Решение по делу № 33-314/2015 от 16.02.2015

Судья Ветрова С.В.                                                                                                     Дело № 33-314

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«4» марта 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Никулинской Н.Ф.,

судей Лепиной Л.Л., Андреева С.В.

присекретаре Никоноровой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 8 декабря 2014 г., которым постановлено:

Исковые требования прокурора Костромского района удовлетворить.

Обязать субъект Российской Федерации Костромская область в лице администрации Костромской области предоставить Воробьевой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированною жилищного фонда Костромской области.

Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., выслушав помощника прокурора Костромской области Хрящеву Е.Ю., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Костромского района Костромской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Воробьевой Е.В., обратился в суд с иском к администрации Костромской области о предоставлении на основании договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение, расположенное на территории Костромского муниципального района, указав следующее. Воробьева Е.В. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ над Воробьевой Е.В. было установлено попечительство, попечителем назначена ФИО8 Постановлением администрации Сущевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за Воробьевой Е.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м находится в собственности Сущевского сельского поселения. Договор социального найма данного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключен со ФИО9, в котором Воробьева Е.В. указана как член семьи нанимателя. Согласно информации УФМС по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, помимо Воробьевой Е.В. по указанному адресу зарегистрировано 7 человек. Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. В настоящее время Воробьева Е.В. учится на 3 курсе факультета заочного обучения в ФГБОУ ВПО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия». Воробьева Е.В. состоит в зарегистрированном браке с ФИО14, имеет несовершеннолетнего ребенка ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ Воробьева Е.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно данным Костромского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ», Управления Росреестра по Костромской области, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, Воробьева Е.В. не имеет. С учетом изложенного, а также ссылаясь на положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», Закона Костромской области «О специализированном жилищном фонде Костромской области», прокурор просит суд обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Воробьевой Е.В. на основании договора найма специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

        Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

        В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Афанасьев А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку требования об обязании предоставить истцу жилое помещение вытекают из публичных правоотношений, следовательно, они подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Считает, что дело не могло быть рассмотрено без привлечения департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области к участию в деле в качестве соответчика, поскольку указанный департамент является уполномоченным органом Костромской области по приобретению жилых помещений, а также главным распорядителем предусмотренных в бюджете денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Участие администрации Костромской области в обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения. При этом принятие соответствующего распоряжения возможно только при наличии жилого помещения в собственности Костромской области, однако свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области не имеется. У администрации Костромской области отсутствуют полномочия по заключению договоров найма жилых помещений. Обращает внимание на то, что судом не исследован факт очередности предоставления жилых помещений указанной категории лиц. Полагает, что решение нарушает права других детей-сирот и приравненных к ним лиц. Ссылаясь на положения статей 99, 52, 7 ЖК РФ, Определение Конституционного суда РФ от 5 марта 2009 г. № 376-О-П, считает, что предоставление истцу жилого помещения невозможно, поскольку она не признана в установленном порядке малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.

        В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Костромского района Костромской области Карамышев С.Н. полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.), ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводам о том, что Воробьева Е.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем должна быть обеспечена жильем на территории Костромского муниципального района. При этом обязанность по предоставлению ей жилого помещения лежит на администрации Костромской области.

Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.

Из материалов дела усматривается, что Воробьева Е.В. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать, ФИО12, умерла ДД.ММ.ГГГГ Решением Костромского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ отец Воробьевой Е.В. - ФИО13 лишен в отношении нее родительских прав.

Приказом комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ над Воробьевой Е.В. (до брака ФИО12) было установлено попечительство, попечителем назначена ФИО8

Постановлением администрации Сущевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Воробьевой Е.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, где она и зарегистрирована. Данное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м находится в собственности Сущевского сельского поселения. Договор социального найма данного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключен со ФИО9, в качестве члена семьи нанимателя которой в жилое помещение вселена Воробьева Е.В.

Согласно информации УФМС по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, помимо Воробьевой Е.В. по указанному адресу зарегистрировано 7 человек.

Воробьева Е.В. состоит в зарегистрированном браке с ФИО14, имеет несовершеннолетнего ребенка ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно выписке о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ

Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ Воробьева Е.В. включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Заключением межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ проживание Воробьевой Е.В. в жилом помещении по адресу: <адрес> в жилом помещении по адресу: <адрес>, признано невозможным.

Указанные обстоятельства подтверждаются заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением по условиям проживания в жилом доме, актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

Сведений о наличии у Воробьевой Е.В. в собственности недвижимого имущества не имеется.

Установив приведенные выше обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о наличие законных оснований для удовлетворения исковых требований и предоставления Воробьевой Е.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Действующим законодательством, а именно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положениями ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», ст.10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 г. № 322-5-ЗКО, обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.         

        С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения Воробьевой Е.В. на администрацию Костромской области.

        Утверждение в апелляционной жалобе о том, что дело не могло быть рассмотрено без привлечения департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области к участию в деле в качестве соответчика, не основано на законе. Обязанность по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на администрацию Костромской области. Надлежащее исполнение администрацией данной обязанности не обусловлено исполнением указанным департаментом обязанности по приобретению жилых помещений.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2009 г. № 438-а утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        В соответствии с данным Порядком администрация Костромской области издает распоряжение о предоставлении жилого помещения, которое является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.

        Исполнение возложенной судебным решением обязанности по предоставлению истице жилого помещения должно осуществляться ответчиком с соблюдением, в том числе, указанного выше Порядка, воспроизведение положений которого в судебном решении не требуется.

        Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие на территории Костромской области свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда правового значения для разрешения спора не имеет. Как установлено законом, право лица из числа детей-сирот на получение жилого помещения, так и обязанность администрации Костромской области предоставить жилое помещение не являются производными от наличия свободных жилых помещений. Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

        Доводы апелляционной жалобы о неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, ошибочны. Вид производства по делу судом определен правильно, дело правомерно рассмотрено в исковом порядке, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истицы, имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.

        Довод апелляционной жалобы о том, что Воробьева Е.В. не признана в установленном порядке малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку действующее законодательство не связывает право лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения с признанием его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Содержащиеся в апелляционной жалобе суждения по этому вопросу основаны на неправильном толковании закона.

        Ссылки в жалобе на то, что судом не исследован факт очередности предоставления жилых помещений лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, также не свидетельствуют о незаконности решения, поскольку это не имеет юридического значения для разрешения заявленных исковых требований

        Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым решением прав и законных интересов других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения, не является основанием для отмены решения суда, поскольку предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а связано с иными обстоятельствами, предусмотренными ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

        

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

        Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 8 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-314/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор К.р.
Воробьева Е.В.
Ответчики
Администрация К.о.
Суд
Костромской областной суд
Судья
Лепина Лариса Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
04.03.2015Судебное заседание
11.03.2015Передано в экспедицию
11.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее