К...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2010 года город Красноярск
Красноярский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Токмакова А.П., при секретаре судебного заседания Родионовой А.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего, находящегося в распоряжении военного комиссара ... края, майора ГРИГОРЬЕВА Артема Андреевича, об оспаривании действий начальника Федерального государственного учреждения «... квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее - КЭЧ), выразившихся в истребовании дополнительных документов, подтверждающих его нуждаемость в получении жилья и отказе заключить договор социального найма жилья, распределенного заявителю,
УСТАНОВИЛ:
27 мая 2010 года заявителю, признанному нуждающимся в получении жилого помещения, решением жилищной комиссии военного комиссариата ... края была распределена квартира № ..., расположенная по адресу: город К., улица ..., дом ... В последующем данное решение было утверждено командующим войсками СибВО, а все документы, необходимые для оформления договора социального найма указанного жилья, были направлены в КЭЧ, начальник которой отказал заявителю в его выдаче и потребовал от заявителя представления дополнительных документов, подтверждающих его нуждаемость в получении жилого помещения, в том числе нотариально заверенного обязательства об освобождении жилой площади от заявителя и всех совершеннолетних членов его семьи, совместно проживающих с военнослужащим и другие документы.
Заявитель Григорьев А.А. и ответчик- начальник ... КЭЧ Тулупов В.В., своевременно и должным образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыли, но представили заявления о том, что просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Их документов, исследованных в судебном заседании, следует:
- выписок из личного дела и справок военного комиссара от 28 июля 2010 года, что заявитель поступил на военную службу 1 августа 1995 года, после окончания ... высшего военного инженерного строительного училища в 2000 году проходил военную службу в войсковой части ..., дислоцированной в г. А. К. края до 1 марта 2002 года, с 1 марта 2002 года проходил военную службу в военных комиссариатах ... районов г. К., с 30 марта 2009 года зачислен в распоряжение военного комиссара ... края в связи с предстоящим увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, членами его семьи являются жена Г.Ю.В. и сын Г.К.А. 2007 года рождения;
-выписки из протокола заседания жилищной комиссии военного комиссариата ... края от 1 марта 2004 года, оформленного протоколом № 12, что заявитель признан нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи два человека;
- выписки из протокола заседания жилищной комиссии военного комиссариата ... края от 14 декабря 2007 года, оформленного протоколом № 15, что заявитель признан нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи три человека в связи с рождением ребенка;
- выписки из протокола заседания жилищной комиссии военного комиссариата ... края от 27 мая 2010 года, оформленного протоколом № ..., что заявителю распределена квартира № ..., расположенная по адресу: город К., улица ..., дом ...
- списка распределения жилой площади военнослужащим СибВО в г. К., утвержденного командующим войсками СибВО 30 августа 2010 года, что решение о выделении квартиры № ..., расположенной по адресу: город К., улица ..., дом ... заявителю, согласовано с начальником КЭЧ, должностными лицами СибВО, сверено с управлением по реализации жилищных программ МО РФ и утверждено командующим войсками СибВО;
- приказа МО РФ № 241 от 17 марта 2010 года « О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «... квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ», и что недвижимое имущество - жилые помещения в домах, расположенных по адресу г. К., ул. ..., д.д. ..., ул. ..., д. ... ул. ..., д. ... переданы МО РФ в оперативное управление ФГУ «... КЭЧ района»;
- справок МП «Центр приватизации жилья» по г. Красноярску №№ 3401 - 3403 от 6 сентября 2010 года, Управления Реестра по Красноярскому краю №№ 01/144/2010- 623- 01/144/2010- 625 от 6 сентября 2010 года, что перечисленные выше учреждения информацией о наличии у заявителя и членов его семьи прав на объекты недвижимого имущества и приватизации ими жилья в г. Красноярске не располагают;
- письма начальника ... КЭЧ № 7/3620 от 21 сентября 2010 года, что ответчик предлагает заявителю дополнительно предоставить следующие документы, необходимые для заключения договора социального найма выделенного ему жилого помещения: выписку из домовой книги и копию финансово- лицевого счета с датами прописки и выписки на заявителя с 1991 года по 1 января 2008 года, выписку из домовой книги и копию финансово- лицевого счета с датами прописки и выписки на жену заявителя с 1991 года по 30 мая 2005 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилые помещения, либо иной документ, подтверждающий регистрацию права собственности на жилое помещение, справку- заявление военнослужащего, заверенную нотариусом, заверенные копии свидетельства о браке и о рождении ребенка, справки из БТИ г. Красноярска, справки о наличии (отсутствии) собственности за весь период приватизации, справки из регистрационных палат и БТИ г.г. Тюмень и Ачинск.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из п.п. 37 и 40 Инструкции о порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, а также из приложения к Методике оформления жилой площади военнослужащим, утвержденной заместителем Министра обороны РФ 12 декабря 2008 года, на правовые положения которых ссылается начальник КЭЧ в обоснование законности своих действий, в названных актах содержится указание на необходимость предоставления военнослужащими выписок из домовых книг, а также справок об отсутствии жилья на праве собственности только в последнем месте прохождения военной службы.
Там же указано, что распределение жилых помещений между военнослужащими во вновь построенных жилых домах оформляется гарнизонной жилищной комиссией списком распределения жилых помещений, который подписывается председателем гарнизонной жилищной комиссии, начальником КЭЧ района, начальником гарнизона, согласовывается начальником КЭУ округа и представляется на утверждение командованию.
Анализ приведенных положений нормативных правовых актов, а также исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что заявителем были представлены в КЭЧ все документы, необходимые для решения вопроса о распределении жилья, его нуждаемость в получении квартиры не единожды проверялась несколькими компетентными органами и должностными лицами, в том числе на основании документально подтвержденных сведений, представленных заявителем. Указанные обстоятельства явились основанием для принятия решения о распределении последнему жилья, составления соответствующего списка, согласования его начальником КЭЧ, а также всеми вышестоящими инстанциями и утверждения в установленном порядке.
Кроме того, из исследованных в судебном заседании квартирного и учетного дела заявителя, видно, что документы, перечисленные в письме начальника ... КЭЧ № 7/3620 от 21 сентября 2010 года, подтверждающие отсутствие у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности в г. Красноярске, а так же то, что заявитель в период обучения в военном учебном заведении и прохождения военной службы в войсковой части ... до февраля 2002 года жильем не обеспечивался, заверенные копии свидетельства о браке и рождении ребенка, имеются. Нотариально заверенное обязательство об освобождении жилой площади от заявителя и всех совершеннолетних членов его семьи, было представлено заявителем в суд.
При этом в судебном заседании не было представлено доказательств нарушения заявителем требований жилищного законодательства, в связи с чем у суда отсутствуют какие-либо сомнения относительно правомерности нахождения заявителя на учете нуждающихся в получении жилья и распределения ему такового.
При таких обстоятельствах суду представляется очевидным, что начальник КЭЧ неправомерно потребовал от заявителя, которому уже было фактически распределено жилое помещение, в том числе, и с ведома органов военного управления, надзирающих за КЭЧ, представления дополнительных документов, подтверждающих его нуждаемость в получении жилья, перечисленных в письме, тем более, что необходимость предоставления таких сведений не предусмотрена действующим законодательством.
Также не может быть признана обоснованной ссылка начальника КЭЧ на положения приказа командующего войсками СибВО от 29 июля 2008 № 392 «Об упорядочении распределения жилой площади в Сибирском военном округе», якобы препятствующие выделению заявителю жилого помещения, поскольку решение об обеспечении заявителя квартирой уже было утверждено должностным лицом, издавшим названный приказ, и у него не имелось оснований для отказа заявителю в реализации его жилищных прав.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в них. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
По смыслу п. 40 Инструкции о порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, а также п. 5 Методики оформления жилой площади военнослужащим, заселение жилых помещений для постоянного проживания производится на основании договора социального найма, оформляемых в течение трех дней с момента утверждения списка распределения жилых помещений и выдаваемых военнослужащим, которым предоставляются жилые помещения, начальником КЭЧ. Выдача договора социального найма жилого помещения может быть приостановлена названным должностным лицом в случаях, если фактический состав семьи военнослужащего не соответствует данным, указанным в списке распределения жилых помещений, а также выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.
Поскольку в судебном заседании не было установлено оснований для приостановления выдачи договора социального найма квартиры, предоставленной заявителю и начальник КЭЧ, в силу ст. 299 ГК РФ и в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17 марта 2010 года № 241, обладает правом оперативного управления указанным жилым помещением, суду представляется очевидным, что требование заявителя о возложении на названное должностное лицо обязанности по заключению с ним договора социального найма квартиры № ..., расположенной по адресу: город К., улица ..., дом ... также подлежит удовлетворению.
С учетом всего изложенного, суд приходит к выводу о том, заявление Григорьева А.А. об оспаривании действий начальника ФГУ «... КЭЧ района» МО РФ, выразившихся в истребовании дополнительных документов, подтверждающих его нуждаемость в получении жилья и отказе заключить договор социального найма жилья, распределенного заявителю, является обоснованным и подлежащим удовлетворению, а описанные выше действия начальника ФГУ «... КЭЧ района» МО РФ - незаконными и нарушающими охраняемые законом права и интересы заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Заявление военнослужащего, находящегося в распоряжении военного комиссара ... края, майора Григорьева Артема Андреевича, об оспаривании действий начальника Федерального государственного учреждения «... квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, выразившихся в истребовании дополнительных документов, подтверждающих его нуждаемость в получении жилья и отказе заключить договор социального найма жилья, распределенного заявителю, - признать обоснованным.
Действия начальника Федерального государственного учреждения «... квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, обязавшего заявителя представить дополнительные документы, подтверждающие его нуждаемость в получении жилого помещения, и отказавшегося заключить с заявителем договор социального найма выделенного ему жилого помещения, признать незаконными.
Обязать начальника Федерального государственного учреждения «... квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации заключить с заявителем договор социального найма выделенного ему жилого помещения по адресу- г. К., улица ..., дом ... квартира ....
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Красноярский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
...
...
...
...
...
...