Судья Князева Д.А. Дело № 33а-2633/2016
Докладчик Качура И.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2016 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Крылова Н.А.,
судей Качура И.О., Неволиной Е.В.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И. об оспаривании действий участковой избирательной комиссии № 357 по выборам депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 22
по апелляционной жалобе И. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 18 сентября 2016 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 357 Л., просившей оставить решение суда без изменения, заключение прокурора К., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 и постановления Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссии от 20 июня 2016 года на 18 сентября 2016 года назначены проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и дополнительных выборов депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 8, 19, 22.
На основании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22 от 05 августа 2016 года И. зарегистрирована кандидатом в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска по данному округу от избирательного объединения Южно-Сахалинское местное отделение Регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
И. 18 сентября 2016 года, - в день проведения голосования, обратилась в участковую избирательную комиссию № 22 с жалобой о нарушении на избирательном участке № 357 требований пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выразившихся в выдаче в день голосования бюллетеней для голосования на дополнительных выборах депутатов представительного органа местного самоуправления военнослужащим срочной службы в отсутствии исследования сотрудниками избирательной комиссии вопроса о наличии у военнослужащих регистрации в пределах избирательного округа № 22. Несмотря на поступившую жалобу, избирательной комиссией выдача бюллетеней для голосования не была приостановлена, что, по мнению административного истца, нарушает ее избирательные права. По указанным основаниям просила признать незаконными действия участковой избирательной комиссии № 357 по выборам депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 22 в части отказа в удовлетворении жалобы по вопросу выдачи избирательных бюллетеней для голосования на муниципальных выборах военнослужащими срочной службы, которые не были зарегистрированы по месту проживания до призыва; признать незаконными действия избирательной участковой комиссии № 357 по выборам депутатов Государственной Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 22 в части выдачи избирательных бюллетеней для голосования на муниципальных выборах военнослужащими срочной службы, которые не были зарегистрированы по месту проживания до призыва.
В судебном заседании И. требования поддержала, представители участковой избирательной комиссии № 357 Л., Г. в удовлетворении административного иска просили отказать.
Судом принято приведенное выше решение, которое И. в апелляционной жалобе просит отменить, ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения с заявлением в суд. Полагает, что выдача бюллетеней лицам, не имеющим прав на участие в голосовании, нарушает ее избирательные права, а установление обстоятельств участия военнослужащих срочной службы в представительный орган является обязанностью участковой избирательной комиссии.
И. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась.
На основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Положениями части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, других общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума и их уполномоченных представителей, иных групп участников референдума и их уполномоченных представителей оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Вместе с тем, пункт 18 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», определяющего основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, содержит императивную норму, запрещающую внесение каких-либо изменений в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей.
Из материалов дела видно, что решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12/24 от 19 сентября 2016 года дополнительные выборы депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 22 признаны состоявшимися и действительными. 18 сентября окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № 22 подписан соответствующий протокол.
С учетом изложенного, избранный административный истцом И. способ защиты не предполагает возможности восстановления ее прав и реализации законных интересов.
В силу пункта 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Пунктом 1.2 указанного Федерального закона предусмотрено, что суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования, в том числе, в случае нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.
Приведенными законоположениями определено право оспаривания кандидатом результатов выборов после установления итогов голосования.
При таких обстоятельствах, когда оснований к удовлетворению требований И. не имеется, а в апелляционной жалобе не приведено доводов, влекущих принятие иного решения, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 18 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу И., - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи |
Крылов Н.А. Качура И.О. Неволина Е.В. |