Дело № 2-1135/15 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Вишневецкой О.М.,
при секретаре Донгак О.К.-Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Новосмоленская,2» к Яковлевой Ю. В. о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальные услуги, судебных расходов,
установил:
Истец обратился в суд с требованием о взыскании с ответчицы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что ответчица является собственником квартиры по адресу: <адрес> и оплату за предоставленные услуги производит не в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 122 951 руб., которую истец просит взыскать с ответчицы, а также судебные расходы – на оплату услуг представителя в размере 9 000 руб. и госпошлины /л.д. 8/.
Представитель истца в судебное заседание явился, на исковых требованиях настаивает.
Ответчица в суд явилась, исковые требования не признала. Ответчица считает незаконным начисление ХВС, ГВС и водоотведения исходя из троих проживающих лиц, тогда как в квартире зарегистрирован один человек. Количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления собственника с указанием периода их проживания, направляемого исполнителю. Правилами предоставления услуг в редакции до ДД.ММ.ГГГГ был установлен заявительный порядок определения количества временно проживающих, поэтому акты, представленные истцом юридического значения не имеют. Правилами в изменённой редакции исполнителю предоставлено право составить акт о временно проживающих потребителях в жилом помещении и направить его в органы внутренних дел для принятия соответствующих мер. По вышеуказанным причинам суммы в размере 56 492,56 руб. подлежат исключению из сумм взыскиваемой задолженности; по мнению ответчицы истцом произведены начисления исходя из завышенных тарифов и нормативов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, превышение составляет 1 880,74 руб.; далее ответчица указывает на незаконное начисление за дополнительные услуги (консьерж, видеонаблюдение, АХР), поскольку названные услуги не входят в число обязательных платежей, а решения собственников помещений МКД о заключении договоров с третьими лицами на оказание услуг по работе консьержей, видеонаблюдению, АХР не имеется. Не могут быть применены платежи, принятые на собраниях прошлых годов, поскольку размер обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Начисление платы за предоставленные услуги истец должен был произвести с учетом размера обязательных платежей и взносов, установленных органом управления товарищества либо с применением городских тарифов на соответствующий год. Включение платы по статье «консьерж», видеонаблюдение и АХР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются незаконным, соответственно суммы в размере 6 485,29 руб. подлежат исключению из сумм задолженности; ответчица считает незаконным начисление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммы 7 142,40 руб. по статье «кап.ремонт». В нарушение положений ст.44 ЖК РФ решения принимались общим собранием жильцов ТСЖ, а не собственников помещений МКД. Отсутствуют сведения о количестве собственников в МКД, а список членов ТСЖ не является документом, свидетельствующим о количестве собственников, а протокол от ДД.ММ.ГГГГ является поддельным. Согласно протокола на собрании присутствовали собственники, обладающие 52,62% голосов, что исключало принятие решений по вопросу сбора средств на кап.ремонт, данный вопрос отсутствовал в повестке дня; поскольку обязанности по оплате коммунальных услуг за ГВС, ХВС и водоотведение ответчицей, по её мнению, исполнялась надлежащим образом, исходя из расчёта 1 человека, а иные платежи начислялись незаконно, то оснований для начисления пеней не имеется; так же ответчица указывает на то, что истцом неверно рассчитан платёж за услуги банка – 3% начислены на сумму незаконно начисленных сумм; кроме того, ответчица ссылается на то, что ей не предоставлены счета-квитанции за ноябрь, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, поэтому о начисленных суммах она смогла узнать только после получения схемы расчётов в ходе рассмотрения настоящего дела /л.д. 252 т.1, 74 т.2/.
