дело № 2а-6961/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижнекамск 25 октября 2016 года
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фахрутдинова И.И., при секретаре судебного заседания Молотобойцевой Н.Н., рассмотрев административное исковое заявление ФИО3, ФИО4 к ФИО2 сельского поселения ... муниципального района, руководителю ФИО2 сельского поселения ... муниципального района ФИО1 об оспаривании ФИО2 сельского поселения ... муниципального района ... от ... о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2 сельского поселения Нижнекамского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4 (далее – административные истцы) обратились в Нижнекамский городской суд с административным исковым заявлением к ФИО2 сельского поселения ... муниципального района об оспаривании ФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутатов.
Из содержания административного иска следует, что ... ФИО2 сельского поселения ... муниципального района Республики Татарстан ... досрочно прекращены полномочия депутатов ФИО2 сельского поселения ... муниципального района Республики Татарстан ФИО3 и ФИО4
Административные истцы не согласны с указанным решением, поскольку оно является неправомерным, нарушает их права и законные интересы.
Административные истцы в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, дополнив, что они, являясь депутатами представительного органа муниципального образования, не относятся к лицам, на которых возложена обязанность по предоставлению сведений о своих доходах. Полагают, что решение административного ответчика принято без учета требований закона.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен руководитель ФИО2 сельского поселения ... муниципального района ФИО1
Административный ответчик ФИО1, являющийся также представителем ФИО2 сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, с административным иском не согласился, указав, что статьей 12.1. Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. В нарушение этих требований закона, административные истцы, являясь депутатами ФИО2 сельского поселения, не представили в установленные сроки сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. ФИО2 сельского поселения ... от ... были прекращены полномочия ФИО3, ФИО4 как депутатов ФИО2 сельского поселения. Просит отказать в удовлетворении административного иска.
К участию в деле судом был привлечен прокурор, который был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явился.
Выслушав административный истцов, административного ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом, административные истцы ФИО3, ФИО4 были избраны депутатами ФИО2 сельского поселения ... муниципального района РТ третьего созыва по одномандатному округу ... и ..., что подтверждается ФИО2 председателя территориальной избирательной комиссии ... РТ от ... ..., ...
Согласно протоколу заседания ФИО2 сельского поселения от ... ..., Совет указал на необходимость предоставления депутатами ФИО2 сельского поселения в назначенный срок сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера. При этом, на заседании указанного ФИО2 присутствовали ФИО3, ФИО4
... решением ФИО6 сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, прекращены досрочно полномочия депутатов ФИО4 и ФИО3 за неисполнение обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в частности по своевременному предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
По мнению суда, оспариваемое административными истцами решение ФИО5 сельского поселения ... муниципального района Республики Татарстан, является правомерным по следующим основаниям.
Так, в силу части 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции (в редакции Федерального закона № 303-ФЗ), лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из абзаца семнадцатого части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", лицом, замещающим муниципальную должность, является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно абзацу 15 части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под депутатом понимается член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;
В соответствии с частью 7.1, 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 558 (ред. от 23.06.2014) утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
В соответствии с пунктом 3 указанного выше Положения, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, административные истцы, являясь депутатами, членами представительного органа, то есть лицами, замещающими муниципальную должность, не представили в срок до ... в ФИО2 сельского поселения ... муниципального района Республики Татарстан, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Административные истцы, не представили как суду, так и в ФИО2 сельского поселения каких-либо заслуживающих внимания сведений и фактов, указывающих на невозможность исполнения требований закона.
Оба административных истца ранее присутствовали на заседании ФИО2 сельского поселения ... муниципального района РТ от ..., которым было принято решение о необходимости предоставления депутатами сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Между тем, данную обязанность не исполнили.
В этой связи, принятое ФИО2 сельского поселения ... муниципального образования решение о прекращении полномочий депутатов ФИО4, и ФИО3 является правомерным, принятым в соответствии с требованиями статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Каких-либо нарушений порядка, сроков принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов, административным ответчиком допущено не было.
Доводы административных истцов о том, что они не являются лицами, на которых законом возложена обязанность по предоставлению сведений своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, подлежат отклонению как основанные на произвольном, ошибочном толковании права.
Как указано выше, ФИО4, ФИО3, будучи избранными депутатами ФИО2 сельского поселения, являлись лицами, замещающими муниципальную должность, должны были соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Неисполнение данной обязанности, является безусловным основанием для прекращения их полномочий.
Данные обстоятельства, указывают на необоснованность заявленных административными истцами требований.
Кроме этого, согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как изложено выше, административный истец ФИО3 лично присутствовал на заседании ФИО2 сельского поселения ..., на котором было принято ФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО3 и ФИО4
Таким образом, административному истцу ФИО3 о нарушении его прав стало известно .... Между тем, с административным иском об оспаривании ФИО2 о досрочном прекращении полномочий, ФИО3 обратился в суд только ..., то есть по истечении 3 месяцев. Административным истцом ФИО3 не представлено суду уважительных причин пропуска срока для обращения в суд. Обращение с заявлением в иные органы, в частности в прокуратуру, не является уважительной причиной пропуск срока для подачи административного иска в суд.
Данное обстоятельство, наряду с иными фактами, изложенными судом выше, является основанием для отказа в удовлетворении иска ФИО4 и ФИО3
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180,222 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО3, ФИО4 к ФИО2 сельского поселения ... муниципального района, руководителю ФИО2 сельского поселения ... муниципального района ФИО1 об оспаривании ФИО2 сельского поселения ... муниципального района ... от ... о досрочном прекращении полномочий депутатов - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.И. Фахрутдинов