Дело № 2-88/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Сергокала 22 апреля 2015 г.
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова И.О.,
при секретаре Магомедовой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МР «<адрес>» и МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации МР «<адрес>» и МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму.
В судебном заседании прокурор <адрес> Республики Дагестан ФИО2 подтвердил заявленные требования, указав, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка законности и эффективности, принимаемых органами местного самоуправления <адрес> и администрациями образовательных организаций <адрес> мер по обеспечению антитеррористической защищенности таких организаций. В ходе проверки установлено, что законодательство о противодействии терроризму МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> исполняет не в полной мере. Здание МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> не оборудовано устройством для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация), что нарушает право посещающих учреждение детей на безопасные условия пребывания в учреждении и создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности. Заместитель прокурора в судебном заседании просил возложить соответствующую обязанность на Администрацию МР «<адрес>» обеспечить финансирование в срок до 01.09.2015г., а МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> установить тревожную кнопку вызова в срок до 01.09.2015г..
Представитель ответчика начальник юридического отдела Администрации МР «<адрес>» ФИО3, действующий на основании доверенности от 12.01.2015г., в судебном заседании требования прокурора признал полностью и не возражал против их удовлетворения.
Представитель ответчика заведующая МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> ФИО4 в судебном заседании требования заместителя прокурора признала полностью и не возражала против их удовлетворения, пояснив, что данные нарушения устранить не представляется возможным в виду отсутствия финансирования.
Заслушав истца прокурора <адрес> ФИО2, представителей ответчиков ФИО5 и ФИО4, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, т.е. определить.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В исковом заявлении в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 131 ГПК РФ указано, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право нарушено, и содержится ссылка на закон, предусматривающие способы защиты этих интересов.
В ходе проверки установлено, что законодательство о противодействии терроризму МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> исполняет не в полной мере.
Здание МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> не оборудовано кнопкой тревожной сигнализации, для экстренного вызова полиции, что нарушает право посещающих учреждение детей на безопасные условия пребывания в учреждении и создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности.
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлении и их последствии;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. 4.18 Свода правил «Общественные здания и сооружения», утвержденные приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № здания дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, домов интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов, лечебных учреждений должны быть оборудованы каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения.
Принципы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритета мер предупреждения терроризма согласно ст. 2 ФЗ от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются одними из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённое Президентом Российской Федерации 05.10.2009г.).
Согласно ст. 3 ист. 6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной ВС СССР 13.06.1990г., во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с Федеральным законом от 10.04.2000г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни.
Органы местного самоуправления в соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 6. ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из информации финансового управления администрации МР «<адрес>» от 24.02.2015г. № следует, что за 2013-2014 гг. и истекший период 2015 года бюджетные средства на установку в образовательных учреждениях района (в школах и садиках) тревожных кнопок экстренного вызова, а также на другие цели, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждении <адрес>, не выделялись.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно Уставу МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> является юридическим лицом, несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность, в том числе за выполнение функций, отнесённых к его компетенции; соответствие принимаемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям и потребностям детей; жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения. За учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности закрепляются объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, принадлежащие МР «<адрес>».
Учредителем МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> является администрация МР «<адрес>».
Уставом МР «<адрес>» определено, что администрация МР «<адрес>» организует: предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Дагестан; предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является важным объектом инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Осуществление деятельности МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.
Согласно ст. 12 ГПК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Отсутствие устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта.
Согласно письма Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации») в состав мероприятий направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений включены в том числе, наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
В соответствии со ст.39 ч.1 и ч.2 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Признание иска ответчиком в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, имеются основания для принятия судом признания ответчиком иска.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства как в отдельности, так и в совокупности, с учётом вышеприведённой нормы закона, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение обязать соответствующий орган государственной власти, органа местного самоуправления, должностное лицо, государственного и муниципального служащего, решения и действия которого оспариваются, устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и законных интересов граждан.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке выполнения ответчиком возложенных на него обязательств, суд учитывает время, необходимое для решения вопроса по государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу и полагает необходимым установить разумный срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
Принимая во внимание, что истец – прокурор <адрес>, исковые требования которого удовлетворены, и ответчик Администрации МР «<адрес>», в соответствии с пподп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу освобождены, на основании п. 3 ч.1 ст.333.19, подп.8 п.1 ст.333.20, абз.2 ч.2 ст.333.18 Налогового кодекса РФ и в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>, не освобождённого от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей. (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст.333.19 НК РФ – 4000 рублей : 2 плательщика).
В ходе судебного разбирательства данного дела представитель ответчика заведующая МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> ФИО4 заявила ходатайство об освобождении МКДОУ «Детский сад Олимпийский» <адрес> от уплаты государственной пошлины, представив справку о том, что у финансового управления Администрации МР «<адрес>» по общеобразовательным учреждениям в 2015 году отсутствуют денежные средства на прочие расходы кроме как на выплату заработной платы.
Согласно ч. 2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер.
С учётом тяжёлого финансового положения ответчика МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>, суд, в связи с заявленным ходатайством, полагает необходимым освободить МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, районный суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МР «<адрес>» и МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму удовлетворить в полном объёме.
Возложить на администрацию МР «<адрес>» и МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Обязать Администрацию МР «<адрес>» осуществить финансирование по организации установки устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>, расположенном по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> обеспечить наличие устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>, расположенном по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.
Решение суда принято в окончательной форме «22» апреля 2015 года.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Федеральный судья И.О. Магомедов.