В заявлении об изменении размера требований от ДД.ММ.ГГГГ истец просит взыскать с ответчицы задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 756,7 руб., 7 632,72 руб. из которых - пени на ДД.ММ.ГГГГ; судебные расходы на оплату услуг представителя – 10 000 руб. дополнительно к заявленным ранее /л.д. 10 т.2/. Поясняет, что расчёт был произведён на основании тарифов: в 2011 году – по городским тарифам, а также за управление МКД по 3,15 р/кв.м на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ, за услуги банка 3%, за услуги ВЦ (вычислительного центра) по 11 руб., а с ДД.ММ.ГГГГ, на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ – установка общедомового узла учёта тепловой энергии по 5,75 р/кв.м, обслуживание видеонаблюдения по 30 руб., плата за кап.ремонт по 6 р/кв.м; в ДД.ММ.ГГГГ изменен размер стоимости услуг ВЦ до 13 рублей на основании договора с ООО «Эллис» от ДД.ММ.ГГГГ; в ДД.ММ.ГГГГ – услуги ВЦ 14 руб. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ начисления за АХР - по 5,15 р/кв.м, за консьержа – 3,5 р/кв.м; в ДД.ММ.ГГГГ услуги ВЦ - 14,5 руб. по договору от ДД.ММ.ГГГГ; в ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ начисления за услуги ВЦ в размере 16 руб., АХР – 5,15 р/кв.м, консьерж – 5,12 р/кв.м, обслуживание видеонаблюдения – 42 рубля. Считает, что тарифы не должны переутверждаться ежегодно на общем собрании, поскольку органы управления ТСЖ вправе устанавливать ограничения по сроку действия утверждённых тарифов; утверждение о подлоге протоколов является голословным, фактически ответчик оспаривает решения членов ТСЖ, что возможно путём предъявления самостоятельного иска. Информация, размещённая истцом на специальном сайте свидетельствует о принятых решениях: информация о тарифах ТСЖ для потребителей в ДД.ММ.ГГГГ, тарифы ТСЖ в выписке из протокола собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, пункты совпадают с теми пунктами протокола, который представлен истцом, а так же протокол, представленный ответчицей содержит положения о принятых тарифах. Наличие двух протоколов объясняется тем, что в связи с отчётностью в ГУ ЖА по отчётно-перевыборным вопросам ТСЖ в тот же период времени оформлено два протокола. Отсутствие на сайте раскрытия информации текстов протоколов не отменяет его юридической силы. В подтверждение факта проживания в квартире троих человек составлены акты, согласно которых с ДД.ММ.ГГГГ в квартире живут две девушки, что не опровергнуто ответчицей. Ею не было подано заявление о количестве фактически проживающих граждан с целью незаконного получения неосновательного обогащения в сумме платы за двоих временно проживающих у нее граждан
Суд, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией....
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме....
Многоквартирный жилой по адресу: <адрес> обслуживается ТСЖ "Новосмоленская,2", что согласуется с пп. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ. Частью 2.2 этой же статьи закона предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья …товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Яковлева Ю.В. является собственником квартиры ДД.ММ.ГГГГ в доме, обслуживаемом истцом с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 19/.
Обязанность оплаты ответчицей жилищно-коммунальных услуг предусмотрена ЖК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
На основании статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В ходе судебного заседания установлено, что размер начисления коммунальных услуг в спорный период произведен истцом из расчета проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, трёх человек.
Между тем, из справки о регистрации усматривается, что в квартире с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован один человек: Целуйко А.И. /л.д. 71/.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении члены семьи собственника, а также члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с собственником и нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (часть 3 статьи 31, часть 2 статьи 69 ЖК РФ).
Кроме этого, в жилом помещении могут проживать и пользоваться коммунальными услугами иные лица (временные жильцы), о проживании которых потребитель обязан информировать исполнителя не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений (подпункт "ж" пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из материалов дела не следует, что квартира ответчицы оборудована индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, которые введены в эксплуатацию и показания которых в спорный период учитывались ТСЖ при начислении платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 г., плата за коммунальные услуги при отсутствии общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета рассчитывается с учетом соответствующего норматива потребления коммунальных услуг и числа граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней
В соответствии с нормами Правил объем потребленных коммунальных услуг (холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения) рассчитывается исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении и, следовательно, потребляющих коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 21 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определялся:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам; то есть по формуле, предусматривающей в числе расчетных показателей количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, то есть также с применением формулы, учитывающей количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Таким образом, Правила N 307 от 23 мая 2006 г., в тех случаях, когда размер платы поставлен в зависимость от числа лиц, которым предоставляются соответствующие коммунальные услуги, используют формулировку "количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении".
