Дело № 2-607/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 27 февраля 2014 года
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи – Блажкевич О.Я.,
при секретаре – Соколовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании действий должностного лица и государственного органа, возложении обязанностей устранить информацию из базы данных
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю и командиру полка ДПС ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску о возложении обязанности удалить из базы данных Госвтоинспекции сведений о неуплаченных административных штрафах лицом, совершившим административное правонарушение, записи о постановлении по делу об административных правонарушениях от 14.10.2013 года серии <адрес> и не передавать данные сведения до вступления постановления в законную силу. 30.10.2013 года заявитель обратилась в ОГИБДД по г. Хабаровску с просьбой удалить из базы сведения о совершенном ею административном правонарушении, однако емй было отказано. На основании чего, заявитель считает, что информация о вышеуказанном нарушении нарушает ее права, так как наличия данного нарушения в базе данных может повлечь за собой применение в отношении нее административного ареста, а также ограничение выезда за пределы РФ и др.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 14.02.2014 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечено Управление Министерства внутренних дел по Хабаровскому краю.
В судебное заседание заявитель, представитель заявителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, об отложении разбирательства по делу не просили, в связи с чем суд в силу ст. 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.
Командир полка ДПС ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску ФИО5, представитель заинтересованного лица УМВД России по Хабаровскому краю ФИО6 возражали против удовлетворения заявленных требований, просят отказать в удовлетворении требований по основаниям, указанным в письменных возражениях, пояснили, что в базу внесены обезличенные данные, нарушений прав заявительницы не допущено, правовых оснований для удовлетворения требований нет.
В судебное заседание не явился представитель УГИБДД УМВД Росии по Хабаровскому краю, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, в связи с чем суд, в силу ст. 257 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного лица.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из представленных материалов, на основании постановления инспектора полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 14.10.2013 года <адрес> ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей определено наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Решением заместителя командира полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 30.10.2013 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО2 без удовлетворения.
На основании решения судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 26.12.2013 года постановление инспектора полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 14.10.2013 года <адрес> и решение заместителя командира полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 30.10.2013 года по жалобе на данное постановление оставлено без изменение, а жалоба без удовлетворения.
Решением Хабаровского краевого суда от 13.02.2014 года постановление инспектора полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 14.10.2013 года <адрес>, решение заместителя командира полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 30.10.2013 года по жалобе на данное постановление, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 26.12.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 оставлено без изменение, а жалоба без удовлетворения.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» обязанность доказывания подобных фактов возложена на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 12 ГПК Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право- каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2).
Согласно пп.8 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» внесению в банки данных подлежит информация о лицах, совершивших административное правонарушение.
Приказом МВД России № 1144 от 03.12.2007 «О системе информационного обеспечения Госавтоинспекции» утверждены «Наставления по организации формирования и ведения специализированных учетов федеральной специализированной территориально распределенной информационной системы Госавтоинспекции».
В соответствии с п. 2.4 указанных наставлений специализированный федеральный учет лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения (АИПС «Адмпрактика»), формируется на основе сведений, поступающих из подразделений Госавтоинспекции органов внутренних дел в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях и строевых подразделений Госавтоинспекции, ОВДРО.
Учет предназначен для использования подразделениями Госавтоинспекции при выдаче водительских удостоверений и надзоре за дорожным движением. Учету подлежат все оформленные подразделениями ГИБДД административные правонарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основанием для постановки на региональный учет является оформление соответствующего протокола об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения. (п.9.1).
Информация об оформленных протоколах об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения в течение суток с момента оформления ставится на автоматизированный региональный учет (п.9.2).
Сведения регионального учета в течение суток с момента постановки на учет передаются на межрегиональный и федеральный уровни специализированного федерального учета лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения (АИПС «Адмпрактика» (п.9.3)).
Поскольку в отношении ФИО2 были составлены административные протоколы и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение в области дорожного движения, соответственно имелись основания для размещения информации об оформленном административном протоколе и постановлении по делу в базу данных специализированного федерального учета лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.
