. 40 Устава, нормативные правовые акты, принятые Улусным (районным) Советом депутатов; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия). Согласно ч. 2 ст. 30 Устава, глава муниципального образования осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования, за исключением тех, которые в соответствии с настоящим Уставом отнесены к компетенции улусного (районного) Совета депутатов.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 32 Устава, улусная (районная) администрация – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования. Улусной (районной) администрацией руководит глава муниципального образования на принципах единоначалия.
Согласно п.п. 1, 2, 3, 7 ч. 1 ст. 34 Устава, глава муниципального образования по управлению улусной (районной) администрацией обладает следующими полномочиями: руководит деятельностью улусной (районной) администрации на принципах единоначалия в соответствии с настоящим Уставом и Положением об администрации; назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих улусной (районной) администрации; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим; разрабатывает структуру улусной (районной) администрации и вносит его на рассмотрение Улусного (районного) Совета.
В соответствии ч.ч. 1, 3 ст. 37 Устава, систему муниципальных правовых актов муниципального образования образуют, в том числе постановления и распоряжения главы муниципального образования, а также постановления и распоряжения улусной (районной) администрации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Таким образом, Захаров М.М., будучи главой органа местного самоуправления, постоянно, на период действия срока полномочий, осуществлял функции представителя власти, а также выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления, тем самым являлся должностным лицом.
Захаров М.М., являясь должностным лицом, а именно главой МО «Оймяконский улус (район)», то есть главой органа местного самоуправления, злоупотребил служебными полномочиями, то есть использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности при следующих обстоятельствах.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории поселка Усть-Нера Оймяконского района Республики Саха (Якутия), у Захарова М.М. возник преступный умысел из корыстных побуждений на незаконное получение за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)» жилья для личного пользования и пользования членами своей семьи, расположенного на территории поселка Усть-Нера Оймяконского района Республики Саха (Якутия), с последующей незаконной передачей данного жилья в собственность членов своей семьи – супруги и несовершеннолетних детей.
Во исполнение задуманного, в указанное выше время, в период с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> Захаров М.М. договорился с ФИО2 о приобретении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> которая находилась в общей совместной собственности последней и ее супруга ФИО3.
Далее, с целью первоочередного выкупа указанной квартиры и беспрепятственного пользования ею, Захаров М.М. попросил своего знакомого ФИО4 заключить с ФИО2 соответствующий договор купли-продажи данного недвижимого имущества, так как в бюджете МО «Оймяконский улус (район)» денежные средства, предусмотренные для приобретения указанного жилья, отсутствовали.
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО4 заключен договор купли продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> При этом стоимость недвижимого имущества составила 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей. Денежные средства за отчужденную квартиру в размере 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей оплачены продавцу Захаровым М.М. После заключения указанного договора, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.М. со своей семьей стал проживать в указанной квартире.
На основании положений п.п. 1, 2, 3, 7 ч. 1 ст. 34 Устава, содержание которых приведено выше, сотрудники администрации МО «Оймяконский улус (район)», в том числе главный специалист по торговле ФИО5 (назначена приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, уволена приказом № от ДД.ММ.ГГГГ), и главный специалист отдела управления муниципальным имуществом ФИО6 (назначена приказом № от ДД.ММ.ГГГГ) находились в прямом подчинении Захарова М.М. в период исполнения им полномочий главы указанного муниципального образования. Ввиду этого, они обязаны были исполнять его приказы, поручения и указания.
В связи с этим, во исполнение своего преступного умысла в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в промежутке с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов 00 минут, находясь на рабочем месте, расположенном по адресу: <адрес> Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, вопреки интересам службы, с целью незаконного получения в пользование членов своей семьи и дальнейшей безвозмездной передачи в их собственность недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> используя свои служебные полномочия, регламентированные п.п. 1, 2, 3, 7 ч. 1 ст. 34 Устава, содержание которых приведены выше, а также п. 12 ч. 1 ст. 34 Устава, согласно которому глава муниципального образования осуществляет функции распорядителя бюджетных средств, путем дачи соответствующего указания своему подчиненному – главному специалисту по торговле администрации МО «Оймяконский улус (район)» ФИО5, организовал проведение открытого аукциона в электронной форме № от ДД.ММ.ГГГГ. на право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры для муниципальных нужд. ФИО5 о преступных намерениях Захарова М.М. была не осведомлена и при организации аукциона не имела умысла на соучастие в преступлении, в предварительном сговоре с Захаровым М.М. не состояла.
Согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов на участие в открытом аукционе в электронной форме № от ДД.ММ.ГГГГ, аукцион признан не состоявшимся. В связи с этим, в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ, находясь на рабочем месте, расположенном по адресу: <адрес> Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, вопреки интересам службы, с целью незаконного получения в пользование членов своей семьи и дальнейшей безвозмездной передачи в их собственность недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> используя свои служебные полномочия, регламентированные п.п. 1, 12, ч. 1 ст. 34, положения которых приведены выше, п.п. 3, 5, 6 ч. 1 ст. 33 Устава, согласно которым улусная (районная) администрация, в том числе: исполняет принятый Улусным (районным) Советом депутатов бюджет муниципального образования; управляет муниципальной собственностью муниципального образования; выступает заказчиком по муниципальным заказам, продолжая свои преступные действия, подписал письмо на имя Министра финансов <данные изъяты> и направил на согласование документы на приобретение жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> у потенциального продавца недвижимости ФИО4. При этом, Захаров М.М. осознавал, что указанная квартира не будет использована по прямому предназначению, то есть для нужд МО «Оймяконский улус (район)», а будет использована для его дальнейшего проживания и проживания членов его семьи и в последующем будет незаконно отчуждена в пользу последних.
