АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-5640/2010
27 июля 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 27 июля 2010 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Щетинкина А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Мира, 90/1
к индивидуальному предпринимателю Евстафьеву Вениамину Алексеевичу,
429400, Чувашская Республика, Урмарский район, д. Новые Щелканы, д. 6
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя – Аликова А.Ю. по доверенности от 01.02.2010 №01-147,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Чебоксары, (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Евстафьева Вениамина Алексеевича, д. Новые Щелканы Урмарского района, (далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки перевозочной деятельности ИП Евстафьева В.А. был составлен протокол об административном правонарушении, поскольку были выявлены нарушения лицензионных требований и условий: не организовано повышение профмастерства по ежегодной 20-часовой программе водителей Ялакова О.Ю. и Николаева Р.В., не организовано проведение стажировки водителей Ялакова О.Ю. и Николаева Р.В., не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей, нарушается порядок заполнения путевых листов, не указывается показания одометра при заезде, результаты использования автобусов, количество перевезенных пассажиров, не полностью указаны фамилия, имя и отчество владельца автобуса, не организовано проведение инструктажей водителей по БДД, не организован учет ДТП и нарушений ПДД, не проводятся сверки с ОГИБДД о допущенных ДТП и нарушениях ПДД.
В судебном заседании представитель Управления заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил, отзыв на заявление не представил.
Дело на основании статей 123, 156 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Евстафьев Вениамин Алексеевич, 24.04.1956 года рождения, уроженец п.Урмары Урмарского района Чувашской АССР, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и включен в ЕГРИП за ОГРН 306213711700088.
Предприниматель имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, регистрационный № АСС-21-010393 от 12.15.2006 от 12.05.2006, сроком действия по 14.15.2011.
По результатам плановой проверки перевозочной деятельности пассажирским автотранспортом ИП Евстафьева В.А., проведенной в период с 20.05.2010 по 26.05.2010, были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, а именно:
1. не организовано повышение профмастерства путем организации занятий по ежегодной 20-часовой программе водителей Ялакова О.Ю. и Николаева Р.В.
2. не организовано проведение стажировки водителей Ялакова О.Ю. и Николаева Р.В.
3. не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водительского состава (путевые листы №1254 от 18.04.2010, №1255 от 19.04.2010, №б/н от 02.05.2010, №13 от 03.05.2010, №14 от 04.05.2010, №б/н от 06.05.2010, №32 от 22.05.2010, №33 от 23.05.2010).
4. путевые листы ведутся с нарушениями:
- не указываются: показания одометра при заезде, результаты использования автобусов на смену: продолжительность рабочей смены, общий пробег за смену, количество перевезенных пассажиров (путевые листы №1254 от 18.04.2010, №1255 от 19.04.2010, №б/н от 02.05.2010, №13 от 03.05.2010, №14 от 04.05.2010, №б/н от 06.05.2010, №32 от 22.05.2010, №33 от 23.05.2010).
- не указываются полностью: фамилия, имя отчество владельца автобуса, водителей, медработника, юридический адрес владельца (путевые листы №1254 от 18.04.2010, №1255 от 19.04.2010, №б/н от 02.05.2010, №13 от 03.05.2010, №14 от 04.05.2010, №б/н от 06.05.2010, №32 от 22.05.2010, №33 от 23.05.2010).
5. не организовано проведение инструктажей водителей по БДД: вводный, внеплановый (документы по проведению и оформлению инструктажей по безопасности дорожного движения отсутствуют).
6. - не организован учет ДТП с участием принадлежащих транспортных средств и нарушений ПДД;
- не проводится ежемесячно сверки с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств и нарушений ПДД,
26.05.2010 на основании собранных доказательств по вышеуказанным фактам должностным лицом Управления в отношении индивидуального предпринимателя и с его участием составлен протокол № 000168 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С протоколом № 000168 от 26.05.2010 об административном правонарушении ответчик ознакомился в день его составления, экземпляр протокола он получил, о чем свидетельствуют соответствующие записи и подписи на протоколе. Ответчику разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующая запись и личная подпись предпринимателя в протоколе.
Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №127-лиц от 26.05.2010, протокол №00168 от 26.05.2010, и иные материалы дела Управлением переданы в арбитражный суд с соответствующим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.
Проанализировав материалы дела в совокупности, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 года № 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов в числе иных является выполнение требований, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются, в том числе:
соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Следовательно, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Одновременно на основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1996 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно пунктам 3.1.3, 3.2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки; организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.
Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.
В соответствии с пунктом 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.
В нарушение указанной нормы, отсутствуют документы об организации и проведении занятий по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства водителей Ялакова О.Ю. и Николаева Р.В.
Кроме того, в соответствии с разделом 3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 №27, организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки водителей.
Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.
После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.
В нарушение указанных норм предпринимателем не организована стажировка водительского состава. Отсутствуют документы о прохождении стажировки водителями Ялаковым О.Ю. Николаевым Р.В.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Согласно пункту 3 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.
В соответствии с пунктом 5 Приказа №152 от 18.09.2008, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства для индивидуального предпринимателя включают: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Пункт 6 Приказа №152 от 18.09.2008к сведениям о транспортном средстве относит: 1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; 2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; 3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); 4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Согласно пункту 7 Приказа №152 от 18.09.2008, сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Пункт 16 Приказа №152 от 18.09.2008 предусматривает, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
В нарушение указанных норм, предпринимателем путевые листы оформлены с нарушениями. Так, в путевых листах №1254 от 18.04.2010, №1255 от 19.04.2010, №б/н от 02.05.2010, №13 от 03.05.2010, №14 от 04.05.2010, №б/н от 06.05.2010, №32 от 22.05.2010, №33 от 23.05.2010 не указываются: показания одометра при заезде в гараж (депо), результаты использования автобусов за смену: продолжительность рабочей смены, общий пробег за смену, количество перевезенных пассажиров; не указываются полностью: фамилия, имя отчество владельца автобуса, водителей, медработника, юридический адрес владельца.
Согласно пункту 3.3.3 Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего: организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.
В нарушение указанной нормы предпринимателем не организовано проведение послерейсового медосмотра водителей; в путевых листах №1254 от 18.04.2010, №1255 от 19.04.2010, №б/н от 02.05.2010, №13 от 03.05.2010, №14 от 04.05.2010, №б/н от 06.05.2010, №32 от 22.05.2010, №33 от 23.05.2010 отсутствуют подписи медицинских работников с указанием даты, времени проведения, отсутствуют фамилия, имя и отчество медработника.
Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 09.03.94 №27 закреплено, что организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения. При этом в организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
В то же время, выявлено нарушение ИП Евстафьевым В.А. указанного положения, а именно: отсутствуют документы по проведению и оформлению вводного и внепланового инструктажей водителей по безопасности дорожного движения.
Согласно «Правилам учета дорожно-транспортных происшествий», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647, учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется: органами внутренних дел; владельцами транспортных средств; государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог (п.4 Правил). Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств (п. 18 Правил).
В нарушение указанной нормы ИП Евстафьевым А.В. не организован учет дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих ему транспортных средств и нарушений Правил дорожного движения, не проводятся ежемесячно сверки с ОГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих ему транспортных средств и нарушений Правил дорожного движения.
Материалы дела доказывают, что предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и совершил правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000168 от 26.05.2010.
На основании вышеизложенного суд считает, что протокол № 000168 от 26.05.2010 о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно нарушении требований транспортного законодательства, являющихся неотъемлемыми условиями лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, работником заявителя составлен обоснованно, заявление управления подлежит удовлетворению.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он не принял все меры по соблюдению требований законодательства при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
Отягчающих либо смягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ судом не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, в частности, протокол об административном правонарушении составлен с участием предпринимателя, ему были разъяснены и предоставлена возможность воспользоваться правами, предусмотренными статьями 25.1, 25.5 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 205 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Евстафьева Вениамина Алексеевича, 24.04.1956 года рождения, уроженца п.Урмары Урмарского района Чувашской АССР, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и включенного в ЕГРИП за ОГРН 306213711700088, проживающего по адресу: д.Новые Щелканы Урмарского района, д. 6, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: Получатель – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), Банк получателя ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – 40101810900000010005, ИНН – 2128011031, КПП – 213001001, ОКАТО – 97401000000 (г. Чебоксары), БИК – 049706001, КБК – 106 1 16 90040 04 0000 140, назначение платежа – Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Доказательства уплаты штрафа представить в суд. При отсутствии таких доказательств выдать исполнительный лист.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья А.В. Щетинкин