Решение по делу № 33-3124/2014 от 25.08.2014

Судья Абдуризаев Г.А.

Дело № 33-3124/2014 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 21 октября 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Алиевой Э.З.,

судей Османова Т.С. и Устаевой Н.Х.,

при секретаре Магомедовой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя Управляющего ГУ-ОПФР по РД Сулейманова Н.М. на решение Табасаранского районного суда от 04 июля 2014 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснения представителя ГУ-ОПФР по Республике Дагестан Магомедова Э.И., просившего решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Азимова К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в Табасаранском районе о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, указав, что <дата> она родила ребенка Азимова А.А., который умер в первой неделе жизни, то есть <дата>, что подтверждается справкой о рождении и свидетельством о смерти. <дата> у нее родился второй ребенок – дочь Азимова Ф.А., что подтверждается свидетельством о рождении, выданным администрацией СП «сельсовет Куркакский» Табасаранского района <дата>. Полагая, что в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 265-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» имеет право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, она обратилась с соответствующим заявлением к ответчику. Однако в выдаче сертификата ей было отказано в связи с тем, что у нее отсутствует свидетельство о рождении первого ребенка. Считает отказ необоснованным и противоречащим действующему законодательству. Просила суд обязать ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка.

Решением Табасаранского районного суда от 04 июля 2014 года постановлено:

«Иск Азимовой К.И. удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Табасаранском районе от <дата> об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал Азимовой К.И. незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Табасаранском районе выдать Азимовой К.И. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал».

В своей апелляционной жалобе заместитель Управляющего Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан Н.М. Сулейманов выражает свое несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным.

В обоснование доводов автор жалобы указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года (пункт 1 часть 1 статьи 3); женщины, родившие второго ребенка, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (часть 1 статьи 5).

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права статьей 4 названного Федерального закона предусматривается ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Согласно Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 873) при обращении с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ должны быть предъявлены документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей, а в заявлении приведены реквизиты свидетельств о рождении.

Таким образом, в силу предписаний Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и названных Правил свидетельства о рождении детей, относятся к числу документов, представление которых является необходимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в редакции, действовавшей до 02 августа 2010 года) не предусматривал возможность получения родителями ребенка, умершего на первой неделе жизни, свидетельства о рождении: пункт 2 статьи 20 устанавливал, что, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, и на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. При этом по просьбе родителей (одного из родителей) выдавался документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни (справка о рождении по форме №26).

Федеральным законом от 28 июля 2010 года № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала», введенным в действие с момента опубликования (2 августа 2010 года), в данную статью внесено изменение, устраняющее запрет выдавать в таком случае свидетельство о рождении ребенка, а также предусмотрено, что родители (один из родителей), чьи дети умерли на первой неделе жизни, начиная со дня вступления в силу Федерального закона «Об акта гражданского состояние», (указанныйЗакон вступил в силу 15 ноября 1997 года), имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (пункт 1 статьи 3, пункт 3 статьи 4).

Следовательно, в настоящее время у Азимовой К.И. не имеется возможности получить свидетельство о рождении ребенка, умершего <дата>, с тем, чтобы представить его в территориальный орган Пенсионного фонда РФ для подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки и выдачи ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Проверив законность обжалуемого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования Азимовой К.И., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка не является основанием для отказа в удовлетворении заявления и не влияет на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона лица, имеющие право на получение материнского капитала вправе обратиться в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 октября 2011 года № 1180н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06 марта 2012 года № 23417) утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, согласно пунктов 4 и 5 которых лица, имеющие право на получение государственного сертификата, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами, одним из которых является документ, подтверждающий рождение детей.

В соответствии с п. 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2010 года № 1441-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Флягиной Н.Г. на нарушение ее конституционных прав положениями п. 8 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и п. 14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, закрепляя в ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право женщин, родивших второго ребенка или последующих детей после 01 января 2007 года, на дополнительные меры государственной поддержки, законодатель не уточняет, является ли основанием возникновения этого права лишь сам факт рождения двоих или более детей вне зависимости от того, родились они живыми или мертвыми законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).

В случае обращения в территориальные органы Пенсионного Фонда России указанных граждан с заявлениями о выдаче сертификата и представлении ими всех необходимых документов, в том числе сведений подтверждающих рождение детей, территориальные органы Пенсионного Фонда России рассматривают данные заявления в порядке, установленном положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 октября 2011 года № 1180н.

Как следует из приведенных норм Федерального закона, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей.

Установлено, что документом, подтверждающим рождение ребенка Азимова А.А. <дата> года рождения у истицы, и умершего на первой неделе жизни – <дата>, является справка о его рождении серии 82 от <дата>, выданная Табасаранской районной центральной больницей на основании справки о рождении живого ребенка, предоставленной медицинским учреждением, поскольку ребенок Азимов А.А. умер на момент действия Кодекса О браке и семье РСФСР, согласно которому свидетельство о рождении по состоянию на январь 1997 года не могло быть выдано (такое же правило было предусмотрено и пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в редакции, действовавшей до Федерального закона от 28 июля 2010 года № 241-ФЗ) если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, и на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдавалось только свидетельство о смерти ребенка.

Факт рождения у Азимовой К.И. <дата> сына Азимова А.А. подтверждается также стационарным журналом детской комнаты Табасаранской ЦРБ за 1996 – 1997 годы, истребованного и обозренного в судебном заседании суда апелляционной инстанции и свидетельствующего о том, что <дата> она родила ребенка. В указанном журнале за 1997 год имеется запись о родах Азимовой К.И., состоявшихся <дата>.

Кроме того, такое обстоятельство как отсутствие свидетельства о рождении ребенка при наличии иных документов, подтверждающих факт рождения ребенка живым, не указано в п. 6 ст. 5 Федерального закона от <дата> № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» как основание к отказу в удовлетворении заявления о выдаче сертификата.

Судом в решении верно установлено, что закон содержит указание на юридический факт - рождение ребенка, при наступлении которого у женщины возникает право на дополнительные меры государственной поддержки.

Кроме того, перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата установлен п. 6 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Оценив представленные по делу доказательства в совокупности, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований истицы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при подаче заявления на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является именно свидетельство о рождении ребенка, несостоятельны. Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 октября 2011 года №1180н, не предусмотрено обязательное предоставление свидетельства о рождении ребенка в качестве документа, подтверждающего его рождение.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из фактического рождения у истицы первого и второго ребенка, и правильно посчитал отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка, обстоятельством, не являющимся основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований и влияющим на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что все юридически значимые обстоятельства по делу определены судом первой инстанции верно, выводы суда достаточно мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Табасаранского районного суда от 04 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя Управляющего ГУ-ОПФР по Республике Дагестан Сулейманова Н.М. – без удовлетворения.

Председательствующий: Алиева Э.З.

Судьи: Османов Т.С.

Устаева Н.Х

33-3124/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Азимова К. И.
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Османов Тамирлан Сейфуллаевич
16.09.2014Судебное заседание
20.10.2014Судебное заседание
21.10.2014Судебное заседание
23.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2014Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее