Судья: Булыгин Р.В. гр. дело № 33-8926/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2013 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Калинниковой О.А.,
судей Набок Л.А., Никоновой О.И.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г.Самара от 22.07.2013 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства Самарской области заключить с Майоровым В.И. договор купли-продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 500 кв.м., расположенного <адрес>, участок № с кадастровым номером № по цене 847 000 рублей в течение 14 дней с момента получения Министерством строительства Самарской области кадастрового паспорта данного земельного участка, содержащего описание местоположения его границ.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Возвратить Майорову Владимиру Иосифовичу государственную пошлину - 200 руб. в порядке, установленном ст. 333.40 НК РФ».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Майоров В.И. обратился в суд с иском к Министерству строительства Самарской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование требований истец указал, что постановлением Главы города Самары от 12.05.1996г. № 552 «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность, для индивидуального жилищного строительства в Куйбышевском районе» ему предоставлен в собственность земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> участок № Согласно п. 2.2. указанного постановления Фондом имущества г.Самара с ним должен был быть заключен договор купли-продажи названного земельного участка. Начиная с 2011г., истец обращался к ответчику с заявлениями о заключении договора купли-продажи земельного участка, но получал отказы, связанные с тем, что Министерство не является правопреемником городского Фонда имущества.
Основываясь на вышеизложенном, уточнив исковые требования, Майоров В.И. просил суд обязать Министерство строительства Самарской области выслать ему проект договора купли-продажи земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок №18, с кадастровым номером № не позднее 14 дней с момента вступления решения в законную силу и заключить с ним данный договор по цене 847 000 руб., в срок не позднее декабря 2013г.; Взыскать с Министерства строительства Самарской области в пользу истца судебные издержки, а именно: юридические услуги - 30 000 руб.; стоимость Отчета № 2013.07-180 от 15.07.2013г. составленного ЗАО Агентство оценки «Гранд-Истейт» - 20 000 руб.; госпошлина - 200 руб., в течение трех дней после вступления решения суда в законную силу, путем перечисления на расчетный счет представителя истца.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель указал, что у Министерства строительства Самарской области надлежащих полномочий по предоставлению земельных участков для целей индивидуального строительства по нормативной цене отсутствуют. Более того, условия договора отличаются от условий решения о предоставлении земельного участка, отраженных в постановлении Главы г.о.Самара от 12.05.1996г. №552.
Представитель Министерства строительства Самарской области Жукова Е.В. в заседании судебной коллегии выразил несогласие с решением суда.
Представитель Майорова В.И. – Давыдова Е.А. в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.
Судом установлено, что Постановлением Главы г.Самара от 12.05.1996г. № 552 «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в Куйбышевском районе» Майорову В.И. предоставлен в собственность земельный участок площадью 500 кв. м., по адресу: <адрес>, участок №
Пунктом 2.2. данного постановления на городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству возложена обязанность по выдаче гражданам-застройщикам, указанным в приложении к постановлению, свидетельств на право собственности на землю после заключения договора купли-продажи с городским Фондом имущества по нормативной цене.
При разрешении спора, судом также установлено, что 08.12.2011г. Министерство строительства Самарской области отказало Майорову В.И. в подготовке и заключении договора купли-продажи спорного земельного участка по причине того, что договор должен был заключить городской Фонд имущества, а ответчик не является его правопреемником.
21.06.2012г. № 15-07-10/24148 Департамент управления имуществом г.о.Самара сообщило истцу, что органом, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для строительства является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Из материалов дела также следует, что Министерство строительства Самарской области неоднократно отказывало Майорову В.И. в бесплатном предоставлении испрашиваемого земельного участка по причине того, что пунктом 2.2. постановления Главы г.Самара от 12.05.1996г. № 552 «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в Куйбышевском районе» предусмотрено заключение договора купли-продажи земельного участка по нормативной цене между истцом и городским Фондом имущества.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность.
Судебная коллегия полагает, что поскольку ЗК РФ вступил в силу 29.10.2001г., то к данным отношениям подлежит применению ЗК РСФСР, в соответствии со статьями 18 - 20 которого (в ред. от 25.04.1993) предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, собственность и аренду относилось к компетенции сельских, городских и районных советов народных депутатов. Однако, поскольку указанные положения признаны утратившими силу, и в редакции Земельного кодекса РСФСР от 24.12.1993 они отсутствовали, то в данном случае подлежат применению положения Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", согласно которым полномочия советов народных депутатов осуществляются местными администрациями, то есть муниципалитетами. Аналогичное положение содержится в Законе от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в силу которого до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Поскольку Постановлением Главы г.Самара от 12.05.1996г. № 552, изданным в пределах своей компетенции, предоставлены земельные участки, однако процедура их оформления в собственность граждан не была окончена, то это обстоятельство само по себе, не может является основанием для отказа гражданам в реализации их прав на приобретение земельных участков.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства, то, что акт органа местного самоуправления, каковым является Постановление Главы г. Самара от 12.05.1996г. № 552, на сегодняшний день имеет юридическую силу, не утратил своего правового значения и право истца на получение в собственность земельного участка за плату возникло на основании указанного Постановления Главы г.Самара, судебная коллегия полагает, что суд пришел к правильному выводу о необходимости заключения с истцом договора купли продажи земельного участка на условиях, указанных в Постановлении Главы г. Самары от 12.05.1996г. № 552.
В настоящее время Городской фонд имущества упразднен, в соответствии с положениями Закона Самарской области от 30.05.2006г. N 45-ГД "О внесении изменений в закон Самарской области "О земле" полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в городском округе Самара наделяется Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти в Самарской области.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Самарской области N 67 от 13.06.2006г. "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объемов, заказчиком по которым выступает министерство строительства Самарской области, в том числе, заключение договоров купли-продажи таких земельных участков, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство строительства Самарской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006г. "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", Министерство строительства Самарской области организует проведение работ по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного и дачного строительства, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Из изложенного следует, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства с 01.07.2006г. перешли к Министерству строительства Самарской области. Поэтому обязанность по заключению договоров купли-продажи земельных участков в данном случае возложена на Министерство строительства Самарской области.
Согласно п.1 ст.37 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 07.06.2013г. № следует, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №. Вместе с тем, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованием земельного законодательства.
Статья 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На основании пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» описание местоположения границ земельного участка является одной из его уникальных характеристик и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, заключение договора купли-продажи спорного земельного участка возможно только после проведения его межевания и внесения в сведения государственного кадастра недвижимости изменений относительно описания местоположения его границ.
Между тем, судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство в данном случае не может являться основанием к отказу истцу в удовлетворении его требования о понуждении ответчика заключить договор купли-продажи указанного земельного участка.
Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 66 ЗК РФ определяет, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
На основании статьи 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
Суд обоснованно принял во внимание отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка по <адрес> участок №, кадастровый номер 63:01:0407003:512, выполненный ЗАО «Агентство оценки «Гранд Истейт» 15.07.2013г., рыночная стоимость данного участка по состоянию на 11.07.2013 г. составляет 847 000 руб.
Оснований не доверять указанному отчету, не установлено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что судом определены все существенные условия, на которых должен быть заключен договор купли-продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> участок №, с кадастровым номером №.
Относимых и достаточных доказательств, препятствующих заключению договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Министерства строительства Самарской области надлежащих полномочий по предоставлению земельных участков для целей индивидуального строительства по нормативной цене отсутствуют, судебной коллегией отклоняются. Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. №67 Министерство строительства Самарской области с 01.07.2006г. наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для строительства.
Иные доводы жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, сделанных с учетом исследованных по делу обстоятельств при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Самара от 22.07.2013г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления опредения в законную силую
Председательствующий
Судьи