Решение по делу № 2-1908/2019 ~ М-1465/2019 от 23.04.2019

Дело № 2-1908/2019    

03RS0004-01-2019-001733-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2019 года                                    г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,

при секретаре Мужчинкиной Г.М.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Уфы ШАИ,

истца МВХ,

представителей ответчиков ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России ТЕВ, ЯВН,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МВХ к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

МВХ обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о компенсации морального вреда (с учетом уточнений).

В обосновании своих требований МВХ ссылается на то, что 20 ноября 2018 года он проходил комиссию МСЭ в бюро <адрес>, где руководитель комиссии Бюро ТЕВ приняла решение о дополнительном медицинском обследовании. Во время самой комиссии ТЕВ и ее коллеги вели себя с ним некорректно, грубо, надменно, всячески проявляли свое негативное, дискриминационное отношение по причине его социального статуса <данные изъяты> Каждый раз подчеркивая, что он сам виноват, что угробил свое здоровье алкоголем и наркотиками, что государство не обязано платить ему пенсию. Все время, пока шла комиссия ТЕВ с коллегами издевались над ним и унижали его, в итоге под конец комиссии у него начался нервный срыв, он стал заикаться, его всего трясло, в итоге у него сильно поднялось давление, что опасно для его здоровья, поскольку перенес <данные изъяты>, так что нервничать вообще категорически нельзя. 05 июня 2017 года он первый раз проходил комиссию МСЭ в бюро , где ТЕВ отказала ему в инвалидности, также проявляла во время комиссии предвзятое отношение и старалась всячески вывести его из себя, однако он проглотил все обиды на нее и закрыл на ее поведение глаза, но это повторилось с удвоенной ненавистью к нему и пренебрежением как к человеку второго сорта, что неуместно в врачебной этике и противоречит клятве Гиппократа. 19 января 2018 года ТЕВ во время второй комиссии МСЭ приняла решение о дополнительном обследовании, только для формальности, чтобы измотать его поездками в ФКЛПУ-17 г.Уфы, поскольку в конечном счете она отказала ему в инвалидности. 20 ноября 2018 года ситуация повторилась, только в этот раз ТЕВ перешла рамки дозволенного, а именно: 15 января 2019 года он был этапирован в больницу ФКЛПУ-17 г.Уфы, однако руководитель комиссии бюро г.Уфы ТЕВ вынесла свое решение уже 18 января 2019 года, спустя три дня после результатов дополнительного медицинского обследования, чем и доказала свое предвзятое отношение, дискриминационного характера в отношении к нему. В своем исковом заявлении он не хочет оспорить само решение комиссии МСЭ бюро , а хочет доказать факт злоупотребления должностными полномочиями, а также предвзятое дискриминационное отношение со стороны комиссии МСЭ, вследствие чего ему был нанесен моральный и нравственный вред. Вышеуказанные решения указывают на ряд нарушений его прав, а именно: 15 января 2019 года она был этапирован в больницу ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН РФ по Республике Башкортостан, где находился до 06 февраля 2019 года, однако ТЕВ вынесла свое решение уже через три дня после его этапирования, то есть 18 января 2019 года. В приложении №1 в конце справки указано то, что он выписывается с пакетом документов на МСЭ, категория труда: «нетрудоспособен до решения МСЭ», однако в приложении №2 руководитель экспертного состава указывает, что у него выявлены стойкие незначительные нарушения функций организма, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности (способности к самообслуживанию, передвижению, общению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности) и не являются основанием для установления группы инвалидности. Однако эти два документа полностью противоречат друг другу, а именно: в приложении №1 указано категория труда «нетрудоспособен до решения МСЭ», однако комиссия МСЭ при вынесении ему своего решения об отказе, даже не написали какой труд ему запрещен, при его заболеваниях, что в очередной раз доказывает предвзятое отношение ТЕВ, превышение и злоупотребление ею своими должностными полномочиями. В приложении №1 указано что у него нарушение речи с 2011 года, однако это противоречит приложению №2, где указано, что его заболевания не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности в том числе и общению. А поскольку после двух инсультов он очень плохо разговаривает, то этот факт мешает ему полноценно общаться с людьми, а основное время приходится молчать. Считает, что причинен ему моральный вред вследствии нарушения его прав. Просит взыскать с ответчика Министерства финансов Российской Федерации в пользу него компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

В судебном заседании истец МВХ (участвовал посредством видеоконференцсвязи) измененные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России ТЕВ, ЯВН в судебном заседании измененные исковые требования не признали, просили отклонить.

Прокурор ШАИ, участвующий в деле, в судебном заседании полагал измененные исковые требования подлежащими отклонению, в связи с необоснованностью.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, просил в иске отказать по доводам изложенным в возражении.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.

В силу ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Судом установлено, что 26 июля 2017 года МВХ впервые самостоятельно обратился на освидетельствование в бюро -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» со справкой об отказе в направлении на МСЭ. Бюро оформлена программа дополнительного обследования - консультация гастроэнтеролога, УЗИ ОБП, консультация инфекциониста.

19 января 2018 года истец освидетельствован в бюро -филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», инвалидом не признан.

С 14 января 2018 года по 07 марта 2018 года в порядке обжалования решения бюро -филиала МВХ очно переосвидетельствован экспертным составом ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России. Инвалидность не установлена.

С 28 марта 2018 года по 05 апреля 2018 года в порядке обжалования решения экспертного состава МВХ очно освидетельствован экспертным составом ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России. Инвалидность не установлена.

С 20 декабря 2018 года по 18 января 2019 года МВХ освидетельствован по направлению на МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, выданному больницей ФКУЗ Медико-санитарная часть ФСИН с целью установления группы инвалидности и разработки ИПРА в бюро -филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан». Составлен акт и протокол .38.2/2018.

<данные изъяты>

Экспертное решение бюро: По представленным медицинским, медико-экспертным документам, личному осмотру выявлены <данные изъяты> Решение вынесено в соответствии с действующими нормативными документами: «Правилами признания лица инвалидом», утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года№95 р.П и «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными гос. учреждениями МСЭ», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 года №1024н, раздел П,п.4, абзац 3 (незначительные нарушения 10-30%).

С 09 апреля 2019 года по 13 мая 2019 года в порядке контроля МВХ очно освидетельствован экспертным составом №3 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России. Составлен акт и протокол №187.103.3.2/2019.

<данные изъяты>

Экспертное заключение Главного бюро (экспертного состава№3) по данным анализа экспертно-медицинских документов, данным осмотра специалистов Главного бюро МСЭ, результатов дополнительного обследования у больного выявлены <данные изъяты> Решение вынесено руководствуясь «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утв. Приказом Минтруда и соц. защиты РФ от 17 декабря 2015 года № 1024н.

При проведении медико-социальной экспертизы федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы руководствуются нормативно-правовыми актами: Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ. Определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Ст.1 Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года №310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года №59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы». «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95.

Согласно п.1 Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Согласно п.2 «Правил признания инвалидом...» признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психических данных с использованием классификаций и критериев, утверждённых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Условиями признания лица инвалидом являются: (п. 5 « Правил»): а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться в пространстве, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты включая реабилитацию. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать своё поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

Имеются 3 степени выраженности основных категорий жизнедеятельности 1, 2, 3 степень.

«Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утв. Приказом Минтруда и соц. защиты РФ от 17 декабря 2015 года № 1024н.

Поскольку, в бюро № 38-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан», ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России в 2018-19г. выявлены незначительные нарушения функций организма (в диапазоне от 10 до 30%), которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, правовых оснований для установления МВХ группы инвалидности не имелось.

Согласно п. 12 Приказа Минтруда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 года №1024н критерием для установления 3 группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности.

В связи с изложенным, суд принимает во внимание, что медико-социальные экспертизы проводились в соответствия с нормами законодательных актов, регулирующих процедуру и критерии проведения экспертизы.

В ходе судебного заседания представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России ТЕВ, пояснила, что все сотрудники Главного бюро и его подразделений изучают методическое пособие «Этика и деонтология в практической деятельности специалистов учреждений МСЭ, тактика бесконфликтного поведения. На конференциях сотрудникам учреждения указывалось неоднократно на соблюдение этики и деонтологии в работе. Для сотрудников бюро -филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан», Главного бюро, которые проводили освидетельствование в отношении МВХ в 2018 и 2019 года, это было обычное рядовое освидетельствование, и предвзятого отношения к МВХ имеющему статус осужденного, не было.

Установлено, что медико-социальные экспертизы проводились в соответствия с нормами законодательных актов, регулирующих процедуру и критерии проведения экспертизы.

Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель ВКВ, показал, что проходил освидетельствование вместе с МВХ. Он также является осужденным. Тюлис действительно вела себя с нарушениями норм этики. Позволяла себе неэтичное отношение к МВХ. Ему также отказано в установлении инвалидности.

В ходе рассмотрения дела истцом МВХ не представлено доказательств причинения ему нравственных или физических страданий сотрудниками организации ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России. Истец не указал и не доказал конкретно какие нравственные или физические страдания им понесены, при каких обстоятельствах и какими действиями они нанесены, чем подтверждается факт причинения страданий, какая степень вины учреждения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действиями сотрудников ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России права и законные интересы истца нарушены не были, а потому исковые требования подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении измененных исковых требований МВХ к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы Республика Башкортостан.

Председательствующий    

2-1908/2019 ~ М-1465/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура по РБ
Мирхайдаров Владислав Хамитович
Ответчики
ФКУ Главное Бюро МСЭ по РБ
Министерство финансов Российской Федерации
Минфин РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Судья
Идиятова Н.Р.
23.04.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2019[И] Передача материалов судье
26.04.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
21.05.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2019[И] Судебное заседание
25.06.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2019[И] Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
09.12.2019[И] Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
17.01.2020[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее