Судья Бородина М.В. Дело № 33-4184
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Маньковой Е.Н.
судей Бритвич Ю.С., Пискуновой В.А.
при секретаре Хлопотининой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 16 июня 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Кочнева В.В. на решение Переславского районного суда Ярославской области от 6 апреля 2016 года, которым постановлено: Исковые требования Климовой Г.В. к Кочневу В.В. о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать за Климовой Г.В. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1122 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства и
Ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>
Исковые требования Кочнева В.В. к Климовой Г.В. о признании незаключенным, недействительным договора дарения жилого дома, признании права общей долевой собственности на наследственное имущество после ФИО20, умершей ДД.ММ.ГГГГ., оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Бритвич Ю.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО20 на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу <адрес>
Решением Переславской городской администрации от 6.11.1992 г. № 754 ФИО20 был предоставлен земельный участок на праве бессрочного (постоянного) пользования для жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, площадью 1122 кв.м, по адресу <адрес>
9.02.1996 г. между ФИО20 и Климовой Г.В. был заключен договор дарения жилого дома. Указанный договор удостоверен нотариусом г. Переславля-Залесского Байджановой Е.Н., зарегистрирован в реестре № 397.
В 2012 году ФИО20 на основании п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25.10.20101 г. оформила право собственности на указанный земельный участок, о чем в ЕГРП 1 августа 2012 года была сделана запись регистрации.
ФИО20 умерла ДД.ММ.ГГГГ
После смерти ФИО20 с заявлениями о принятии наследства и о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону к нотариусу обратились ее дети – дочь Климова Г.В. и сын Кочнев В.В. В составе наследства указан земельный участок
Климова Г.В. обратилась в суд с иском к Кочневу В.В. о признании за ней права собственности на земельный участок, площадью 1122 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, указав, что земельный участок не должен входить в наследственную массу, поскольку в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, действовавшим на момент заключения договора дарения 9 февраля 1996 г., при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Заключение договора дарения прекратило право бессрочного (постоянного) пользования ФИО20 на земельный участок, которое перешло к Климовой Г.В. В связи с этим ФИО20 не имела права зарегистрировать право собственности на участок в 2012 году, поскольку исключительное право на приобретение земельного участка в собственность имеет собственник расположенного на нем строения.
Кочнев В.В. обратился со встречными исковыми требованиями к Климовой Г.В., в котором просил признать договор дарения от 09 февраля 1996 г. незаключенным и недействительным, так как он не был зарегистрирован в БТИ г. Переславля-Залесского. Просил признать за ним право собственности в порядке наследования на ? доли жилого дома и земельного участка, а также всего имущества, включая недополученную часть пенсии и денежных вкладов, выплат, оставшегося после смерти матери. Указал, что после смерти ФИО20 открылось наследство, состоящее из земельного участка, площадью 1122 кв.м, и жилого дома с хозяйственными постройками по адресу: <адрес> а также недополученной пенсии и средств по вкладам. 01 августа 2012 г. ФИО20 оформила земельный участок на себя, на земельном участке находится жилой дом с различными постройками. Оформив в 2012 г. земельный участок на себя, ФИО20 фактически отказалась от исполнения договора дарения 1996 года. На момент смерти ФИО20 дом находился в ее собственности.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен Кочнев В.В.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований и отказе в иске Климовой Г.В. В жалобе указывается на несоблюдение сторонами договора дарения от 9.02.1996 года требования закона о его регистрации, что свидетельствует о его недействительности. Расходы по дому несла ФИО20 которая в 2012 году будучи собственником жилого дома оформила земельный участок, расположенный при жилом доме, в свою собственность.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, выслушав объяснения Кочнева В.В. и его представителя Николаева Ю.С., возражения против удовлетворения жалобы Климовой Г.В. и ее представителя адвоката Шумиловой Т.П., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования Климовой Г.В. и отказывая в исковых требованиях Кочневу В.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что при заключении договора дарения 9 февраля 1996 года сторонами договора было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, нотариальная форма договора была соблюдена, следовательно, договор дарения является действительным, право собственности на жилой дом перешло от ФИО20 к Климовой Г.В., в связи с чем ФИО20 не имела права в 2012 году оформить земельный участок на праве собственности. Исходя из этого, суд сделал вывод, что жилой дом и земельный участок не входят в наследственную массу после смерти ФИО20
С указанными выводами судебная коллегия не соглашается, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Из договора дарения, удостоверенного нотариусом г. Переславля-Залесского 9 февраля 1996 года, следует, что ФИО20 подарила Климовой Г.В. жилой дом, расположенный в <адрес>
На момент совершения сделки действовала часть 1 Гражданского кодекса РФ и раздел III Гражданского кодекса РСФСР.
