Решение по делу № 2-427/2015 (2-5520/2014;) от 24.09.2014

Дело № 2-427/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2015г.                                  Санкт-Петербург

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего – судьи А.Н. Рябинина,

при секретаре – А.А. Новик,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова А.П. о признании отказа в оформлении документов на земельный участок незаконным, обязании устранить нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Емельянов А.П. обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254-258 ГПК РФ, просит признать незаконным отказ в оформлении документов на занимаемый им земельный участок на территории СНТ «С.», выраженный в письме от <дата>. Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя на приватизацию, в том числе осуществить все необходимые действия по постановке на кадастровый учет земельного участка и все иные необходимые действия по подготовке документов для оформления в собственность заявителя поставленного на кадастровый учет земельного участка, предусмотренные Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, утвержденным распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2012г. № 2732-ра. В обоснование заявления Емельянов А.П. указал, что он является пользователем земельного участка , предоставленному ему как члену СНТ «С.», расположенного в границах земельного участка, предоставленного данному СНТ по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от <дата>. <дата>. он обратился в Невский районный отдел Комитета по Земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил осуществить необходимые действия по постановке на кадастровый учет занимаемого земельного участка и подготовить документы для оформления земельного участка в собственность. Однако получил отказ в письме от <дата>. со ссылкой на ч. 3 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В письме также было указано, что не были представлены документы, предусмотренные п. 17 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга № 31-рп от 25.12.2003г.: заверенные документы, подтверждающие, что земельный участок ранее в установленном порядке был предоставлен землепользователю, включая исторический (при его наличии) и картографический материал; документы, подтверждающие имущественные права на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке. В письме сделан вывод, что имеющиеся в КЗР ИЗ Санкт-Петербурга документы свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для оформления наружных границ и границ земельный участков, относящихся к общему имуществу СНТ, оформление документов на занимаемый заявителем земельный участок в административном порядке не представляется возможным. Заявитель не согласен с данным отказом, считает его незаконным по следующим основаниям: ссылка на ч. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» является необоснованной, поскольку заявитель подавал заявление на основании ч. 3 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона. Право заявителя на бесплатное при обретение земельного участка в частную собственность возникло с 23.04.1998г. в соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», после чего это право не прекращалось. Указанное обстоятельство подтверждается следующим: СНТ «С.», было организовано решением Исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся № 27 от 12.01.1976г. «О незаконно занятых землях садоводческими товариществами предприятий и организаций Ленинграда», в 1980г. был перерегистрирован Устав СНТ, 24.10.1995г. СНТ было поставлено на налоговый учет. В 1993г. была проведена инвентаризация земельных участков, составляющих территорию садоводства, перечень членов СНТ с указанием номеров индивидуальных земельных участков и их площадей, о чем свидетельствует акт технической инвентаризации и инвентарные планы, которые были утверждены председателем СНТ в качестве документов, закрепляющих распределение земельных участков в данном садоводстве между его членами. В 1997г. на основании обращения СНТ КУГИ Санкт-Петербурга принял решение, а администрация Невского района Санкт-Петербурга издала распоряжение № 453р от 27.02.1997г. «О продлении аренды земельного участка СНТ С.», в результате чего был продлен срок аренды земельного участка садоводства размером 121070 кв.м. Размер участка соответствует общей площади индивидуальных земельных участков членов СНТ по инвентарным планам 1993г. Распоряжением № 453-р от 14.02.1997г. на СНТ была возложена обязанность осуществить закрепление внешних границ земельного участка садоводства в натуре. <дата>. заключен договор аренды земельного участка площадью 121070 кв.м. сроком до 27.02.1998г., а впоследствии в силу ч. 2 ст. 621 ГК РФ он был возобновлен на неопределенный срок на тех же условиях. 26.06.1998г. был заключен новый договор аренды . Членство Емельянова А.П. в СНТ с предоставлением ему земельного участка подтверждается инвентарным планом, техническим паспортом на участок, уточненным перечнем членов СНТ по состоянию на 01.01.1997г., списком членов садоводства по состоянию на 01.01.1999г., которые были поданы в КУГИ для расчета льготной ставки арендной платы, а также членской книжкой садовода. Данные обстоятельства подтверждающие, что земельный участок находился во владении заявителя по состоянию на 23.04.1998г., то есть на дату вступления в силу ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», что породило право заявителя на бесплатное приобретение данного земельного участка в частную собственность. В обращении от <дата>. заявителем были предоставлены все необходимые данные для производства землеустроительных работ, работ по формированию границ земельного участка и постановке его на кадастровый учет как самостоятельного оборотоспособного объекта недвижимого имущества. То обстоятельство, что до настоящего времени права СНТ на земельный участок не оформлены, не отменяет право заявителя на приватизацию индивидуального земельного участка. Требования о необходимости предоставления проекта организации и застройки территории СНТ, по мнению заявителя, является необоснованным, поскольку на момент возникновения права на приватизацию земельного участка такой проект не был законодательно предусмотрен. Заявителем были предоставлены иные документы, устанавливающие распределение земельных участков СНТ, однако оценка данным документам дана не была. Поскольку ч. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не ставит в зависимость право члена садоводческого товарищества приватизировать земельный участок от характера землепользования, следовательно, ссылки КЗРиИЗ Санкт-Петербурга на временный характер использования земельного участка СНТ не могут быть положены в основу отказа заявителю в оформлении права на земельный участок, который не изъят из гражданского оборота. Данный отказ нарушает права заявителя на приватизацию занимаемого земельного участка.

Емельянова А.П. в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте слушания дела, уважительных причин неявки суду не представил.

Представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее предоставил отзыв, в котором возражал против заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Невского района Санкт-Петербурга в суд не явился, о рассмотрении дела извещен.

Представитель заинтересованного лица - СНТ «С.» в суд не явился, извещён о времени и месте слушания дела, уважительных причин неявки суду не представил.

Дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле, по ч. 2 ст. 257 ГПК РФ.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подлинности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действие (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из ч.4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.д.), При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия),

Судом установлено, что Емельянов А.П. является членом Садоводческого некоммерческого товарищества «С.», что подтверждается членской книжкой садовода . Согласно членской книжки садовода, Емельянов А.П. с 1983г. занимается садоводством, занимает садовый участок размером 961,6 кв.м. в садоводстве по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В разделе особые отметки имеются сведения об аренде земельного участка.

Из материалов дела следует, что Емельянов А.П. обратился в Невский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил осуществить действия по постановке на кадастровый учет земельного участка фактической площадью землепользования 961,6 кв.м., расположенного на территории СНТ «С.», и осуществить подготовку документов для оформления в собственность поставленного на кадастровый учет земельного участка.

Ответом за от <дата>. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления Емельянова А.П. отказано (л.д. 129-132). Заявителю разъяснены положения действующего законодательства, в том числе предусматривающего порядок оформления документов по передаче земельных участков в собственность граждан, а также право разрешить спор в судебном порядке.

Данный ответ подробно мотивирован, содержит ссылки на нормы действующего законодательства. Доводы, положенные в основу для отказа заявителю в удовлетворении его просьбы, суд находит обоснованными. При этом суд исходит из следующего:

В соответствии с п. 4 ст. 28 ФЗ № 66-ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», если земельный участок, составляющий территорию садоводческого некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего ФЗ было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающих распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Согласно п. 3 ст. 32 указанного Федерального закона предусмотрено, что проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок. Генеральный план застройки территории садоводческого некоммерческого объединения является графической частью проекта организации и застройки данного объединения.

Пунктом 4 ст. 14 ФЗ № 66-ФЗ от 15.04.1998 также предусмотрено, что земельные участки предоставляются в собственность членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения после утверждения проекта организации и застройки территории такого некоммерческого объединения и вынесения данного проекта в натуру.

Таким образом,     в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» необходимыми условиями для приобретения членом садоводческого некоммерческого объединения земельного участка в собственность являются: государственная регистрация садоводческого огороднического или дачного некоммерческого объединения; предоставление такому объединению земельного участка; утверждение проекта организации и застройки территории такого объединения; вынесение утвержденного проекта организации и застройки в натуру членам такого объединения.

Из материалов дела следует, что земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, не был в установленном порядке предоставлен СНТ «С.» для ведения садоводства. Согласно решению Исполнительного комитета Ленинградского Совета депутатов трудящихся от 12.01.1976 № 27 «О незаконно занятых землях садоводческими товариществами предприятий и организаций Ленинграда», был установлен факт незаконного занятия земельных участков и разрешено оформление договоров на временное пользование на занятые земли предприятием и организациям для садоводческих товариществ при условии освобождения их в случае отвода указанных земель для государственных и общественных надобностей без компенсации стоимости строений и насаждений. Данное решение не является правоустанавливающим документом, подтверждающим предоставление земельного участка СНТ «С.» в установленном порядке. Указанное решение предусматривало для садовых товариществ оформление временного землепользования.

