Дело № 2-431/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Таштагол 18 мая 2018 года
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Н.С.
при секретаре Платоновой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании, с извещением лиц, участвующих в деле, гражданское дело по иску Омельченко Д. В. к Дроздовой Н. Ф., Омельченко З. С., Администрации Коуринского сельского поселения о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Омельченко Д.В. обратился в суд с иском к Дроздовой Н.Ф., Омельченко З.С., Администрации Коуринского сельского поселения о признании права собственности в силу приобретательской давности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> мотивируя это тем, что 28 <данные изъяты> он с супругой Омельченко З.С. приобрели у Дроздовой Н.Ф. по расписке (купчей) жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> для проживания с семьей. Расписка (купчая) была оформлена на Ответчика Омельченко З.С.
Дроздова Н.Ф. продала им этот дом за 12000 рублей, расписка о продаже дома имеется. Считает, что расписка является договором купли- продажи вышеуказанного жилого дома. Согласно расписки, покупателем дома является Омельченко З.С., однако приобретали они его для проживания их семьи в браке. Документы не оформили надлежащим образом до настоящего времени. С момента покупки дома, то есть с <данные изъяты> и по настоящее время он постоянно там проживает.
<данные изъяты>. брак с Ответчиком Омельченко З.С. прекращен.
С этого времени он единолично из своих средств оплачивает электроэнергию, содержит дом, продолжает им пользоваться.
С момента покупки он пользуется жилым домом, как своим собственным, садит огород, содержит дом в хорошем состоянии и оплачивает необходимые платежи.
В настоящее время возникла необходимость оформить право собственности на жилой дом, однако он этого сделать не может, поскольку местонахождение продавца по расписке (купчей) Дроздовой Н.Ф. ему неизвестно.
Согласно технического паспорта БТИ от <данные изъяты>., общая площадь дома составляет 39,3 кв.м., жилая площадь 22,1 кв. м., инвентаризационная стоимость 148082 руб.
Им были запрошены сведения из ЕГРП на дом и на земельный участок, на котором располагается вышеуказанный дом. Право собственности на жилой дом по указанному адресу в ЕГРП не зарегистрировано, уведомления об отсутствии сведений им получены и прилагаются.
В жилом доме никто не зарегистрирован. Согласно сведений из похозяйственной книги, он значится по данному адресу с <данные изъяты> г. и по настоящее время. <данные изъяты> г. им был заключен договор аренды земельного участка <данные изъяты> по данному адресу. Кроме того, <данные изъяты> г. им был заключен договор энергоснабжения жилого дома № <данные изъяты>
С момента приобретения дома он содержит его в хорошем состоянии, пригодном для проживания, оплачивает необходимые коммунальные платежи, то есть владеет жилым домом как своим собственным в течение 17 лет.
Земельный участок по вышеуказанному адресу состоит на кадастровом учете с № <данные изъяты> имеет общую площадь 1500 кв.м.
Считает, что договор купли-продажи спорного имущества - расписка от <данные изъяты>. отвечает требованиям ст. ст.550, 554, 555 ГК РФ. Условия данного договора сторонами исполнены.
Он не является собственником жилого дома, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным недвижимым имуществом более 15 лет.
Добросовестность владения подтверждается тем, что он с <данные изъяты>. пользуется домом, содержит его в надлежащем состоянии, проводит ремонты, оплачивает потребленную электроэнергию, садит огород. За 17 лет личного владения спорным жилым домом никто из третьих лиц не истребовал имущество из его владения, в том числе ни возможные собственники, ни их возможные правопреемники. Следовательно, основание владения жилым домом следует считать добросовестным.
Факт открытого владения подтверждается тем, что он не скрывал факта владения и пользования указанным жилым домом, хранил в нем свое имущество, а также использовала его в других личных целях.
Полагает, что имеются все основания для признания права собственности за ним на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Просит суд признать за ним право собственности на жилой дом, общей площадью 39,3 кв. м., жилой площадью 22,1 кв. м., по адресу: <данные изъяты>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1500 кв.м.
Определением Таштагольского городского суда от 23.04.2018 г. в качестве соответчика привлечена Дроздова (Никова) А.А.
Истец Омельченко Д.В. в судебном заседании заявленные требования полностью поддержал, просит суд признать за ним право собственности на жилой дом, общей площадью 39,3 кв. м., жилой площадью 22,1 кв. м., по адресу: <данные изъяты> расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1500 кв.м.
Ответчик Омельченко З.С. в судебном заседании предъявленные исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Коуринского сельского поселения в судебное заседания не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен, представил ходатайство, в котором против удовлетворения исковых требований Омельченко Д.В. не возражает, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Дроздова А.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении <данные изъяты> г., возвращенное за истечением срока хранения.
Выслушав явившиеся стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании достоверно установлено, что Дроздова Н.Ф., несмотря на отсутствие регистрации её прав на объекты недвижимости в органах гос. регистрации в силу ст. 6 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имела в собственности дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Дроздова Н.Ф. распорядилась имуществом и продала дом Омельченко З.С., о чем была составлена расписка от <данные изъяты> (л.д. № 7). Указанная расписка удостоверена свидетелем Лахмыткиным С.
Несмотря на отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на спорный дом, суд считает, что данная сделка состоялась, исходя из показаний истца Омельченко Д.В., ответчика Омельченко З.С.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Жилой дом в силу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации является недвижимым имуществом - к недвижимым вещам относятся земельные участки и все что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения.
Согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Из ч.1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателю земельный участок, здание, сооружения, квартиру или иное недвижимое имущество.
Как следует из ст. 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Пунктом 1 ст.551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Однако, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости. Право собственности у покупателя возникает с момента внесения платежа в соответствии с условиями заключенного договора купли-продажи.
Таким образом, судом установлено, что расписка от <данные изъяты> г., заключенная между Дроздовой Н.Ф. и Омельченко З.С., по своей сути является договором купли-продажи жилого дома, совершена в установленной законом форме и действительна на день рассмотрения настоящего иска в суде.
Согласно выписки из похозяйственной книги членом хозяйства, записанного первым является Омельченко Д.В. (л.д. № 22-25).
Как следует из справки Администрации Коуринского сельского поселения <данные изъяты> Омельченко Д.В. с <данные изъяты> г. проживает без регистрации по адресу: <данные изъяты> (л.д. № 21).
Из технического паспорта от <данные изъяты> (л.д. № 8-14) и кадастрового паспорта от <данные изъяты>. (л.д. № 16) следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> имеет общую площадь 39.3 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>
Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, находится у Омельченко Д.В. в аренде, что подтверждается договором аренды земельного участка <данные изъяты> г. (л.д. № 26-28), а также данными кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером № <данные изъяты>л.д. № 19-20).
Таким образом, суд считает, что не смотря на то, что право собственности у Омельченко З.С. не возникло, расписка, свидетельствующая о покупке ей спорного жилого дома, а также показания истца и признание ответчиком иска, подтвердили факт покупки Омельченко З.С. дома. Суду представлены доказательства исполнения Омельченко З.С. с одной стороны и Дроздовой Н.Ф. с другой, условий сделки о покупке дома.
Согласно выписки из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от <данные изъяты> г. (л.д. № 17-18) прав собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> за кем-либо в установленном порядке зарегистрировано не было.
В судебном заседании установлено, что расписка о купле-продаже дома по <данные изъяты> оформлена на Омельченко З.С. (л.д. № 7). Как следует из свидетельства о расторжении брака <данные изъяты> от <данные изъяты> г. на момент покупки указанного дома Омельченко Д.В. и Омельченко З.С. состояли в зарегистрированном браке, который был расторгнут <данные изъяты> г. на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 Таштагольского городского судебного района Кемеровской области (л.д. № 15).
При вынесении решения о признании права собственности за Омельченко Д.В. суд учитывает признание иска ответчиком Омельченко З.С., а также положения пункта 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Имущество супругов является общим независимо от того, на имя кого конкретно из супругов оно приобретено, зарегистрировано или учтено (пункт 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации). Суд считает, исковые требования Омельченко Д.В. подлежащими удовлетворению.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит способы защиты гражданских прав, в том числе путем признания права.
Каких - либо обременений, препятствующих признанию права собственности на дом за Омельченко Д.В. судом не установлено. Требования об истребовании имущества в соответствии со ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации никем из третьих лиц не заявлены, несмотря на продолжительное (более 15 лет) проживание Омельченко Д.В. в спорном доме. Все это время он открыто, добросовестно и непрерывно пользовалась спорным домом.
Суд считает, что несмотря на то, что расписка (договор купли - продажи дома) не зарегистрирована надлежащим образом, у суда нет оснований считать, что Омельченко Д.В. самовольно без законных оснований вселился в этот дом.
В силу ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку признание исковых требований сделано одним из ответчиков добровольно и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, то оно может быть принято судом, а исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Омельченко Д. В. удовлетворить.
Признать за Омельченко Д. В. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий Н.С. Башмакова