В силу статьи 256 Гражданского кодекса РСФСР по договору дарения одна сторона передает безвозмездно другой стороне имущество в собственность. Договор дарения считается заключенным в момент передачи имущества.
Статья 257 ГК РСФСР предусматривала, что договор дарения жилого дома должен быть заключен в форме, установленной ст. 239 Кодекса.
В силу статьи 239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов. Договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.
В соответствии с положениями ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Согласно ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.В силу ст. 165 ГК РФ несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применялся действовавший в то время порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" введен в действие с 31 января 1998 года.
До введения в действие указанного Федерального закона регистрация в бюро технической инвентаризации жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, была предусмотрена в городах рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР на основании Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года N 83.
Согласно параграфам 21 и 22 указанной Инструкции последующая регистрация права собственности на строения и перехода этого права от одних лиц и организаций к другим производится на основании документов, оформленных в установленном законом порядке. Изменения в правовом положении строений заносятся в реестровую книгу и в инвентаризационные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены. На правоустанавливающих документах собственников строений и на надлежаще заверенных копиях с них, оставляемых в делах бюро технической инвентаризации, делается регистрационная надпись.
Из содержания приведенных выше положений закона, действующих на момент заключения договора дарения жилого дома, следует, что закон предписывал обязательную форму для заключения договора, который должен быть совершен в письменной форме, нотариально удостоверен и зарегистрирован в районном бюро технической инвентаризации, при этом имеется прямое указание закона, что несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.
В самом тексте договора дарения нотариус разъяснил сторонам положения ст. 239 ГК РСФСР о регистрации договора в БТИ г. Переславля-Залесского.
Из договора дарения, объяснений Климовой Г.В. следует, что договор дарения не был зарегистрирован его сторонами в БТИ г. Переславля-Залесского.
Согласно справке, выданной 21.03.2016 г. Переславским отделением Ярославского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», жилой дом зарегистрирован на имя ФИО20 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 8.04.1981 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться, что сторонами при заключении договора дарения была соблюдена его форма, в связи с отсутствием регистрации в бюро технической инвентаризации. В дальнейшем указанный порок сделки также не был устранен сторонами договора после введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в течение последующих 19 лет до дня смерти ФИО20
Таким образом, в связи с несоблюдением сторонами формы сделки, договор дарения от 9.02.1996 г. признается недействительным.
Заслуживает внимания и тот факт, что в 2012 году ФИО20 в сопровождении Климовой Г.В. оформила право собственности на земельный участок, расположенный при жилом доме, хотя стороны располагали возможностью подать заявление о регистрации сделки – договора дарения и перехода права собственности на жилой дом. Действия ФИО20 направленные на оформление в свою собственность земельного участка при жилом доме, свидетельствуют о том, что она считала себя собственником жилого дома, за ней сохранялось право пользования земельным участком, и на основании положений п. 9.1 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» она имела право зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Согласно пункту 9.1 статьи 3 указанного Закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу абзаца третьего п. 9.1. ст. 3 указанного Закона граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Если Климова Г.В. считала себя собственником жилого дома в результате заключения договора дарения, то она имела право во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на земельный участок на основании абзаца третьего пункта 9.1 ст. 3 указанного Закона.
Однако договор дарения не был зарегистрирован в БТИ, соответственно, спорное домовладение вошло в состав наследственного имущества ФИО20 поскольку в отсутствие регистрации договора у Климовой Г.В. не возникло право собственности на него, к ней не перешли права на земельный участок, на котором расположен жилой дом.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Климовой Г.В. о признании права собственности на земельный участок, площадью 1122 кв.м, расположенного по адресу <адрес>
Напротив, встречные требования Кочнева В.В. подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ФИО20 умерла ДД.ММ.ГГГГ С заявлениями о принятии наследства после ФИО20 обратились Климова Г.В. и Кочнев В.В., являющиеся наследниками по закону первой очереди.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях.
Поскольку в состав наследственного имущества ФИО20 включается жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>, то указанное имущество принадлежит Климовой Г.В. и Кочневу В.В. как наследникам, принявшими наследство, на праве собственности в равных долях. В указанной части требования Кочнева В.В. подлежат удовлетворению. В отношении иного имущества спора между наследниками не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░20 ░ ░░░░░░░░ ░.░. 9 ░░░░░░░ 1996 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ № 397.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ? ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░