Представленные в дело договоры аренды земельного участка, заключенные между КУГИ Санкт-Петербурга и СНТ «С.», свидетельствуют о предоставлении земельного участка садоводству на определенный срок аренды.

Из материалов дела следует, что <дата>. государственная регистрация прекращения договора аренды от <дата>.

Иные документы, свидетельствующие о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, СНТ «С.», в суд не представлены.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и осуществляет свои полномочия в сфере земельных отношений - в рамках, установленных Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

В частности, в соответствии с п. 3.6 Положения Комитет уполномочен утверждать границы земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке.

Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга № 31-рп от 25.12.2001г. утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка. Из отзыва Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга следует, что документы, предусмотренные п. 17 данного распоряжения в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «С.» в Комитет не предоставлялись.

На территории Санкт-Петербурга порядок оформления документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, утвержден распоряжением Администрации Санкт-Петербурга № 2732-ра от 31.12.2002г. В соответствии с данным распоряжением Комитетом издано распоряжение № 1-рк от 16.05.2003г. «О порядке оформления документов при передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании». В соответствии с вышеназванными распоряжениями оформление документов по передаче земельных участков в собственность членов некоммерческих садоводств, дачных объединений осуществляется при условии предоставления утвержденного в установленном порядке проекта организации: и застройки садоводческого, дачного некоммерческого объединения граждан либо при предоставлении акта исполнительного органа государственной власти о закреплении границ некоммерческого садоводческого, дачного объединения граждан с утверждением границ и площади земель общего пользования.

Из материалов дела следует, что в настоящее время проект организации и застройки территории СНТ «С.» отсутствует, проект границ территории садоводства, который должен разрабатываться и утверждаться Комитетом по градостроительству и архитектуре, не разработан, что подтверждается, в том числе и ответом от 28.02.2007г. Постановление Правительства Санкт-Петербурга об утверждении границ земельного участка, фактически занимаемого СНТ «С.», не принято.

Поскольку в соответствии с процедурой, установленной вышеуказанным Положением, границы индивидуальных земельных участков членов объединения формируются в границах земельного участка объединения при наличии утвержденных наружных границ и границ земель общего пользования объединения и, исходя из смысла положений ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", возможность приватизации земельных участков членами садоводческого товарищества зависит от оформления прав садоводческого товарищества при разделе предоставленного ему земельного участка на земельные участки, предназначенные для передачи их в пользование членам садоводческого товарищества, суд полагает, что основания для осуществления действий по постановке земельного участка, фактически занимаемого, на кадастровый учет и осуществления дальнейших действий по оформлению документов на земельный участок в собственности заявителя, у Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отсутствовали.

Доводы представителя заявителя о превышении Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга полномочий, не состоятельны. В соответствии с Положением о Комитете, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 640 от 05.06.2007г., Комитет осуществляет комплекс мероприятий по подготовке документов для передачи земельных участков в собственность граждан, при этом при осуществлении данных полномочий он взаимодействует с иными органами государственной власти. Поскольку оформление права собственности заявителя на земельный участок в отсутствие вышеуказанных документов невозможно, суд полагает, что у Комитета отсутствовали основания для осуществления действий для постановки земельного участка, занимаемого заявителем, на кадастровый учет.

Ответ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от <дата>. принят в пределах компетенции данного органа, не противоречит закону. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Емельянова А.П. о признании его незаконным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Емельянова А.П. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья:    подпись

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2015г.

2-427/2015 (2-5520/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Емельянов Александр Петрович
Ответчики
Администрация Невского района Санкт-Петербруга
Другие
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
СНТ "Лесопромышленный комбинат Ленметростроя"
Суд
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
kgv.spb.sudrf.ru
24.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2014Передача материалов судье
29.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.10.2014Предварительное судебное заседание
29.10.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.12.2014Предварительное судебное заседание
21.01.2015Судебное заседание
04.02.2015Судебное заседание
16.03.2015Судебное заседание
12.05.2015Судебное заседание
20.05.2015Судебное заседание
25.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2015Дело оформлено
04.09.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.09.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.09.2015Судебное заседание
20.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее