Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-1324/2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 24 марта 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2014 года, по которому
отказ Администрации МО ГО «Сыктывкар» во внесении Тайборей Н.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда признан незаконным,
на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность внести Тайборей Н.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснений представителя Тайборей Н.В. - <Фамилия обезличена>, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тайборей Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа во внесении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и включении в указанный Список, указав, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения для постоянного проживания не имеет, однако ответчик безосновательно отказался поставить ее на соответствующий учет, сославшись на достижение 23-летнего возраста.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица АМО ГО «Воркута» и постановил приведенное решение.
Об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права, просит АМО ГО «Сыктывкар». В жалобе апеллянт указывает на то, что на момент обращения к нему с заявлением о постановке на учет Тайборей Н.В. уже не могла рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меры социальной поддержки, так достигла возраста 34 лет.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Представитель истца с жалобой не согласилась, находя решение законным и обоснованным.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Согласно части 1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность решения суда в порядке ст.327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены либо изменения постановленного решения суда.
Из дела усматривается следующее.
Тайборей Н.В. родилась <Дата обезличена> года, в связи с лишением ее матери <Дата обезличена> родительских прав с возраста 3,5 лет относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей и была передана органам опеки и попечительства для устройства в государственные детские учреждения.
Решением Исполнительного комитета Воркутинского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена> за Тайборей Н.В. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>.
<Дата обезличена> Тайборей Н.В. достигла возраста 18 лет. На этот момент она проходила обучение в ФИО10, расположенном на территории <Адрес обезличен>, которое окончила <Дата обезличена> года.
<Дата обезличена> на основании решения Совета города Воркуты от <Дата обезличена> года <Адрес обезличен>, в котором располагалась закрепленная за Тайборей Н.В. квартира, был ликвидирован.
Исходя из данных о регистрации по месту пребывания и объяснений представителя истца в суде первой инстанции, с <Дата обезличена> года Тайборей Н.В. зарегистрирована и проживает у своего сожителя по адресу: <Адрес обезличен>.
<Дата обезличена> Тайборей Н.В. обратилась в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о ее внесении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
<Дата обезличена> ответчиком было сообщено истцу о принятом решении об отказе в удовлетворении ее заявления по основанию достижения 23-летнего возраста.
Удовлетворяя требования Тайборей Н.В., суд исходил из того, что истец относится к числу лиц социально незащищенного слоя населения (сирот), о ликвидации <Адрес обезличен> уведомлена не была и узнала об этом лишь в <Дата обезличена> года. Отсутствие сведений о прекращении существования закрепленного за ней жилья препятствовало ей своевременно реализовать свое право на получение мер социальной поддержки в возрасте до 23 лет. Основываясь на положениях п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции на основании установленных по делу обстоятельств счел, что при таком положении вещей сам факт достижения Тайборей Н.В. 23-летнего возраста к моменту обращения в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» не имеет значения в настоящем споре.
Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными.
С 01.01.2013 года базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 9 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, для правильного рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, необходимо выяснить, относится ли истец к кругу лиц, на которых распространяется действие данной нормы, а именно: относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеет ли истец закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения; состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Только при наличии совокупности всех приведенных условиях вывод суда о наличии у лица, обратившегося за судебной защитой своих предполагаемо нарушенных прав по соответствующему основанию, может являться правомерным и обоснованным.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как следует из обстоятельств текущего дела, Тайборей Н.В. впервые обратилась к ответчику по вопросу о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда <Дата обезличена> (в возрасте 34 лет), повторно – <Дата обезличена> года.
Доводы искового заявления о наличии переписки с ответчиком за более ранний период, в том числе, за период обучения Тайборей Н.В. в Коми Республиканском колледже культуры им.Чисталева, доказательствами не подтверждены. В суде апелляционной инстанции представитель Тайборей Н.В. подтвердила отсутствие у истца таких доказательств.
Вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на соответствующий учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, может быть разрешен при наличии к тому уважительных причин, к которым относятся неправомерные либо ненадлежащие действия органов опеки и попечительства, опекунами, попечителями своих обязанностей по защите прав этих детей, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В настоящем деле такие обстоятельства отсутствуют.
У ответчика, равно как и у третьего лица, отсутствовала законная обязанность по уведомлению истца о закрытии поселка, на территории которого за ней было закреплено жилое помещение. К указанному моменту Тайборей Н.В. достигла совершеннолетия и обрела полную право- и дееспособность.
Кроме того, с момента закрытия поселка (<Дата обезличена> год) и до достижения возраста 23 лет ( <Дата обезличена> год) при должной степени заботливости и осмотрительности у истца было достаточно времени для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений, в избранном ею месте жительства в порядке, установленном законом.
После окончания обучения в ФИО10 (<Дата обезличена> год) и до момента обращения в АМО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении в Список (<Дата обезличена> год) прошел достаточный длительный промежуток времени ( 13 лет), за период которого сведений об уважительности причин, препятствующих обращению в орган местного самоуправления для постановки на учет, Тайборей Н.В. не представлено.
Поскольку Тайборей Н.В. обратилась в АМО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении ее в список детей-сирот в качестве нуждающейся в получении жилья в возрасте 34 года; до достижения возраста 23 лет с требованиями о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не обращалась, на Тайборей Н.В. в настоящее время не распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Доказательств, подтверждающих невозможность встать на учет заявителем не предоставлено.
При таких обстоятельствах правовые основания для признания решения ответчика незаконным и удовлетворения требований Тайборей Н.В. отсутствуют.
Решение Сыктывкарского суда в силу п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, с вынесением нового об отказе в иске.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2014 года отменить, вынести по делу новое решение, по которому в удовлетворении требований Тайборей Н.В. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании отказа во внесении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и возложении обязанности внести Тайборей Н.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, отказать.
Председательствующий-
Судьи-