В правоотношениях граждан с управляющей организацией правовое значение имеет факт регистрации граждан и предоставления (не предоставления) ими в указанную организацию сведений о постоянном или временном отсутствии в жилом помещении зарегистрированных лиц.
Число зарегистрированных граждан может отличаться от числа фактически проживающих в жилом помещении и потребляющих (получающих) соответствующие услуги.
Поскольку помимо одного зарегистрированного лица ответчица об иных потребителях не заявила, истцу необходимо доказать, что фактически коммунальными услугами в квартире пользовались три человека.
Суд приходит к выводу о том, что размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении Яковлевой Ю.В., в расчетном периоде следовало определять в соответствии с указанными выше Правилами по формулам, включающим в себя в том числе, показатели норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в этом жилом помещении.
В соответствии с п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и…, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
Подпунктом "е(1)" п. 32 Правил N 354, исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) имеет право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Данные нормы, пункт 56(1) и подпункт "е(1)" введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и вступили в силу с 01.06.13г.
Статья 56 ГПК Российской Федерации закрепляет общий принцип распределения обязанности по доказыванию, устанавливая, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, доказательств в обоснование начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исходя из проживания трёх человек в квартире, истцом не представлено.
Основанием для начисления коммунальных платежей на троих потребителей для ТСЖ являлся акт от ДД.ММ.ГГГГ о проживании в квартире двоих девушек, снимающих квартиру, акт подписан двумя жильцами квартир № и №; ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о том, что в квартире № проживает три человека, акт подписан жильцами соседних квартир /л.д. 90,92/; аналогичный акт составлен ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 91/.
Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о том, что на общем собрании членов ТСЖ принималось решение о начислении платы за жилое помещение, исходя из количества фактически проживающих в данном жилом помещении граждан.
Как видно из вышеуказанных норм, право на составление подобного акта предоставлено ТСЖ с ДД.ММ.ГГГГ
При этом доказательств того, что истцом в спорный период ежемесячно (как производятся начисления) с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и позднее до ДД.ММ.ГГГГ проверялись данные о фактическом проживании лиц незарегистрированных лиц в квартире, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд полагает необоснованным начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, исходя из проживания в квартире трёх человек, кроме ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем и утверждение ответчицы о том, что начисления должны производиться на одного зарегистрированного противоречит закону.
Ответчица зарегистрирована на <адрес>.
В силу п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Данный порядок установлен Правилами N 354. Разделом VIII Правил которых предусматривается, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
Правилами предусмотрено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Решение о производстве перерасчета принимается управляющей организацией после рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов.
Однако ответчицей не представлено доказательств, обращения с заявлением о перерасчете начисленных коммунальных услуг и, доказательств, подтверждающих предоставление документов, необходимых для принятия решения о перерасчете начисленных коммунальных услуг.
Таким образом, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги, в том числе собственники квартир, не зарегистрированные в них, относятся к потребителям коммунальных услуг.
По изложенным выше причинам, суд полагает необоснованным начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, исходя из проживания в квартире трёх человек (кроме ДД.ММ.ГГГГ), но обоснованным может являться начисление, исходя из двух человек: Яковлевой Ю.В. и Целуйко.
ТСЖ "Новосмоленская,2" представлен расчет при условии начисления платы на одного человека, которая составляет минус 2 382,58 руб. и пени 1 195,83 руб., на троих человек – 52 206,57 руб. и пени 7 0777,38 руб., на троих человек до ДД.ММ.ГГГГ и на одного – после – 21 137,46 руб. и пени 5 687,58 руб. /л.д. 93-125 т.2/.
ТСЖ не представлено обоснованного расчета размера подлежащей начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исходя из условия проживания в квартире двоих человек, а также расчета пени. Из имеющихся сведений в расчёте, исходя из одного проживающего, возможно произвести расчёт за двоих проживающих: начислено на одного за ГВС, ХВС и водоотведение 13 278,98 руб.; за двоих = 26 557,97 руб.; за троих в апреле 2014 – прибавить 609,91 (111,68+308,90+189,33), исключив переплату в размере 2 382,58 руб., итог – 24 785,3 руб.
Доводы ответчицы о применении истцом завышенных тарифов и нормативов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом отклонены. При сопоставлении расчётов истца и ответчицы видно, что разночтения возникли только с июля по ДД.ММ.ГГГГ Из расчёта истца следует, что начисления им производились в чётком соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Санкт-Петербурга, установленными Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.07.2008 N 42-р, которые действовали с 1 января 2009 года до 1 сентября 2012 года, Распоряжением от 22.08.2012 N 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и тарифами, установленными Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.11.2011 N 375-р "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод закрытого акционерного общества "ГСР Водоканал" на территории СПб на 2012 год", действовавшими по 31 декабря 2012 года, а также Распоряжением от 20.12.2011 N 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год".
Ответчик оспаривает начисления по оплате «консьерж», АХР и видеонаблюдение, указывая, что законом данный платеж не предусмотрен, а является дополнительной услугой. Кроме того считает незаконным начисление по статье "капитальный ремонт" в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об утверждении его размера, сроков начала ремонта.
В оспариваемый ответчицей период начислено: в ДД.ММ.ГГГГ АХР 97,71 руб. и видеонаблюдение 30 руб.; с января по ДД.ММ.ГГГГ консьерж 2 083,20 руб. (по 173,6), АХР 3 065,28 руб. (по 255,44) и видеонаблюдение 360 руб. (по 30); по статье "капитальный ремонт" – 3 571, 2 руб. (по 297,6) в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ редакции плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ в ст. 154 ЖК РФ внесены изменения: в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включен в виде самостоятельного платежа взнос на капитальный ремонт, однако из платы за содержание и ремонт жилого помещения исключена плата по капитальному ремонту общего имущества.
Во исполнение пункта 11 (1) Правил N 491 Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 был утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 137 ЖК РФ предусмотрены права товарищества собственников жилья, которые реализуются посредством деятельности органов управления товариществом (общее собрание членов ТСЖ, правление). В соответствии с указанной статьей товарищество вправе определять смету доходов и расходов на год, устанавливать на основании принятой сметы на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме.
Пунктом 33 Постановления №491 установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, …не являющихся членами товарищества собственников жилья, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что такие услуги, как видеонаблюдение, консьерж, АХР не являются обязательными, необходимость их предоставления управляющей компанией должна быть подтверждена решением общего собрания собственников многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что Протоколом общего собрания членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ утверждён размер платы в соответствии с тарифами, утв. Комитетом по тарифам в Санкт-Петербурге на ДД.ММ.ГГГГ подтверждены услуги, утверждённые на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (услуга по приёму коммунальных платежей 3%, управление домом 3,15 руб. с метра, услуги ВЦ «Эллис» 11 руб. с квартиры) /л.д. 110-113/;
решением общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены: тариф по управлению домом 3,15 руб. с кв.метра, приём коммунальных платежей – 3% от суммы, утверждена установка и обслуживание видеонаблюдения по 30 руб. с квартиры, услуги ВЦ «Эллис» - 11 руб. с квартиры, установка общедомового узла учёта тепловой энергии стоимостью 691 680,37 руб. с рассрочкой платежа в 12месяцев по 5,75 руб. с метра, утверждена смета доходов и расходов на ДД.ММ.ГГГГ, принято решение участвовать в адресной программе софинансирования по капитальному ремонту в ДД.ММ.ГГГГ, утверждены размеры платы каждого собственника в МКД на капитальный ремонт по видам работ (с учётом решений собрания от ДД.ММ.ГГГГ), утверждён 24 месячный период внесения платы за капитальный ремонт- в сумме 6 руб. с метра в месяц с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 101-109/.
Протоколом общего собрания собственников квартир от ДД.ММ.ГГГГ оформлено решение об утверждении тарифа на административно-хозяйственные нужды в размере 5,15 руб. с кв.метра, на консьержа - в размере 3,50 руб. /л.д. 96/.
ДД.ММ.ГГГГ членами ТСЖ приняты решения о начислении за услуги ВЦ в размере 16 руб., АХР – 5,15 р/кв.м, консьерж – 5,12 р/кв.м, обслуживание видеонаблюдения – 42 рубля /л.д. 19,30 т.2/.
Ответчица заявила о подлоге доказательств, протоколов общего собрания собственников ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, указывая что протокол от ДД.ММ.ГГГГ содержит 4 листа против трёх в подлинной версии документа, содержит иную повестку дня, содержит п.5.6, которого нет в подлинной версии, голосование по вопросам утверждения размера тарифа на содержание и ремонт и утверждение -обязательных услуг не проводилось; протокол ДД.ММ.ГГГГ на сайте уполномоченного органа отсутствует /л.д. 123/.
Истицей представлен протокол осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ: протокола от ДД.ММ.ГГГГ, где утверждена смета на ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 127/; отчёта о финансово-хозяйственной деятельности за ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 130/; протокола общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ, где решены только процедурные вопросы, избраны члены правления и ревизионная комиссия /л.д. 134/.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" на управляющую организацию, товарищество и кооператив возложена обязанность раскрывать информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний (пп.3 пункт3).
Несоблюдение этой обязанности не является основанием для освобождения ответчицы от оплаты оказанных услуг. Кроме того, в опубликованной информации о тарифах в ДД.ММ.ГГГГ: АХР –1,97 руб./кв.м; кап. ремонт – 6 руб./кв.м; видеонаблюдение – 30 руб. с квартиры; установка теплосчётчика – 5,7; услуги ВЦ – 11 руб. с квартиры /л.д. 231/.
Представитель истца пояснил, что после смены председателя правления ряд протоколов не были переданы или переданы в том виде, в каком представлены в материалы настоящего дела, в связи с возражениями ответчика ими получена копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ в ГУ ЖА <адрес> /л.д. 190-215/. Согласно этой копии на общем собрании членов ТСЖ принято решение об установлении размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ установленным Комитетом по тарифам, о подтверждении тарифа по управлению домом 3,15 руб., внесении в квитанции установку и обслуживание видеонаблюдения по 30 руб. с квартиры, утверждении оплаты за установку ОДУУ тепловой энергии стоимостью 691 680,37 руб. с рассрочкой на 2 месяцев по 5,75 руб., утверждении размера платы каждого собственника на капитальный ремонт.
Протокол, который представлен ответчицей, содержит сведения о затратах, произведённых в ДД.ММ.ГГГГ на кап. ремонт /л.д. 132/, а также план работ на ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ в том виде, в каком он представлен ответчицей видно, что в повестку дня были включены внесение в квитанцию графы «консьерж» и утверждение тарифа, а также утверждение тарифа по статье АХР на ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 137-141/. Протокол ею представлен не в полном объёме. В действительности протокол содержит решение по данным вопросам: тариф 3,50 руб. с метра за консьержа и 5,15 руб. с метра за АХР /л.д. 225-226/.
На сайте Жилищного комитета содержится общая информация о тарифах применяемых в ТСЖ "Новосмоленская,2" в ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на обязательные платежи, одобренные ревизионной комиссией, утвержденных собранием: АХР – 5,15 руб./кв.м; консьерж – 3,50 руб./кв.м; кап. ремонт – 6 руб./кв.м; видеонаблюдение – 30 руб. с квартиры, услуги ВЦ – 14 руб. с квартиры /л.д. 229/.
Решение общего собрания, является обязательным для всех членов товарищества, в том числе для тех, которые не приняли участия в голосовании независимо от причины, а также для собственников помещений, не являющихся членами товарищества.
С учетом положений ст. 438 ГК РФ, фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ. Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Суд полагает, что ответчица, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, была обязана подчиниться принятому собственниками решению, не имея законных оснований данную обязанность игнорировать, оценивая нужность или ненужность принятого решения. Отказываясь нести расходы, санкционированные решением ТСЖ, ответчица фактически перекладывает данную обязанность на других собственников дома, поскольку оплата услуг осуществляется в соответствии с утвержденными тарифами. При таких обстоятельствах, довод истца о правомерности взимания платы за услуги консьержа, видеонаблюдения и АХР в 2011 и 2014 годах является обоснованным, поскольку утверждение собственниками дома расходов на дополнительные услуги не противоречит ст. 156 ЖК РФ, п. 17 Правил N 491 от 13 августа 2006 года, вышеуказанные дополнительные услуги направлены на содержание общего имущества дома.
