Дело 2-540/2015
Решение
Именем Российской Федерации
г.Глазов 24 февраля 2015 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Чупиной Е.П.,
при секретаре Беркутовой Т.М.,
с участием: помощника прокурора Ельцовой О.А.,
представителя ответчика Администрации МО «Верхнебогатырское» Вагиной Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Верхнебогатырское» Глазовского района о понуждении к разработке и утверждению схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения,
установил:
Глазовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Верхнебогатырское» Глазовского района о понуждении к разработке и утверждению схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «Верхнебогатырское» требований законодательства о подготовке объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему сезону, по результатам которой выявлены нарушения. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства Администрацией МО «Верхнебогатырское» схема теплоснабжения, водоснабжения муниципального образования не разработана и не утверждена до настоящего времени. В связи с выявленными нарушениями в адрес Главы Администрации МО «Верхнебогатырское» прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, в котором поставлено требование о разработке и утверждении схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем, требования прокурора, изложенные в представлении не исполнены, о чем свидетельствует ответ Главы МО «Верхнебогатырское» от ДД.ММ.ГГГГ года. В качестве причин неисполнения представления прокурора указано на отсутствие средств на выполнение данных мероприятий в бюджете муниципального образования, а также отсутствие необходимой документации на объекты теплоснабжения и водоснабжения. Вместе с тем, отсутствие финансовых средств не может являться основанием для не исполнения предусмотренной законом обязанности. Просит обязать Администрацию МО «Верхнебогатырское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить схемы теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения муниципального образования.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, в обоснование ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации МО «Верхнебогатырское» в судебном заседании возражений по иску прокурора не имел. Пояснила, что работы по разработке документации ведутся.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. На основании ст.35 Указанного закона, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий Глазовского межрайонного прокурора на подачу иска в интересах неограниченного круга лиц.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.4 ч.1 ст. 7 Устава МО «Верхнебогатырское» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов и утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 154.
Пунктом 2 Требований к схемам теплоснабжения предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
Пункт 17 Требований к схемам теплоснабжения устанавливает, что схема теплоснабжения утверждается главой местной администрации городского поселения.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В силу ст. 38 вышеуказанного Федерального закона развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона РФ "О водоснабжении и водоотведении" до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной Глазовской межрайонной прокуратурой, было выявлено, что на территории МО «Верхнебогатырское» не разработаны и не утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривались.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Верхнебогатырское» Глазовского района о понуждении к разработке и утверждению схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Верхнебогатырское» разработать и утвердить схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд УР.
Судья Е.П. Чупина