Информирование о наличии административных правонарушений в области дорожного движения с использованием информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в соответствии с правилами установленными на данном портале, а также через систему межведомственного электронного взаимодействия.Согласно статьям 1, 3 и 12 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно - распорядительные полномочия. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» предусмотрено, что регламенты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, утверждаются приказами руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти (абзац 3 пункта 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций).
На основании Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения", а именно п. 11.1 - предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения на основании устного или письменного обращения осуществляется в порядке, установленном МВД России.
Приказ МВД России от 12 декабря 2011 г. N 1221 "Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок" (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2012 г., регистрационный N 23424).
Сведения об административном правонарушении в области дорожного движения должны быть доступны на едином портале и в системе межведомственного электронного взаимодействия не позднее трех суток с момента:
возбуждения сотрудником дела об административном правонарушении;
передачи дела об административном правонарушении по подведомственности;
поступления в подразделение из суда, иного органа, уполномоченного рассматривать дело, постановления по делу об административном правонарушении;
рассмотрения сотрудником дела об административном правонарушении;
получения решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении либо последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам;
вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или получения сведений об этом из суда, иного органа, уполномоченного рассматривать дело;
получения сведений об окончании исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Доступ к сведениям об административном правонарушении в области дорожного движения на едином портале и в системе межведомственного электронного взаимодействия должен быть прекращен не позднее трех суток с момента:
истечения года с момента окончания исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
вынесения сотрудником постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
поступления в подразделение из суда вступившего в законную силу постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Таким образом, срок (не позднее трех суток) на доступ к сведениям об административном правонарушении в области дорожного движения на едином портале, и в системе межведомственного электронного взаимодействия исчисляется с момента рассмотрения сотрудником дела об административном правонарушении, то есть с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 14.10.2013 года (постановление <адрес>).
Согласно ст. 17 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Внесению в банки данных, в частности, подлежит информация о лицах, совершивших административное правонарушение. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
В данном случае, как считает суд, оснований считать, что содержащиеся в информационной базе ГИБДД сведения о привлечении ФИО2 к административной ответственности, должны быть удалены, не имеется, поскольку не имеется и оснований полагать, что достигнуты цели обработки соответствующих сведения или утрачена необходимость в достижении этих целей.
Как следует из Приказа МВД РФ №1144 от 03.12.2007 г. «О системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции» в части порядка формирования и ведения АИПС «Адмпрактика» основанием для постановки на региональный учет является оформление соответствующего протокола об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом указанный нормативный документ не устанавливает какой-либо срок, по истечении которого сведения о совершении лицом административного правонарушения должны быть удалены из информационной базы ГИБДД.
Таким образом, в судебном заседание, судом не установлено несоответствие закону решения о внесении данных о совершенном административном правонарушении ФИО2 в области дорожного движения с использованием информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
При этом, как установлено в судебном заседание на портале отсутствуют указания на фамилию, имя, отчество лица, совершившего административное правонарушения ( ФИО2 ), а имеются лишь данные о времени совершения правонарушения, статья Кодекса РФ об административных правонарушениях, дата вынесение постановления по делу об административном правонарушении, а также данные о виде и размере наказания.
Заявителем не представлено доказательств и тому, что само наличие в информационной базе ГИБДД сведений о привлечении к административной ответственности при том, что доступность указанных сведений третьим лицам заявителем также не доказана, каким-либо образом нарушает его права и законные интересы.
Каких-либо негативных последствий нахождение в базе данных ГИБДД данных о привлечении ФИО2 к административной ответственности для истца не повлекло.
Доказательств этому суду представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований о понуждении УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю и командира полка ДПС ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску удалить из базы данных Госвтоинспекции сведений о неуплаченных административных штрафах лицом, совершившим административное правонарушение, записи о постановлении по делу об административных правонарушениях от 14.10.2013 года серии <адрес> и не передавать данные сведения до вступления постановления в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО2 об оспаривании действий должностного лица и государственного органа, возложении обязанностей устранить информацию из базы данных - отказать
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.Я. Блажкевич
Решение в окончательной форме изготовлено судом 20 марта 2014 года.