По мнению ответчика тарифы, утверждённые собранием не могут быть применены в следующем году. Суд не согласен с доводом ответчицы, статья 45 ЖК РФ и пункт 17 Правил N 491, не содержат указания на обязанность собственников ежегодно пересматривать перечень работ по содержанию общего имущества и цену договора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (п. 31 Правил).
В силу ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1. ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ отнесено в компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома размер платы за проведение капитального ремонта, с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, с ДД.ММ.ГГГГ, в доме определен не был.
Между тем, согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме и использовании фонда капитального ремонта относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Это подтверждается и в письме Министерства регионального развития РФ от 5 марта 2009 г. N 6091-АД/14 «Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления не допускается для многоквартирных домов: а) собственники помещений в которых не приняли на их общем собрании решения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов».
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что с ответчицы подлежит взысканию задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, образовавшаяся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за вычетом начислений по статье "капитальный ремонт" 17 642,9 руб. (24 785,3 руб.-3 571,2*2).
В соответствии с п.14 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
В ходе рассмотрения дела ответчицей представлен чек-ордер, подтверждающий оплату ДД.ММ.ГГГГ задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 4 939,21 руб. за ДД.ММ.ГГГГ, 3 384,88 руб. за декабрь ДД.ММ.ГГГГ и 3 553,99 руб. за ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 88-90 т.2/, что учтено истцом при расчёте.
Истцом правомерно начислены пени за просрочку платежа, однако расчёт в том виде, в каком суд признал начисления обоснованными, отсутствует. В связи с чем взысканию подлежат пени в размере 1 195,83 руб.
Довод Яковлевой Ю.В. о том, что в нарушение части 2 статьи 155 Жилищного РФ она не получала платежные документы, не является основанием для освобождения ответчицы от исполнения установленной статьей 155 ЖК РФ обязанности по ежемесячному внесению платы за жилое помещение, поскольку фактически услуги предоставлялись и ответчица ими пользовалась. Кроме того, собственники жилого помещения плату за жилое помещение могут вносить не только на основании платежного документа, но и на основании информации, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При определении размера судебных расходов судом учтено условие, установленное ч. 1 ст. 101 ГПК РФ, в силу которой в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.
Госпошлина подлежит взысканию с ответчика в размере 1 085,62 руб., исходя из суммы задолженности 29 520,98 руб. (17 642,9+4 939,21 +3 384,88 +3 553,99).
При рассмотрении дела представителем истца ТСЖ, заявлено ходатайство о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере. При этом представлено: платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на 9 000 руб., соглашение от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 22,23/, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 000 руб., дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 17,18 т.2/.
В соответствии с положениями статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Размер возмещения стороне расходов на оплату услуг представителя должен быть соотносим с объемом защищаемого права; при этом также должны учитываться сложность, категория дела и время его рассмотрения в суде.
Как следует из материалов дела, настоящее дело находилось в производстве суда в течение 10 месяцев, представитель истицы подготовил исковое заявление с приложением, участвовал в 10 судебных заседаниях. Вместе с тем, зачастую судебное заседание откладывалось из-за плохой подготовки к делу представителя истца, из-за его неявки.
Исходя из объема данного дела и необходимости исследовать и давать оценку небольшому количеству доказательств, оно может быть отнесено к категории дел средней сложности.
С учетом изложенного, принимая во внимание совокупность представленных сторонами в подтверждение своей правовой позиции документов и фактические результаты рассмотрения заявленных требований, исходя из разумности размера подлежащих отнесению на счет ответчиков расходов на представителя, суд считает, что удовлетворение требований истца в части взыскания расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей обеспечивает баланс прав лиц, участвующих в деле и не является чрезмерной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░,2» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 17 642,9 ░░░., ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 195,83 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 085,62 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░