Дело № 2-3229/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2017 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова В.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании жилого помещения непригодным для проживания, предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Павлов В.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании жилого помещения по адресу: ... непригодным для проживания; предоставлении жилого помещения на территории г. Сыктывкара в порядке ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация МР «Удорский».
В судебном заседании представитель Павлова В.В. на иске настаивал.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласилась.
Представитель администрации МР «Удорский» просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Павлов В.В. (** ** ** являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку вступившим в законную силу решением ... районного суда Республики Коми от ** ** ** ....
В период с ** ** ** истец воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в ГУ РК «... п. ..., откуда выбыл для прохождения обучения в ... филиал ... (...»), где ему на период проживания было предоставлено общежитие. Из ... истец был отчислен с ** ** ** за систематические нарушения правил внутреннего распорядка учебного заведения, пропуски занятий, хулиганство.
Приговором Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** Павлову В.В. назначено наказание в виде лишения свободы на срок ... Срок отбывания наказания исчисляется с ** ** **, дата ожидаемого окончания срока отбывания наказания ** ** **
Постановлением администрации ... сельсовета № ... от ** ** ** за Павловым В.В. и ... Н.Я. закреплено жилое помещение, общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: ...
Впоследствии за Павловым В.В. было закреплено жилое помещение по адресу: ...
Согласно справке администрации пст. ... МО «Удорский район» № ... от ** ** ** указанное жилое помещение находится на ... этаже деревянного дома, помещение находится в удовлетворительном состоянии, в квартире есть ванна, унитаз, раковина на кухне, центральное отопление, водопровод.
Жилое помещение по адресу: ... находится в муниципальной собственности МО СП «...» (Распоряжение правительства Республики Коми от ** ** ** № ...
Указанное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., в том числе жилой площади ... кв.м.
Согласно записям в похозяйственной книге и поквартирной карточке Павлов В.В. был поставлен на регистрационный учет по адресу: ... ** ** **, то есть по достижении им совершеннолетия.
Согласно сведениям, предоставленным ОАСР Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми Павлов В.В. сохраняет регистрацию по месту жительства по указанному адресу с ** ** ** то есть после начала отбытия им наказания в виде лишения свободы.
** ** ** с регистрационного учета по указанному адресу была снята мать истца – ... В.С.
Договор социального найма в отношении указанного жилого помещения с Павловым В.В. не заключался. При этом администрацией МО СП «Чим» и администрацией МР «...» указано на сохранение с Павловым В.В. отношений по найму указанного помещения, вопрос о его выселении или признании утратившим право пользования данным помещением в судебном порядке не рассматривался. Администрацией МО СП «...» указано, что договор социального найма с Павловым В.С. не был заключен по причине отсутствия нанимателя в связи с осуждением к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
Жилой дом по адресу: ... был введен в эксплуатацию в ** ** **
В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).
Согласно ст. 13 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений установленным в Положении требованиям.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (в зависимости от принадлежности жилищного фонда).
На основании обращения истца межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации МО СП «...» № ... от ** ** **, ** ** ** было проведено обследование жилого помещения по адресу: .... В ходе обследования было установлено, что указанный дом представляет собой двухэтажный 12-ти квартирный деревянный дом, фундамент – ленточный кирпичный оштукатуренный, стены – брус, обшитый обрезной доской (вагонкой), верхние и нижние перекрытия – брус, доска, кровля – асбестоцементные листы (шифер); система горячего водоснабжения отсутствует; система водоотведения, канализация, система отопления – централизованные. Фундамент здания – по периметру здания имеется деструкция кирпичной кладки, просадки и искривления линии цоколя отсутствуют. Стены здания – наружные и внутренние стены не имеют отклонений от осей, выпучивание стен и прогибы, неравномерная осадка, гниль отсутствуют; дверные и оконные блоки не имеют перекосов и отклонения от осей, оконные переплеты в удовлетворительном состоянии. Верхние чердачные перекрытия в удовлетворительном состоянии. Кровля здания находится в удовлетворительном состоянии, имеется единичный скол кровельного покрытия (шифер) с правой стороны фасада здания. Лестничные марши второго подъезда данного дома находятся в удовлетворительном состоянии. Дверные проемы жилого помещения в удовлетворительном состоянии, внутриквартирные инженерные системы находятся в удовлетворительном состоянии. Протечки и вздутия потолочного перекрытия отсутствуют. Полы находятся в удовлетворительном состоянии, просадки, изношенность, стертость напольного покрытия отсутствуют.
По итогам обследования межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что несущие и ненесущие конструкции не имеют повреждений, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания; комиссией рекомендовано провести косметический ремонт кровли, фундамента и жилого помещения № ....
** ** ** межведомственной комиссией в установленном порядке принято решение о признании дома по адресу: ... не аварийным, а жилых помещений в нем – пригодными для постоянного проживания.
Исходя из норм ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ и Положения оценка и обследование занимаемого Павловым В.В. помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан относится к исключительной компетенции межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Принятие же решения о признании указанного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан относится к исключительной компетенции уполномоченного органа местного самоуправления.
К компетенции суда решение данных вопросов не отнесено. При этом гарантией соблюдения прав заинтересованных лиц при решении такого рода вопросов служит возможность обжалования в судебном порядке решения межведомственной комиссии, органа исполнительной власти исполнительной власти субъекта РФ о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также действий (бездействия) указанных органов по принятию такого рода решений (с 15.09.2013 – глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, до 15.09.2013 – глава 25 Гражданского процессуального кодекса РФ). Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 1649-О.
