РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барахтенко О.В., при секретаре Жанцановой О.В.,
с участием представителя административного истца Солдатова МА – Ковалевой И.В.,
представителя административного ответчика администрации Дзержинского муниципального образования Гармаевой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1622/2016 по административному иску Солдатова МА к администрации Дзержинского муниципального образования о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Солдатова МА обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Дзержинского муниципального образования, в котором просит признать незаконным отказ администрации Дзержинского муниципального образования в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в письме за № от **/**/****.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником жилого дома, общей площадью 28,4 кв.м., расположенного по адресу: ..... Основанием возникновения права собственности является решение Иркутского районного суда .... от **/**/****.
Летом 2015 года в администрацию Дзержинского муниципального образования был сдан межевой план для согласования, однако, в декабре 2015 года был получен отказ в согласовании границ земельного участка со ссылкой на ст. 11.9 ЗК РФ.
В своем отказе администрация Дзержинского муниципального образования не указала, какой именно пункт вышеуказанной нормы права нарушен и что необходимо сделать для устранения недостатков, если таковые имеют место быть.
Административный истец полагает, что административный отказ не мотивирован, не содержит ссылок на нормы права.
Оспариваемый отказ нарушает право административного истца на утверждение схемы расположения земельного участка и, как следствие, на имение возможности зарегистрировать право собственности на него. Исходя из того, что в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участок в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Административный истец Солдатова МА в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представила. Ее интересы в судебном заседании представляет представитель по доверенности.
Представитель административного истца Солдатова МА – Ковалева И.В. в судебном заседании требования своей доверительницы поддержала, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Полагала, что требования заявлены законно и обоснованно, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Дзержинского муниципального образования Гармаева Л.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представив суду свои возражения в письменном виде. Полагала, что отказ администрации Дзержинского муниципального образования в утверждении схемы расположения земельного участка Солдатова МА является законным и обоснованным.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательств в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии частями 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Установлено, что **/**/**** Солдатова МА обратилась в администрацию Дзержинского муниципального образования с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка по адресу: ....Д.
Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Установлено и материалами дело подтверждается, что администрацией Дзержинского муниципального образование заявление Солдатова МА об утверждении схемы расположения земельного участка было рассмотрено по существу. На указанное заявление Солдатова МА администрацией Дзержинского муниципального образования был дан отказ, который изложен в письме от **/**/**** за №.
Пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе утверждении схемы расположения земельного участка. Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В качестве основания отказа утверждения схемы расположения земельного участка Солдатова МА администрация Дзержинского муниципального образования в своем ответе от **/**/**** за № сослалась на пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, т.е. на то, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В данном случае ст. 11.9 Земельного кодекса РФ также предусмотрен исчерпывающий перечень требований, предъявляемым к образуемым и измененным земельным участкам.
Таким образом, администрация Дзержинского муниципального образования, рассмотрев заявление Солдатова МА от **/**/**** об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически не дала полный и мотивированный ответ на данное заявление. В данном случае ссылка на ст. 11.9 Земельного кодекса РФ без указания конкретного пункта, который не был соблюден Солдатова МА при образовании земельного участка, не позволяет последней предпринять соответствующие меры к устранению допущенных нарушений. Тогда как именно Солдатова МА, являясь собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность или в аренду.
Само по себе утверждение схемы расположения земельного участка является условием для его постановки на государственный кадастровый учет и дальнейшего решения органом местного самоуправления вопроса о правах гражданина на этот земельный участок. Выполнение этой обязанности не влечет возникновения прав на земельный участок, а также не предопределяет последующее решение органа местного самоуправления в отношении такого земельного участка. Выполнение этой обязанности является необходимым действием для получения кадастрового плана на земельный участок, который включен в перечень необходимых для приобретения прав на земельный участок документов, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Определение Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** №-КГ14-163).
Таким образом, вышеназванным отказом администрации Дзержинского муниципального образования, не соответствующим требованиям закона, нарушено право Солдатова МА на приобретение земельного участка.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку оспариваемый отказ администрации Дзержинского муниципального образования, изложенный в письме от **/**/**** за №, не отвечает требованиям закона, суд приходит к выводу о признании его незаконным и возложении на администрацию Дзержинского муниципального образования обязанности по восстановлению прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Солдатова МА об утверждении схемы расположения земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Солдатова МА к администрации Дзержинского муниципального образования – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Дзержинского муниципального образования в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в письме за № от **/**/****.
Возложить на администрацию Дзержинского муниципального образования обязанность устранить допущенное нарушение прав Солдатова МА путем повторного рассмотрения ее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с положениями действующего Земельного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.В. Барахтенко