На основании рассмотрения указанных документов, министерство финансов Республики Саха (Якутия) согласовало заключение контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) для муниципальных нужд с единственным поставщиком ФИО4 в соответствии с требованиями и условиями документации об открытом аукционе в электронной форме и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта – 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Оймяконский улус (район)» в лице главы Захарова М.М. (покупатель) и ФИО4 (продавец) заключен муниципальный контракт № купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Стоимость квартиры составила 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей.
Во исполнение муниципального контракта №, подписанного Захаровым М.М., платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Оймяконский улус (район)» со счета №, открытом в Якутском отделении № ОАО «Сбербанк России», перечислило на счет ФИО4 №, открытом в ДО № ОАО «Сбербанк России» 1 500 000 рублей (один миллион пятьсот тысяч) рублей.
После этого, ФИО4, согласно ранее имевшейся с Захаровым М.М. договоренности о возврате полученных за продажу указанной квартиры денег, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. (более точное время следствием не установлено), в <адрес> вернул Захарову М.М. денежные средства в размере 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей, полученные за продажу квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Затем, распоряжением главы МО «Оймяконский улус (район)» Захарова М.М. № от ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес> принята на баланс администрации МО «Оймяконский улус (район)».
Тем самым, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в промежутке с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, находясь по адресу: <адрес> Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, вопреки интересам службы, с целью незаконного получения в пользование членов своей семьи и дальнейшей безвозмездной передачи в их собственность недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> используя свои служебные полномочия, регламентированные п.п. 3, 5, 6 ч. 1 ст. 33, п.п. 1, 2, 3, 7, 12 ч. 1 ст. 34, положения которых приведены выше, организовал приобретение администрацией МО «Оймяконский улус (район)» квартиры, расположенной по адресу: <адрес>), якобы для нужд МО «Оймяконский улус (район)». Между тем, указанная квартира приобреталась для личных нужд Захарова М.М. и членов его семьи, с целью дальнейшей её незаконной передачи в собственность последних.
Согласно п.п. 1.1 Положения «Об управлении финансов МО «Оймяконский улус (район)», утвержденного решением Улусного (районного) Совета депутатов МО «Оймяконский улус (район)» (Далее Положение), Управление финансов Оймяконского улуса (района) (Далее Управление), является органом местной администрации МО «Оймяконский улус (район)», осуществляет составление и организацию местного бюджета.
Согласно п.п. 3.51, 3.52, 3.53, 3.56 Положения, Управление осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; осуществляет контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий; при осуществлении полномочий по внутреннему финансовому контролю проводит проверки, ревизии, обследования; применяет меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства в установленном порядке.
Согласно п. 5.1 Положения, Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации МО «Оймяконский улус (район)» по согласованию с министром финансов Республики Саха (Якутия).
На основании изложенного, контролирующие деятельность администрации Муниципального образования «<адрес>» (Далее МО «<адрес>») органы находились в прямом подчинении главы МО «Оймяконский улус (район)» Захарова М.М.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: 1) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; 2) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.
На основании изложенного, Захаров М.М., являясь главой МО «Оймяконский улус (район)», мог влиять на финансово-экономическую деятельность МО «<адрес>».
Кроме того, глава МО «Оймяконский улус (район)» Захаров М.М. мог обратиться в представительный орган МО «<адрес>» с ходатайством об удалении в отставку главы МО «<адрес>» в порядке п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Тем самым, Захаров М.М., являясь главой МО «Оймяконский улус (район)», в силу изложенных положений нормативно-правовых актов, несмотря на отсутствие отношений прямой подчиненности, имел возможность негативно влиять на деятельность главы МО «<адрес>» ФИО7.
Продолжая свои преступные действия, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в промежутке с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, в <адрес> Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, вопреки интересам службы, с целью незаконного получения в пользование членов своей семьи – супруги ФИО8 и несовершеннолетних детей ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дальнейшей незаконной передачи в их собственность недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> осознавая, что в случае заключения с ними договора социального найма на данное жилище, члены его семьи, в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» смогут воспользоваться правом на приватизацию жилых помещений, используя авторитет занимаемой должности и зависимость от него главы МО «<адрес>» ФИО7, дал последней незаконное указание совершить заведомо незаконные действия по предоставлению указанного жилого помещения его супруге ФИО8 по договору социального найма. При этом, он достоверно знал, что его супруга ФИО8 не имела права на получение жилого помещения по договору социального найма, так как в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. На указанный период Захаров М.М. и его супруга ФИО8 являлись собственниками жилого здания (дом), расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №, право общей совместной собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
Глава МО «Оймяконский улус (район)» Захаров М.М. осознавал, что в силу занимаемой им должности ФИО7 обязана была выполнить его незаконное указание. В противном случае он имел реальную возможность негативно повлиять на деятельность МО «<адрес>», в том числе непосредственно на ФИО7, вплоть до инициации вопроса об её отставке от занимаемой должности в порядке п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в силу наличия контрольных полномочий за соблюдением бюджетного законодательства.
