04RS0010-01-2019-001452-11 № 2а-1140/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2019 года с.Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Редикальцевой Н.Н., при секретаре Мижитовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Базаровой С. к Администрации муниципального образования «Иволгинский район» о признании отказа в выдаче уведомления на строительство незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец Базарова С.В. просит признать отказ Администрации муниципального образования «Иволгинский район» в выдаче уведомления на строительство жилого дома по <адрес>, <адрес>, <адрес> Республики Бурятия незаконным.
Административный иск мотивирован тем, что Базаровой С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный по <адрес>, <адрес>, <адрес> Республики Бурятия, категория земель: земли населенных пунктов – для малоэтажной застройки, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации. В апреле 2019 года истец построила на принадлежащем ей земельном участке объект недвижимого имущества и обратилась к ответчику за выдачей уведомления на строительство жилого дома, в котором истцу было отказано, согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению искового заявления Базаровой С. к Администрации муниципального образования «Иволгинский район» о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным по правилам административного судопроизводства на основании ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ.
В судебном заседании административный истец Базарова С.В. требования административного иска поддержала. Суду пояснила, что на земельном участке возведен маленький жилой дом. Желая построить большой дом, она обратилась в Администрацию МО «Иволгинский район» для получения разрешения на строительство, однако, ей, было незаконно отказано в выдаче. Указанное уведомление она получила ДД.ММ.ГГГГ г. в Администрации МО «Иволгинский район», о срок исковой давности не знала. Просила требования удовлетворить.
Представитель административного истца Цыренова О.Б. поддержала административное исковое заявление в полном объеме. Суду пояснила, что в соответствии с пп.2 и 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ №360 от 18 апреля 2014 г., границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений и о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Требования к точности определения координат характерных точек границ затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Довод ответчика о том, что земельный участок Базаровой С.В. находится в зоне затопления и подтопления, которые обозначены, но официально не утверждены, не основаны на доказательствах. По пропуску срока исковой давности, заявленного стороной ответчика, суду пояснила, что он не может быть применен в данном случае, поскольку истец подавала исковое заявление в суд, а не административное. О нарушенном праве Базарова С.В. узнала 29.11.2019 г., когда обратилась в суд с исковым заявлением, в связи с чем срок исковой давности не пропущен.
Представитель административного ответчика Шадапова А.В. возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Также заявила о пропуске срока исковой давности, предусмотренного ст. 219 КАС РФ. Суду пояснила, что, Базарова С.В. может повторно обратиться в Администрацию МО «Иволгинский район» после устранения нарушений в части несоответствия параметров разрешенного строительства (минимальных отступов), в случае если фактически дом не построен.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст.263Гражданского кодекса Российской Федерации, Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Согласно ч.10 ст.51.1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В части 11 ст.51.1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации предусмотрено, что в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Базарова С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> Республики Бурятия, категория земель: земли населенных пунктов – для малоэтажной застройки, государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕРГН.
Базарова С.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МУ «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений АМО Иволгинский район» с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Администрация МО «Иволгинский район» в адрес заявителя направила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в котором указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по основанию: 1) В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО СП «Нижнеиволгинское» Иволгинского района, утвержденными решением Совета депутатов МО «<адрес>» Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Республики Бурятия, находится в территориальной зоне «Жилая застройка» (ЖУ). Градостроительным регламентом установлен минимальный отступ от границ земельного участка, допустимый для размещения объекта капитального строительства, который составляет 3 метра. Согласно пп.3.3.3 и раздела 4, указанного в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, минимальные отступы от границ земельного участка нарушены; 2) В соответствии с генеральным планом МО СП СП «Нижнеиволгинское» Иволгинского района, утвержденными решением Совета депутатов МО «Иволгинский район» Республики Бурятия №329 от 06.06.2018 г., а также исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, полученной в ходе межведомственного взаимодействия с портала Росреестра следует, что земельный участок с кадастровым номером №, подпадает в зону подтопления водами рек Селенга, Уда и Иволга. В соответствии с п.1 ч.6 ст.67.1 Водного кодексаРФ в границах затопления, подтопления, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Приказом Федерального агентства водных ресурсов "Енисейское бассейновое водное управление" от 02.03.2017г. №46 «Об определении границ зон затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга» определены границы зон затопления населенных пунктов, о чем 14.06.2017 г. года внесены сведения в Государственный кадастр недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером № в отношении указанного земельного участка имеется ограничение прав, предусмотренный ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ на основании Приказа Федерального агентства водных ресурсов "Енисейское бассейновое водное управление" от 02.03.2017г. №46 «Об определении границ зон затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга».
Расположение земельного участка административного истца в зоне затопления, подтопления подтверждается приказом И.О. руководителя Енисейского бассейнового водного управления № 46 от 02.03.2017 г. об утверждении границ зон затопления 1 % обеспеченности водами рек Селенга, Уда, Иволга на территории Республики Бурятия, а также представленной суду представителем административного ответчика картой градостроительного зонирования у. Хойтобэе о расположении земельного участка Базаровой С.В. в зоне затопления.
В соответствии с п.2 ст. 67.1 Водного Кодекса РФ, строительство объектов капитального строительства в зонах (границах) возможного затопления, подтопления запрещается без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
В отсутствие защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, выдача разрешений на строительство на земельный участок, расположенных в зоне затопления, подтопления, не допускается.
Поскольку в настоящее время защитные мероприятия не осуществлены, а земельный участок административного истца находится в зоне затопления, подтопления, отказ административного ответчика в выдаче уведомления на строительство в указанной части является обоснованным.
Также суд не находит оснований для признания незаконным отказа административного ответчика в выдаче уведомления на строительство в части не соответствия предельным параметрам разрешенного строительства на основании следующего.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО СП «Нижнеиволгинское» Иволгинского района, утвержденными решением Совета депутатов МО «Иволгинский район» Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Республики Бурятия, находится в территориальной зоне «Жилая застройка» (ЖУ). Градостроительным регламентом установлен минимальный отступ от границ земельного участка, допустимый для размещения объекта капитального строительства, который составляет 3 метра.
Как следует из пп.3.3.3 и раздела 4, указанного в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, минимальные отступы от границ земельного участка нарушены. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Рассматривая заявление административного ответчика о пропуске срока исковой давности суд приходит к следующему.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Установлено, что об оспариваемом отказе в выдаче уведомления на строительство административному истцу стало известно 04.04.2019 г.
С административным исковым заявлением о признании отказа в выдаче уведомления на строительство незаконным административный истец обратилась в суд только в ноябре 2019 года, то есть за пределами установленного законом срока для обращения в суд с заявленными требованиями.
Обстоятельств, объективно затрудняющих своевременное обращение в суд с соответствующим заявлением, административным истцом не представлено.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Базаровой С.В. подлежит оставлению без удовлетворения также в связи с пропуском срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Базаровой С. к Администрации муниципального образования «Иволгинский район» о признании отказа в выдаче уведомления на строительство незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.12.2019 г.
Судья: Редикальцева Н.Н.