РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Болохоевой З.И.,
с участием:
ответчика Чернышова С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1125/2016 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Чернышову С.А. об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилось в суд с исковым заявлением к Чернышеву С.А. и просит истребовать в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области часть земельного участка с кадастровым номером № площадью ~~~ кв.м., и расположенный по адресу: ....
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на основании п. 4.2 Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № от **/**/**** осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации. В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской области о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда. Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства Иркутской области было выявлено, что земельный участок с кадастровым № стоит на кадастровом учете с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» (разрешенное использование для ведения садоводства), но фактически расположен в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества.
Факт отнесения его к землям лесного фонда и его принадлежность Российской Федерации подтверждается выкопировкой из материалов лесоустройства Иркутского лесничества, заключением № том 1 сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Кроме того, ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ предусматривается, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральным законом.
Между тем, указанные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные в границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории рель в зависимости от документально подтвержденного фактического Пользования земельного участка.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (ч. 1, 3 ст. 6, ст.ст. 7, 67-69 Лесного кодекса РФ). Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт - схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены ст.ст. 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствуясь исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено приведенными нормами федерального законодательства, согласно которым земельные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном движимом имуществе, а также иных предусмотренных данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и порождает обязанностей.
Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со ст. 20 Федерального закона от **/**/**** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В случае двойного учета одного земельного участка, подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустроительству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.
В судебное заседание представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области не явился; извещены надлежащим образом.
Ответчик Чернышов С.А. исковые требования не признал и суду пояснил, что спорный земельный участок он приобрел по договору купли-продажи. Перед совершением сделки он посмотрел участок, переговорил с председателем правления, ему показали, что участок входит в границы садоводства; прежний собственник участка являлась членом садоводства, показал ему членскую книжку. На участке находились дом, туалет. На соседних участках были возведены дачные дома. Он проверил все документы у продавца, заплатил за участок деньги. После сделки он снес дом, поставил забор, стал пользоваться участком. Ко всем участкам по улице подведены электроэнергия, вода.
Представители третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области, СНТ «Ясная поляна» в судебное заседание не явились; об отложении судебного заседания суд не просили.
С учетом положений ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представивших.
Заслушав ответчика, изучив и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно абзацу второму статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке путем предъявления соответствующего иска.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. По смыслу указанной нормы заинтересованность лица определяется наличием у него материально-правового интереса к актам либо действиям других участников правоотношений.
Предъявляя исковые требования об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, истец ссылается на то, что указанный участок является участком лесного фонда, является собственностью Российской Федерации, а потому подлежит истребованию из чужого незаконного владения в силу ст. 301 ГК РФ.
Истребование имущества из чужого незаконного владения один из вещных способов защиты права собственности, который реализуется путем предъявления собственником, утратившим владение, иска к фактическому владельцу имущества, не имеющему на владение законных оснований.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и при этом истец должен доказать свое право собственности на вещь, а также то обстоятельство, что ответчик владеет указанным имуществом незаконно, без надлежащего правового основания либо по порочному основанию. Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Соответственно, с помощью виндикационного иска может быть истребовано индивидуально определенное имущество (вещь), имеющееся у незаконного владельца в натуре.
Для удовлетворения виндикационного иска необходимым является одновременное наличие следующих условий: имеющееся у истца право собственности, вещное право либо иной юридический титул на обладание вещью; утрата титульным владельцем фактического владения вещью; возможность конкретизировать вещь при помощи индивидуально определенных признаков из иных однородных вещей; фактическое нахождение вещи в незаконном владении ответчика.
Пунктом 36 данного Постановления установлено, что в соответствии со ст. 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, бесспорных доказательств нахождения спорного участка в незаконном владении Чернышова С.А., истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено, как и не представлено доказательства того, что этот же земельный участок принадлежит Российской Федерации.
Установлено, что собственником спорного земельного участка с кадастровым номером №, площадью ~~~ кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения садоводства, расположенного по адресу: .... в настоящее время является Чернышов С.А., который приобрел участок на основании договора купли-продажи, заключенного **/**/**** с Пашиной В.А., которая стала собственником данного земельного участка на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования № от **/**/****.
Указанное Постановление администрации Иркутского районного муниципального образования издано в соответствии со ст.ст. 11.4, 29, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, ст. 28 Федерального закона «О Садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ, Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ. В связи с представлением членом СНТ «Ясная поляна» полного пакета документов, предусмотренных ст. 28 Федерального закона «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ, у администрации Иркутского районного муниципального образования отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью ~~~ кв. м, расположенный по адресу: : ...., был поставлен на государственный кадастровый учет **/**/****; участок имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование- для ведения садоводства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 1 ст. 6 Закона № 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона № 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом № 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В материалы дела представлены государственный акт на право пользования землей №, выданный **/**/**** на основании Решения Иркутского районного Совета народных депутатов № от **/**/****., согласно которым под садоводческое товарищество «Ясная поляна» предоставлен земельный участок общей площадью ~~~ гектаров леса, расположенный на землях .....
Ни решение Решения Иркутского районного Совета народных депутатов № от **/**/****., ни Государственный акт на право пользования землей №, выданный **/**/****, не оспорены, являются юридически действительными, соответственно, дают суду основание сделать вывод о том, что спорный земельный участок, входящий в состав границ СНТ «Ясная поляна», не может находиться на землях лесного фонда.
Кроме того, согласно ответу Управления Росреестра по Иркутской области, земельный участок с кадастровым № расположен в границе отвода земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу «Ясная поляна».
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Сведения о категории спорных земельных участков, внесенные в ГКН, истцом не оспорены; решение органа кадастрового учета об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о категории земель в материалах дела отсутствует.
В данном случае доводы истца о том, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости относительно категории спорного земельного участка, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, тогда как данным, представленным Агентством лесного хозяйства Иркутской области о том, что спорный земельный участок фактически отнесен к землям лесного фонда, суд оценивает критически, поскольку противоречия в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, истцом не устранены, в связи с чем, представленные стороной истца доказательства не могут являться бесспорными доказательствами, подтверждающим категорию спорного земельного участка.
Суд критически оценивает представленное истцом заключение № пересечения границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, признает его не отвечающими требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ. В указанном заключении отсутствуют сведения о вхождении спорного участка в конкретный выдел, квартал участкового лесничества.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (ст. 55 ГПК РФ).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла, суд назначает экспертизу (ч. 1 ст. 79 ГПК).
Рассмотрение данного спора связано с разрешением вопроса о принадлежности спорной части участка истцу, что невозможно без точного определения границ.
При таких обстоятельствах, вопрос о фактическом местоположении границ участка лесных земель, находящегося в собственности Российской Федерации, подлежал разрешению при проведении землеустроительной экспертизы.
Между тем, в судебном заседании 19 апреля 2016года истец отказался от проведения судебной экспертизы, а в последующие судебные заседания не явился, ходатайство о назначении экспертизы не заявлено.
Кроме того, заявленные истцом требования об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка являются заведомо неисполнимыми в виду того, что на кадастровом учете стоит земельный участок общей площадью ~~~ кв.м., право собственности ответчика зарегистрировано на участок общей площадью ~~~ кв.м. Для удовлетворения требования об изъятии из чужого незаконного владения части земельного участка необходима его индивидуализация, тогда как истцом исковые требования не уточнены не смотря на разъяснение ему права на необходимость уточнения исковых требований.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Чернышову С.А. об истребовании в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области части земельного участка с кадастровым номером № площадью ~~~ кв.м., и расположенного по адресу: .....- отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Лозневая