В свою очередь, глава МО «<адрес>» ФИО7, действуя по указанию главы МО «Оймяконский улус (район)» Захарова М.М., осознавая, что при неисполнении его указания для неё могут возникнуть неблагоприятные последствия, указанные выше, вынесла заведомо незаконное распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче договора социального найма ФИО8 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ заключен соответствующий договор социального найма.
Затем, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в промежутке с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, находясь на рабочем месте, расположенном по адресу: <адрес> Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, вопреки интересам службы, с целью незаконной передачи в собственность членов своей семьи недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> используя свои служебные полномочия, регламентированные п.п. 1, 2, 3, 7 ч. 1 ст. 34 Устава, содержание которых приведены выше, поручил главному специалисту отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Оймяконский улус (район)» ФИО6, которая находилась в его прямом подчинении и обязана исполнять его указания, заключить с указанными членами своей семьи договор передачи жилого помещения в собственность граждан.
В свою очередь, главный специалист отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Оймяконский улус (район)» ФИО6, находясь в прямом подчинении Захарова М.М. и будучи обязанной исполнять его поручения, не осведомленная о преступных намерениях Захарова М.М., не имея умысла на соучастие в преступлении, не состоя с ним в предварительном сговоре, выступая от имени указанного муниципального образования, в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ находясь на своем рабочем месте, расположенном по адресу: <адрес> заключила договор № о передаче жилого помещения в собственность граждан. На основании указанного договора администрация МО «Оймяконский улус (район)», в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» передало на безвозмездной основе членам семьи Захарова М.М. – супруге ФИО8 и несовершеннолетним детям ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Между тем, указанные лица не имели права на получение в собственность указанного жилого помещения.
Между наступлением общественно опасных последствий и действиями Захарова М.М., использовавшим свои служебные полномочия вопреки интересам службы, имеется прямая причинно-следственная связь.
Тем самым, указанные выше преступные умышленные действия Захарова М.М., связанные с незаконным отчуждением квартиры, расположенной по адресу: <адрес> принадлежащей администрации МО «Оймяконский улус (район)», в пользу членов своей семьи, повлекли:
- существенное нарушение прав и законных интересов организации, выразившееся в причинении бюджету МО «Оймяконский улус (район)» материального ущерба в размере 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей;
- в неэффективном использовании бюджетных средств, поскольку вопреки положениям ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета МО «Оймяконский улус (район)» незаконно отвлечены для удовлетворения личных нужд Захарова М.М. 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч), которые могли и должны были быть использованы на общественно-значимые цели;
- существенное нарушение конституционных принципов организации органов местного самоуправления, регламентированные ч. 1, 3 ст. 98 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия), основанные на законности, самостоятельности, ответственности, соразмерности материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления.
На основании решения Избирательной комиссии Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (Далее МО «Оймяконский улус (район)») № от ДД.ММ.ГГГГ Захаров М. М. зарегистрирован в качестве главы МО «Оймяконский улус (район)».
В соответствии с распоряжением главы МО «Оймяконский улус (район)» Захарова М.М. № от ДД.ММ.ГГГГ он приступил к исполнению полномочий главы МО «Оймяконский улус (район)».
На основании решения Избирательной комиссии МО «Оймяконский улус (район)» № от ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.М. зарегистрирован в качестве главы МО «Оймяконский улус (район)».
Согласно распоряжению главы МО «Оймяконский улус (район)» Захарова М.М. № от ДД.ММ.ГГГГ последний приступил к исполнению полномочий главы МО «Оймяконский улус (район)».
Решением Улусного (районного) Совета депутатов МО «Оймяконский улус (район)» № от ДД.ММ.ГГГГ принята отставка Захарова М.М. по собственному желанию.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.М. являлся главой МО «Оймяконский улус (район)».
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 4 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 настоящей статьи:
- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
- издает в пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
- обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 29 Устава МО «Оймяконский улус (район)», принятого решением Улусного (районного) Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Устав), глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Согласно ч. 2 ст. 31 Устава, полномочия главы муниципального образования прекращаются в случае отставки по собственному желанию.
Согласно ч. 1 ст. 30 Устава глава муниципального образования обладает следующими полномочиями: без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает договора и соглашения; подписывает и обнародует в порядке, установленном ч. 4 ст. 40 Устава, нормативные правовые акты, принятые Улусным (районным) Советом депутатов; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия). Согласно ч. 2 ст. 30 Устава, глава муниципального образования осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования, за исключением тех, которые в соответствии с настоящим Уставом отнесены к компетенции улусного (районного) Совета депутатов.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 32 Устава, улусная (районная) администрация – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования. Улусной (районной) администрацией руководит глава муниципального образования на принципах единоначалия.
Согласно п.п. 1, 2, 3, 7 ч. 1 ст. 34 Устава, глава муниципального образования по управлению улусной (районной) администрацией обладает следующими полномочиями: руководит деятельностью улусной (районной) администрации на принципах единоначалия в соответствии с настоящим Уставом и Положением об администрации; назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих улусной (районной) администрации; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим; разрабатывает структуру улусной (районной) администрации и вносит его на рассмотрение Улусного (районного) Совета.
В соответствии ч.ч. 1, 3 ст. 37 Устава, систему муниципальных правовых актов муниципального образования образуют, в том числе постановления и распоряжения главы муниципального образования, а также постановления и распоряжения улусной (районной) администрации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Таким образом, Захаров М.М., будучи главой органа местного самоуправления, постоянно, на период действия срока полномочий, осуществлял функции представителя власти, а также выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления, тем самым являлся должностным лицом.
Захаров М.М., являясь должностным лицом, а именно главой МО «Оймяконский улус (район)», то есть главой органа местного самоуправления, злоупотребил служебными полномочиями, то есть использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности путем совершения ряда идентичных и тождественных действий с единым преступным умыслом при следующих обстоятельствах.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Захаров М.М. имеет следующие высшие образования: 1) ДД.ММ.ГГГГ. решением Государственной аттестационной комиссии Захарову М.М. присуждена квалификация «инженер-механик» по специальности «сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования в сельском хозяйстве» (диплом о высшем образовании Якутской государственной сельскохозяйственной академии №); 2) решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Захарову М.М. присуждена квалификация «горный инженер» по специальности «открытые горные работы» (диплом о высшем образовании ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени ФИО16).
Таким образом, Захаров М.М., имея два высших образования, не имел права получать третье высшее образование за бюджетный счет, в том числе за счет бюджета МО «Оймяконский улус (район)».
Несмотря на это, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территории <адрес> у Захарова М.М. возник умысел на незаконное получение третьего высшего образования за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)».
Во исполнение задуманного, в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте, расположенном по адресу<адрес> Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, выразившейся в желании незаконно получить за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)» третье высшее образование, вопреки интересам службы, с целью производства оплаты за обучение в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при <данные изъяты> (Далее исполнитель, ФГБОУ ВО <данные изъяты> за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)», достоверно зная, что не имеет право использовать бюджетные средства МО «Оймяконский улус (район)» для оплаты своего образования, используя свои служебные полномочия, регламентированные:
- п. 5 ч. 1 ст. 34 Устава, согласно которой глава муниципального образования подписывает договоры и соглашения с органами государственной власти, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями;
- п. 12 ч. 1 ст. 34 Устава, согласно которой глава муниципального образования осуществляет функции распорядителя бюджетных средств,
заключил с ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» договор № об образовании на обучение по образовательной программе магистратуры. Предметом договора является: 1.1. Исполнитель обязуется предоставить образовательную услугу, а заказчик обязуется оплатить обучение по образовательной программе магистратуры заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (образовательная программа – Правовое обеспечение государственного и муниципального управления). 1.2. Срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) на момент подписания договора составляет 2,5 года. 3.3. Оплата производится в рублях Российской Федерации авансовым платежом за весь курс обучения поэтапно в соответствии со следующим графиком платежей: за 1 семестр до ДД.ММ.ГГГГ – 85 000 рублей; за 2 семестр до ДД.ММ.ГГГГ.– 85 000 рублей; за 3 семестр до ДД.ММ.ГГГГ.– 85 000 рублей; за 4 семестр до ДД.ММ.ГГГГ – 85 000 рублей; за 5 семестр до ДД.ММ.ГГГГ.– 85 000 рублей.
Далее, продолжая свои преступные действия, в нижеследующие периоды времени и дни, находясь на своем рабочем месте, расположенном по адресу: <адрес> Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, выразившейся в желании незаконно получить за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)» третье высшее образование, вопреки интересам службы, с целью производства оплаты за обучение в ФГБОУ ВО «<данные изъяты> за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)», достоверно зная, что не имеет право использовать бюджетные средства МО «Оймяконский улус (район)» для оплаты своего образования, используя свои служебные полномочия, регламентированные:
- ч.ч. 1, 2 ст. 34 Устава, согласно которым глава муниципального образования по управлению улусной (районной) администрацией обладает следующими полномочиями: руководит деятельностью улусной (районной) администрации на принципах единоначалия в соответствии с настоящим Уставом и Положением об администрации; назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих улусной (районной) администрации; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим; разрабатывает структуру улусной (районной) администрации и вносит его на рассмотрение улусного (районного) Совета;
- п. 4 ч. 1 ст. 30 Устава, согласно которого глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;
- п. 5 ч. 1 ст. 34 Устава, согласно которого глава муниципального образования подписывает договоры и соглашения с органами государственной власти, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями;
- п. 12 ч. 1 ст. 34 Устава, согласно которого глава муниципального образования осуществляет функции распорядителя бюджетных средств,
организовал оплату за 1-й, 2-й и 3-й семестры обучения в ФГБОУ ВО <данные изъяты>») по договору № от ДД.ММ.ГГГГ. при следующих обстоятельствах:
1) в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, выразившейся в желании незаконно получить за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)» третье высшее образование, вопреки интересам службы, с целью производства оплаты за обучение в ФГБОУ ВО <данные изъяты> за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)», достоверно зная, что не имеет право использовать бюджетные средства МО «Оймяконский улус (район)» для оплаты своего образования, поручил первому заместителю главы МО «Оймяконский улус (район)» ФИО11, который находится в его прямом подчинении и обязан исполнять его поручения и указания, вынести заведомо незаконное распоряжение о предоставлении Захарову М.М. учебного отпуска и оплату средств за обучение Захарова М.М. в указанном учебном заведении.
В свою очередь, ФИО11, находясь в прямом подчинении Захарова М.М. и будучи обязанным исполнять его поручения и указания, являясь не осведомлённым о преступных намерениях Захарова М.М., не состоя с ним в предварительном сговоре и не имея умысла на соучастие в преступлении, ДД.ММ.ГГГГ вынес распоряжение №, согласно которому: 1) Захарову М.М. представлен учебный отпуск, связанный с обучением в высшем учебном заведении; 2) главному бухгалтеру поручено оплатить за обучение.
На основании указанного распоряжения, платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Оймяконский улус (район)» перечислена на счет ФГБОУ ВО «<данные изъяты> №, открытый в Операционном департаменте Банка России <адрес> сумма 85 000 рублей;
2) в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ, Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, выразившейся в желании незаконно получить за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)» третье высшее образование, вопреки интересам службы, с целью производства оплаты за обучение в ФГБОУ ВО <данные изъяты> за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)», достоверно зная, что не имеет право использовать бюджетные средства МО «Оймяконский улус (район)» для оплаты своего образования, подписал письмо за исходящим номером 19 на имя Председателя Улусного (районного) Совета депутатов МО «Оймяконский улус (район)» с просьбой выделить 100 000 (сто тысяч) рублей с обоснованием: «Оплата за учебу». При этом, он не указал в письме, что оплачивается его личное обучение в ФГБОУ ВО <данные изъяты> так как знал, что в подобном случае денежные средства выделены не будут ввиду отсутствия соответствующих программ. Тем самым, он ввел в заблуждение депутатов Улусного (районного) Совета депутатов МО «<данные изъяты> относительно того, что данные средства намеревается использовать для оплаты своего личного обучения.
В свою очередь, введенные в заблуждение депутаты Улусного (районного) Совета депутатов МО «Оймяконский улус (район)» приняли решение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, помимо прочего, внесены уточнения в расходную часть в бюджет МО «Оймяконский улус (район)» на сумму 100 000 (сто тысяч) рублей.
Далее, продолжая свои преступные действия, ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес> Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, выразившейся в желании незаконно получить за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)» третье высшее образование, вопреки интересам службы, с целью производства оплаты за обучение в ФГБОУ ВО <данные изъяты> за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)», достоверно зная, что не имеет право использовать бюджетные средства МО «Оймяконский улус (район)» для оплаты своего образования, поручил первому заместителю главы МО «Оймяконский улус (район)» ФИО11, вынести заведомо незаконное распоряжение о предоставлении Захарову М.М. учебного отпуска и оплату средств за обучение Захарова М.М. в указанном учебном заведении.
В свою очередь, ФИО11, находясь в прямом подчинении Захарова М.М. и будучи обязанным исполнять его поручения и указания, являясь не осведомлённым о преступных намерениях Захарова М.М., не состоя с ним в предварительном сговоре и не имея умысла на соучастие в преступлении, ДД.ММ.ГГГГ вынес распоряжение №, согласно которому: 1) Захарову М.М. представлен учебный отпуск, связанный с обучением в высшем учебном заведении; 2) главному бухгалтеру поручено оплатить за обучение.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Оймяконский улус (район)» перечислена на счет ФГБОУ ВО «<данные изъяты> №, открытый в Операционном департаменте Банка России <адрес> сумма 85 000 рублей.
3) в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ, Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, выразившейся в желании незаконно получить за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)» третье высшее образование, вопреки интересам службы, с целью производства оплаты за обучение в ФГБОУ ВО <данные изъяты> за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)», достоверно зная, что не имеет право использовать бюджетные средства МО «Оймяконский улус (район)» для оплаты своего образования, подписал письмо за исходящим номером 35 на имя Председателя Улусного (районного) Совета депутатов МО «Оймяконский улус (район)» с просьбой выделить 85 000 (восемьдесят пять тысяч) рублей с обоснованием: «оплата по договору № от ДД.ММ.ГГГГ При этом, он не указал в письме, что оплачивается его личное обучение в ФГБОУ ВО «<данные изъяты> и указанный договор к письму не приложил, так как знал, что в подобном случае денежные средства выделены не будут ввиду отсутствия соответствующих программ. Тем самым, он ввел в заблуждение депутатов Улусного (районного) Совета депутатов МО «Оймяконский улус (район)» относительно того, что данные средства намеревается использовать для оплаты своего личного обучения.
В свою очередь, введенные в заблуждение депутаты Улусного (районного) Совета депутатов МО «Оймяконский улус (район)» приняли решение № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, помимо прочего, внесены уточнения в расходную часть в бюджет МО «Оймяконский улус (район)» на сумму 85 000 (восемьдесят пять тысяч) рублей.
Далее, продолжая свои преступные действия, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, Захаров М.М., являясь главой органа местного самоуправления – МО «Оймяконский улус (район)», то есть должностным лицом муниципального органа, умышленно, из корыстной заинтересованности, выразившейся в желании незаконно получить за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)» третье высшее образование, вопреки интересам службы, с целью производства оплаты за обучение в ФГБОУ ВО «<данные изъяты> за счет средств бюджета МО «Оймяконский улус (район)», достоверно зная, что не имеет право использовать бюджетные средства МО «Оймяконский улус (район)» для оплаты своего образования, вынес заведомо незаконное распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому: 1) Захарову М.М. представлен учебный отпуск, связанный с обучением в высшем учебном заведении; 2) главному бухгалтеру поручено оплатить за обучение.
На основании указанного распоряжения, платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Оймяконский улус (район)» перечислена на счет ФГБОУ ВО <данные изъяты>» №, открытый в Операционном департаменте Банка России <адрес>, сумма 85 000 рублей.
Тем самым, указанные выше умышленные действия Захарова М.М., связанные с незаконной оплатой его обучения в ФГБОУ ВО «<данные изъяты> повлекли:
- существенное нарушение прав и законных интересов организации, выразившееся в причинении бюджету МО «Оймяконский улус (район)» материального ущерба в размере 255 000 (двести пятьдесят пять тысяч) рублей;
- в неэффективном использовании бюджетных средств, поскольку вопреки положениям ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета МО «Оймяконский улус (район)» незаконно отвлечены для удовлетворения личных нужд Захарова М.М. 255 000 (двести пятьдесят пять тысяч), которые могли и должны были быть использованы на общественно-значимые цели;
- существенное нарушение конституционных принципов организации органов местного самоуправления, регламентированные ч. 1, 3 ст. 98 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия), основанные на законности, самостоятельности, ответственности, соразмерности материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления.
При ознакомлении с материалами уголовного дела Захаров М.М. обратился с ходатайством, в котором просит применить особый порядок принятия судебного решения, в связи с его согласием с предъявленным обвинением.
Подсудимый в суде в присутствии защитников поддержал свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, заявил, что согласен с предъявленным обвинением, вину признает полностью, ходатайство заявлено добровольно, после консультации со своими защитниками, последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства он осознает.
Защитники Огоюкин И.И., Наумов В.С. ходатайство подсудимого о рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства поддержали.
Представитель потерпевшего Паскал Г.Н. согласился с ходатайством подсудимого о рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.
Государственный обвинитель Воротов И.П. ходатайство подсудимого считает законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, считает, что имеются основания рассмотрения в особом порядке и постановлению приговора без проведения судебного разбирательства.
Суд, обсудив ходатайство подсудимого, установил, что условия, предусмотренные ч.ч. и 2 ст. 314, 315 УПК РФ соблюдены - имеются согласия государственного обвинителя, защитника, представителя потерпевшего, защитников; санкция за преступления, инкриминируемое подсудимому, не превышает 10 лет лишения свободы; подсудимый осознает характер и последствия заявленного им ходатайства; ходатайство заявлено им добровольно в присутствии защитника и после проведения консультаций с защитником. При этом установлено, что обвинение, с которым согласился подсудимый, является обоснованным и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, препятствий для рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства не имеется. Ввиду соблюдения всех требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, судом ходатайство подсудимого удовлетворено и дело рассмотрено в особом порядке.
Действия подсудимого Захарова М.М. суд квалифицирует по ч. 2 ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации, совершенное главой органа местного самоуправления, по второму эпизоду суд также квалифицирует ч. 2 ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации, совершенное главой органа местного самоуправления.
Суд, изучив личность подсудимого Захарова М.М. установил, что он ранее не судим, к административной ответственности не привлекался. Участковым по месту жительства характеризуется положительно, характеристика с Администрации муниципального образования «Оймяконский улус «район» РС (Я) положительная, По заявленным ходатайствам защиты подсудимого приобщены к материалам дела дополнительные характеристики, где подсудимый Захаров М.М. характеризуется исключительно положительно. Имеет благодарности, почетные грамоты Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), Главы Республики Саха (Якутия), приказом Министерства по делам молодежи и семейной политике РС (Я) награжден нагрудным знаком « Отличник молодежной политики Республики Саха (Якутия)».
Согласно справки главного врача ГБУ РС (Я) <данные изъяты> Захаров М.М. на диспансерном наблюдении у психиатров в ГБУ РС (Я) <данные изъяты> не состоит, согласно справки ГБУ РС (Я) <данные изъяты> на диспансерном учете у врача психиатра и нарколога не состоит, сведения о прохождении лечения отсутствуют. Суд полагает, что подсудимый является вменяемым и подлежит к уголовной ответственности за содеянное.
При назначении вида и меры наказания в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, в соответствии с п.п. «и», «г», «к» ч.1 ст. 61 УК РФ, суд признает: активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие малолетнего и несовершеннолетнего детей у подсудимого, добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного преступлением. В соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ в качестве иных смягчающих обстоятельств суд признает: полное признание вины, чистосердечное раскаивание в совершенном, ранее не судим, положительные характеристики, наличие грамот и нагрудного знака «Отличник молодежной политики Республики Саха (Якутия)».
Суд не может согласиться с доводами защиты о признании явки с повинной подсудимого в силу п. «и» части 1 ст. 61 УК РФ. Подсудимый в ходе допроса от ДД.ММ.ГГГГ сообщил следователю, что он также использовал свои полномочия при получении высшего образования в городе Москва, то есть по второму эпизоду. При возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ и на первых допросах он не сообщал и не заявил явку с повинной об обстоятельствах совершенного им в 24.11. 2017 г. правонарушении.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. за № 15 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» под явкой с повинной, которая в силу пункта «и» части 1 ст. 61 УК РФ является обстоятельством, смягчающим наказание, следует понимать добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении, сделанное в письменном или устном виде.
Не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления. Признание лицом своей вины в совершении преступления в таких случаях может быть учтено судом в качестве иного смягчающего обстоятельства в порядке части 2 ст. 61 УК РФ или, при наличии к тому оснований, как активное способствованию и расследованию преступления.
Обстоятельством, отягчающих наказание подсудимого, предусмотренных ст. 63 УК РФ, не имеется.
Государственный обвинитель Воротов И.П. считает, что отягчающим наказание обстоятельством по обоим эпизодам является, на его взгляд, совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному, в силу его служебного положения (п. «м» ч.1 ст. 61 УК РФ), поскольку, как следует из предъявленного подсудимому обвинения по обоим эпизодам, его подчиненные были не осведомлены о преступных намерениях подсудимого и были обязаны исполнять его поручения и указания, кроме того, он совершил умышленные преступления, будучи избранным населением Оймяконского района, оказавшим ему доверие на выборах, которое было использовано Захаровым М.М. для решения личных материальных потребностей вопреки законным интересам службы.
С данным доводом государственного обвинителя суд не может согласиться, так как подсудимому предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 285 УК РФ (по двум эпизодам) - злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации, совершенное главой органа местного самоуправления. Исходя из предъявленных обвинений подсудимому Захарову М.М. не предъявляется обвинение в совершении преступлений – злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий с использованием доверия.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. за № 15 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» предусмотренный статьей 63 УК РФ перечень обстоятельств, отягчающих наказание, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. С учетом этого, обстоятельства, отягчающие наказание, в приговоре должны быть указаны таким образом, как они предусмотрены в уголовном законе.
При наличии смягчающих обстоятельств, а именно п.п. «и», «г», « к» ч.1 ст. 61 УК РФ, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие малолетнего и несовершеннолетнего детей, добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненных в результате преступления, суд считает необходимым назначить подсудимому наказание с применением ч.1 ст. 62 УК РФ.
Кроме смягчающих наказание обстоятельств при решении вопроса о назначении подсудимому Захарову М.М. наказания, в соответствии со ст.ст. 6, 60 УК РФ, суд учитывает обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, а также обстоятельства совершения, тяжесть и степень общественной опасности данного преступления, личность виновного, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Суд считает необоснованным доводы защиты об изменении категорию преступления в отношении Захарова М.М. на основании ч.6 ст. 15 УК РФ на менее тяжкую и освобождении его от отбывания наказания на основании ст. 75 УК РФ в связи с деятельным раскаянием.
Преступления, инкриминируемые подсудимому Захарову М.М. относятся к категории умышленных тяжких преступлений. С учетом фактических обстоятельств совершенных преступлений, степени общественной опасности, суд не находит оснований для изменения категории совершенных подсудимым преступлений на менее тяжкое в соответствии с ч.6 ст. 15 УК РФ.
Также суд не может признать совокупность смягчающих наказание обстоятельств исключительными применить к подсудимому правила ст.64 УК РФ, так как цели и мотивы преступления не указывают на существенное уменьшение степени общественной опасности совершенного им преступления.
Как установлено в судебном заседании подсудимый Захаров М.М. в настоящее время не работает, имеет на иждивении троих детей, из них малолетний и несовершеннолетний дети, старший ребенок студентка, супруга также не работает, вносят плату за ипотеку. Учитывая данные обстоятельства, материальное положение подсудимого суд считает нецелесообразным и необоснованным назначение наказание в виде штрафа подсудимому.
Поскольку уголовное дело рассмотрено в особом порядке, суд при назначении наказания применяет правила ч.5 ст. 62 УК РФ.
Учитывая необходимость соответствия характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, тяжести совершенных преступлений, а также, учитывая влияние назначаемого наказания на исправление Захарова М.М. и на условия жизни его семьи, с учетом наличия обстоятельств, смягчающих наказание и отсутствие отягчающих обстоятельств и что достижение целей наказания, а именно исправление подсудимого и предупреждение совершения новых преступлений возможно при назначении наказания в виде лишения свободы, но при этом суд считает необходимым Захарову М.М. назначить лишение свободы с применением ст. 73 УК РФ в виде условного осуждения с возложением определенных обязанностей и с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать руководящие должности на государственной службе и в органах местного самоуправления.
Гражданский иск по делу не заявлен.
В соответствии со 81 УПК РФ вещественные доказательства по делу копии документов подлежат хранению в материалах уголовного дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Захарова М.М. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 285, ч.2 ст. 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации и назначить ему наказание по этим статьям –
по ч.2 ст.285 УК РФ - в виде 2 лет лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на 2 года
по ч.2 ст. 285 УК РФ – в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний по совокупности преступлений назначить окончательное наказание в виде 3 лет лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на 2 года.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Захарову М.М. наказание в виде лишения свободы считать условным, установить ему испытательный срок продолжительностью в 1 год 6 месяцев (один год 6 месяцев) и обязать его не менять место жительство без предварительного письменного уведомления уголовно - исполнительной инспекции, встать на учет в уголовно- исполнительную инспекцию и являться по вызовам в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации один раз в месяц, в дни, установленные уголовно – исполнительной инспекцией.
Меру пресечения осужденному Захарову М.М. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
Процессуальные издержки, взысканию с подсудимого не подлежат на основании ч. 10. ст. 316 УПК РФ.
Гражданский иск по уголовному делу не заявлен.
Вещественные доказательства по уголовному делу: заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на 1-м листе; доверенность на имя ФИО12 за подписью Захарова М.М. от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; расписка о получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение администрацией МО «Оймяконский улус (район)» у ФИО4 <адрес> с передаточным актом на 5-ти листах; постановление главы муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; договор социального найма между МО «<адрес>» и ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ с передаточным актом и паспортом жилого помещения на 7-ми листах; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме «приобретение квартиры в муниципальную собственность МО «Оймяконский улус (район)» № на 1-м листе; муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение администрацией МО «Оймяконский улус (район)» у ФИО4 <адрес> с передаточным актом на 5-ти листах с отметкой государственной регистрации; муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение администрацией МО «Оймяконский улус (район)» у ФИО4 <адрес> с передаточным актом на 5-ти листах без отметки государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №; копия паспорта ФИО4 на 2-х листах; копия согласования № на размещение заказа у единственного источника; журнал с наименованием: «распоряжения главы МО», в ФИО5 обложке, листы не пронумерованы; технический паспорт жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес> РС (Я) на 3-х листах; кадастровый паспорт жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес> РС (Я) на 2-х листах; договор передачи жилого помещения в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ. на 1-м листе; расписка в получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ; копия паспорта ФИО10 на 2-х листах; копия паспорта ФИО8 на 2-х листах; выписка по лицевому счету ОФ АО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; справка Филиала <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; справка МУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; справка УК ООО УЖКХ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. на 1-м листе; справка ООО ОКК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; справка администрации МО «Оймяконский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; копия паспорта ФИО1 на 3-х листах; заявление ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; заявление ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе; распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ на 1-м листе хранить в камере хранения вещественных доказательств СУ СК России по РС (Я) по адресу: <адрес> и после вступления приговора в законную силу передать по принадлежности;
копия согласования № на размещение заказа у единственного источника от ДД.ММ.ГГГГ исх. № на 1-м листе; оригинал согласования № на размещение заказа у единственного источника от ДД.ММ.ГГГГ исх. № на 1-м листе; протокол заседания постоянно действующей комиссии министерства финансов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на 2-х листах; письмо-согласование от ДД.ММ.ГГГГ исх. № за подписью Захарова М.М. на 1-м листе; документация по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта: приобретение квартиры для муниципальных нужд, утвержденная ДД.ММ.ГГГГ главой МО «Оймяконский улус (район)» Захаровым М.М. на 41-м листе; расписка в получении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ о получении ФИО4 у Захарова М.М. 1 500 000 рублей на 1-м листе; договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрация МО «<адрес>» передает в служебное пользование Захарову М.М. жилище, расположенное по адресу: <адрес> на 3-х листах хранить в уголовном деле (том № л.д. <данные изъяты>).
Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию права от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> на 1-м листе; договор № от ДД.ММ.ГГГГ передачи жилого помещения в собственность граждан на <адрес> на 1-м листе; нотариально заверенное заявление № Захарова М.М. о том, что он не возражает против приватизации <адрес> на 1-м листе на 1-м листе; договор социального найма в домах муниципального жилищного фонда МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> с актом передачи жилого помещения и паспортом жилища на 7-ми листах хранить в уголовном деле (том № л.д. <данные изъяты>).
Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпуска Захарову М.М. на 1-м листе; распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпуска Захарову М.М. на 1-м листе, к которому скобами подколота справка-подтверждение о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.М. находился на обучение в «ФГБОУ ВО <данные изъяты>»; распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпуска Захарову М.М. на 1-м листе, к которому скобами подколота справка-подтверждение о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.М. находился на обучение в «ФГБОУ ВО <данные изъяты>»; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 85 000 рублей на 1-м листе; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 85 000 рублей на 1-м листе; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 85 000 рублей на 1-м листе; счет № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 85 000 рублей на 1-м листе; счет № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 85 000 рублей на 1-м листе хранить в камере хранения вещественных доказательств СУ СК России по РС (Я) по адресу: <адрес> (том № л.д. <данные изъяты>) и после вступления приговора в законную силу передать по принадлежности.
3
Приговор может быть обжалован в течение десяти суток в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с момента провозглашения с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ. Разъяснить осужденному, что в случае обжалования приговора он вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, имеет право поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника, право пригласить защитника про своему выбору, отказать от защитника, ходатайствовать о назначении другого защитника (ст. 16 ч.4 УПК РФ). Разъяснить, что в случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток, суд вправе предложить пригласить другого защитника, а в случае отказа – принять меры по назначению защитника по своему усмотрению.
При получении копий апелляционных жалоб или представлений, затрагивающих интересы осужденного, последний в течение 10 (десяти) суток вправе заявить ходатайство о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Судья В.Н. Федорова