Межведомственной комиссией и уполномоченным органом местного самоуправления МР «Удорский» соответствующих решений о признании жилого помещения по адресу: ... непригодным для проживания к настоящему времени не принято.
Кроме того, администрация МО ГО «Сыктывкар» не может являться надлежащим ответчиком по требованию Павлова В.В. о признании жилого помещения по адресу: ... непригодным для проживания, поскольку указанное жилое помещение расположено на территории иного муниципального образования и в отношении него администрация МО ГО «Сыктывкар» не уполномочена принимать каких-либо решений. Представитель истца при этом в ходе рассмотрения дела полагала администрацию МО ГО «Сыктывкар» надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Решение межведомственной комиссии от ** ** ** и/или решение органа местного самоуправления о соответствии жилого помещения по адресу: ... требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания к настоящему времени не отменены, незаконными в установленном законом порядке судом не признано. Повторного обследования указанного жилого помещения на предмет пригодности для проживания и/или дома по адресу: ... на предмет аварийности не проводилось.
С учетом изложенного, законных оснований для удовлетворения исковых требований Павлова В.В. о признании жилого помещения по адресу: ... непригодным для проживания в настоящее время не имеется.
** ** ** Павлов В.В. обратился в администрацию Главы Республики Коми с заявлением по вопросу предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данное заявление администрацией Главы Республики Коми было перенаправлено в администрацию МО МР «...».
Письмом от ** ** ** администрация МР «Удорский» отказала истцу в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что истец достиг возраста ** ** ** лет и не подлежит в связи с этим обеспечением жилым помещением по заявленной льготе. Также в своем ответе администрация МР «...» указала, что по достижения совершеннолетия истице был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ..., где ранее проживала его мать – ... В.С., которая в ** ** ** была снята с регистрационного учета по указанному адресу.
В администрацию МО МР «Удорский» истец с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список), истец не обращался.
** ** ** ... М.О. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в интересах Павлова В.В. с заявлением о разъяснении возможности включении в Список в администрации МО ГО «Сыктывкар».
Письмом ** ** ** № ... администрация МО ГО «Сыктывкар» указала истцу об отсутствии оснований для обеспечения жилым помещением по заявленной льготе, в связи с тем, что истцом утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент подачи заявления им достигнут возраст ** ** ** лет, а также в связи с тем, что г. Сыктывкар не является местом его жительства.
Обращения в установленном порядке за включением в Список истцом в администрацию МО ГО «Сыктывкар» не направлялось.
Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действовавшего до 17.06.2011 предусматривалось обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди благоустроенным жилым помещением на условиях социального найма.
Абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с п. 1 данной статьи.
При этом в список включаются лица, указанные в абзаце 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии с Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и по формированию Списка.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 20.12.2016 № 151-РЗ, применяющейся к отношениям возникшим с 10.08.2016) включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным), в Список осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Таким образом, единственным установленным законодателем критерием определения муниципального образования, уполномоченным органом которого подлежит принятию решение о включении в Список, является место жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу положений ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в первом абзаце данной нормы, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 п. 1).
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, относящихся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на соответствующий учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, может быть разрешен при наличии к тому уважительных причин, к которым относятся неправомерные либо ненадлежащие действия органов опеки и попечительства, опекунами, попечителями своих обязанностей по защите прав этих детей, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Истец достиг совершеннолетия ** ** **. Возраста ** ** ** лет истец достиг ** ** **, отбывать наказание в местах лишения свободы Павлов В.В. начал с ** ** **, то есть год спустя после достижения совершеннолетия.
До достижения возраста ** ** ** Павлов В.В. с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения в связи со статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался.
По окончании обучения истец должен был предпринять все требуемые меры по его постановке как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на учет для получения жилого помещения.
Доказательств наличия исключительных причин, препятствующих обращению истца к ответчику для постановки на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения жилого помещения не представлено.
Кроме того, истец в какой-либо из периодов своей жизни постоянного места жительства на территории г. Сыктывкара не имел. До своего совершеннолетия, наступившего ** ** **, истец постоянно проживал на территории ... района Республики Коми.
Представитель истца пояснила, что после отчисления из ... (имело место ** ** **) истец около года занимался случайными подработками на территории ... района и в г. ..., где он был задержан и помещен под стражу.
** ** ** территориальным отделом ЗАГС ... района Управления ЗАГС Республики Коми был зарегистрирован брак между Павловым В.В. и ... М.О. Указанный брак был расторгнут ** ** **. Впоследствии брак между Павловым В.В. и ....О. был зарегистрирован вновь ** ** **
В период брака с Павловым В.В. ... М.О. в соответствии с договором купли-продажи от ** ** ** в собственность приобретена квартира площадью ... кв.м по адресу: ... (запись в ЕГРП от ** ** **).
В соответствии со ст. 256 Гражданского кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В силу п. 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Приобретение супругами имущества в браке в совместную собственность предполагается. Указанный принцип не связан с периодом нахождения супругов в браке и размера дохода каждого из супругов.
Доказательств заключения между супругами брачного договора или соглашения о разделе имущества в отношении жилого помещения по адресу: ..., а также доказательств раздела указанного имущества в судебном порядке или доказательств приобретения жилого помещения за счет доходов ... М.О., полученных в период до брака с истцом, суду не представлено.
С учетом изложенного, требования Павлова В.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения в черте г. Сыктывкара в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Павлова В.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании жилого помещения по адресу: ... непригодным для проживания; предоставлении жилого помещения на территории г. Сыктывкара в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин