Дело № 2-402/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Большая Соснова 10 мая 2016 года
Большесосновский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Витовской Н.А.,
при секретаре Бушуевой О.Р.
с участием прокурора Тарасовой Н.П.
законного представителя несовершеннолетнего Овчинниковой С.В., представителя ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края Ждановой С.В., действующей по доверенности №01/2016 от 21.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района Пермского края в интересах несовершеннолетнего ФИО7 к администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, Управлению образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указывая, что прокурор обратился в защиту права на образование в интересах малолетнего заявителя, который не может самостоятельно защищать свои интересы в суде в силу своего возраста. В соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Администрация Большесосновского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Управление образования администрации Большесосновского муниципального района является юридическим лицом, самостоятельным структурным подразделением администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, обеспечивающим государственную политику в области образования (Положение об Управлении образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, утвержденное решением Земского Собрания от 25.01.2012). Конституционное право несовершеннолетней на получение дошкольного образования Управлением образования администрации Большесосновского муниципального района не обеспечено, место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено; место в дошкольном образовательном учреждении необходимо предоставить в пределах территориальной доступности его посещения с учетом места проживания несовершеннолетней.
В суде прокурор Тарасова Н.П. настаивала на заявленных требованиях.
Законный представитель несовершеннолетнего Овчинникова С.В. в судебном заседании заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Жданова С.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что мест в Большесосновском детском саду нет, место будет предоставлено по мере возможности в порядке установленной очередности, в настоящее время при удовлетворении заявленных требований будут нарушены права других детей, посещающих детский сад, а также тех детей, которые состоят в очереди на предоставление мест ранее Овчинникова Д.А., просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик администрации Большесосновского муниципального района в судебное заседание представителя не направил, о слушании дела судом извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил.
Суд считает возможным в соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Большесосновского муниципального района..
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии частью 1 статьи 9 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района в лице Управления образования по исполнению вопросов местного значения, в том числе организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В силу пункта 6 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Доводы ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о том, что отсутствуют места в детских садах, не влекут отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Судом исследованы представленные прокурором доказательства.
Законный представитель несовершеннолетнего Овчинникова С.В. 29.03.2016 обратилась в прокуратуру Большесосновского района с заявлением о нарушении прав его несовершеннолетнего сына на получение доступного дошкольного образования, указав на то, что обращался в Управление образования с просьбой о предоставлении места в детском саду по месту прописки своего ребенка, в чем ей было отказано, у нее нет сейчас возможности возить ребенка в другую деревню в детский сад (л.д.7).
В ответ на заявление Овчинниковой С.В. (л.д.8) Управлением образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края за исх.№ 199 от 28.03.2016 сообщается, что в настоящее время в МБДОУ «Большесосновский детский сад» нет свободных мест в группах полного дня, место будет предоставлено по мере возникновения свободных мест, предложено в качестве временной меры продолжить посещение структурного подразделения «Юрковская начальная школа-детский сад» МБОУ «Большесосновская СОШ» (л.д.9).
Таким образом, Администрация Большесосновского муниципального района и Управление образования при администрации Большесосновского муниципального района, как органы местного самоуправления, обязаны обеспечить ребенка местом в детской дошкольной организации для получения бесплатного образования, поскольку соблюдены необходимые условие: наличие возраста - более двух месяцев, и заявление родителей.
С учетом изложенного, не предоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления законных представителей несовершеннолетнего, свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования и конституционного права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Довод заявителя об обязании Администрации Большесосновского муниципального района и Управления образования Большесосновского муниципального района о предоставлении места в муниципальной дошкольной образовательной организации ФИО9 на полный день по месту жительства основан на законе.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом при предоставлении места в детском саду должны учитываться требования территориальной доступности.
Таким образом, учитывая, что до настоящего времени место в дошкольной образовательной организации несовершеннолетнему ФИО11., достигшему необходимого возраста, не предоставлено, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на Администрацию Большесосновского муниципального района и Управление образования Большесосновского муниципального района обязанности предоставить несовершеннолетнему ФИО10 место в муниципальной дошкольной образовательной организации на полный день по месту жительства на территории муниципального района.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края, Управление образования Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края предоставить ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место на полный день в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства на территории с.Большая Соснова Большесосновского района Пермского края, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца.
Судья Н.А.Витовская