Дело № 2-145/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Теньгушево 4 сентября 2018 года
Теньгушевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Байшева А.К., при секретаре Козловой М.Г.,
с участием истицы Лаврентьевой О.Е.,
ее представителя - адвоката Катышевой Т.А., предоставившей удостоверение № 675 и ордер № 86 от 22.08.2018,
представителя ответчика - Государственного учреждения (ГУ) «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное)» Очкина С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лаврентьевой О.Е. к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное)» о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
В Теньгушевский районный суд Республики Мордовия поступило исковое заявление Лаврентьевой О.Е., в котором указано, что 10.05.2018 она обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное)» с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ.
Решением № 12 от 01.06.2018 ей отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа; требуется 10 лет, имеется, по мнению ответчика, 8 лет 7 месяцев 29 дней.
В обжалуемом решении ответчиком не включен в специальный стаж период работы в Барашевском УКП при ИК-3 МБОУ «Зубово-Полянской районной заочной СОШ» в должности учителя с 01.09.2011 по 22.07.2013 в связи с совместительством.
Согласно ее трудовой книжки, 14.09.1996 она принята в Барашевскую общеобразовательную вечернюю школу на должность учителя математики. 04.07.2008 уволена в порядке перевода в МОУ «Барашевская СОШ» Теньгушевского района.
Однако в спорный период с 01.09.2011 по 22.07.2013 она работала на должности преподавателя математики и физики в Барашевском УКП при ИК-3 по срочным трудовым договорам на полную тарифную ставку. Данная должность предусмотрена штатным расписанием Барашевского УКП при ИК-3. Ее должностные обязанности связаны с осуществлением педагогической деятельности, а именно с обучением осужденных. Учебное учреждение находилось внутри периметра охраны. Рабочий день начинался с 14 часов, заканчивались занятия в 21 час. Таким образом, она постоянно в течение 80% рабочего времени была занята на работе с осужденными. Ее работа выполнялась в соответствии с установленными нормами педагогической нагрузки, предусмотренными законодательством, вырабатывалось 18 часов в неделю и более.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным и отменить решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное)» № 12 от 01.06.2018 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу с осужденными в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»;
обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по нормам п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы в должности учителя в Барашевском УКП при ИК-3 МБОУ «Зубово-Полянской районной заочной СОШ» с 01.09.2011 по 22.07.2013;
обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента ее обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 10.05.2018.
Истица Лаврентьева О.Е. и ее представитель адвокат Катышева Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным основаниям, несколько уточнив их, просили обязать ответчика назначить и выплатить пенсию с момента наступления права на нее, то есть с 12.05.2018.
Представитель ответчика - Государственного Учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное)» Очкин С.И. иск не признал, считает решение об отказе в назначении пенсии законным и обоснованным, поскольку в период работы истицы с 01.09.2011 по 22.07.2013 усматривается совместительство, тогда как в специальный стаж подлежит зачету время выполнения работы постоянно в течение полного рабочего дня.
Свидетели ФИО5 и ФИО6 подтвердили факт работы истицы в спорный период в должности учителя в Барашевском УКП при ИК-3 МБОУ «Зубово-Полянской районной заочной СОШ», находящемся на территории исправительного учреждения, в течение полного рабочего дня.
Выслушав пояснения участников процесса и свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
10.05.2018 Лаврентьева О.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное)» с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия» № 12 от 01.06.2018 в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа, составляющего 10 лет. Этим решением в специальный стаж, связанный с особыми условиями труда в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, засчитано 8 лет 7 месяцев 29 дней. Период работы с 01.09.2011 по 22.07.2013 не включен в специальный стаж истицы, так как в это время имела место работа в должности учителя по совместительству, тогда как в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитывается работа, выполняемая в течение полного рабочего дня.
Решение пенсионного органа суд считает в части незаконным по следующим основаниям.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты /статья 7 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 19 и 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Согласно частям 1 и 3 статьи 8 этого закона, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (55 лет мужчины, 50 лет женщины), если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно, не менее 15 и 10 лет, и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Частью 2 этой статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии /часть 3 статьи 30 закона «О страховых пенсиях».
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, при назначении досрочной трудовой пенсии применяется Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 №85.
В соответствии с пунктом 4 указанного Списка правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются работники общеобразовательных школ воспитательных колоний, а также образовательных учреждений и их учебно-консультационных пунктов (филиалов), которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе учителя.
Порядок применения Списка разъяснен в постановлении Министерства труда Российской Федерации от 20.05.1994 №39. В силу пунктов 2 и 10 указанного постановления, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы, начиная с 01.09.2000, - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Одним из таких случаев в соответствии с пунктом 6 Правил является работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), которая включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В соответствии со статьей 333 ТК Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.
Действовавшим в спорный период Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», была установлена норма преподавательской работы за ставку заработной платы учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений - 18 часов в неделю.
Согласно статье 112 УИК Российской Федерации, в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Педагогические коллективы образовательных организаций субъектов Российской Федерации оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
Пунктом 7 этой статьи, действующим до 01.09.2013, было предусмотрено, что организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста РФ №61, Минобрнауки РФ №70 от 27.03.2006, организация получения лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Право осужденных на получение образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 №1237 /п.3 Положения.
Согласно статьей 50 и 55 Федерального закона от №3266-1 «Об образовании» (утратившего силу с 01.09.2013) для граждан, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Статьей 80 действующего Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
По Положению об обособленном структурном подразделении «Барашевский учебно-консультационный пункт при ЛИУ-3», данный УКП располагается на базе Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, организует образовательный процесс с осужденными.
Из изложенного следует, что Барашевский учебно-консультационный пункт (УКП) при ЛИУ-3 (ранее - ИТК-3, ИК-3) МБОУ (ранее - МОУ) «Зубово-Полянская районная заочная средняя общеобразовательная школа», образованный путем реорганизации 01.09.1988, создан во исполнение вышеприведенных положений Федерального закона №3266-1 «Об образовании», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы; основной целью деятельности учебно-консультационного пункта является предоставление возможности получения основного общего и среднего общего образования лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях.
С 01.09.2011 по 22.07.2013 истица, являясь учителем математики МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа», в то же время работала в Барашевском УКП при ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия МБОУ «Зубово-Полянская заочная средняя общеобразовательная школа» в должности учителя математики и физики по срочным трудовым договорам. Ее педагогическая нагрузка в Барашевском УКП составляла 18 и более часов в неделю; начислялась дополнительная плата за режим - 65%.
В течение всего указанного периода рабочее место Лаврентьевой О.Е. располагалось в учебно-консультационном пункте, находящемся на территории учреждения ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, которое является учреждением для осужденных женщин, больных активной формой туберкулеза (режимный объект). В УКП обучаются только лица, осужденные к лишению свободы. Организация работы Лаврентьевой О.Е. предусматривала ежедневное выполнение образовательных программ с осужденными. Место работы истицы находилось в режимной зоне исправительного учреждения. Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, являются социально опасными, получают лечение в связи с серьезными хроническими заболеваниями. Поэтому жизнь и здоровье учителя учебно-консультационного пункта подвергаются определенной опасности. При осуществлении работы истица полностью подчинялась режиму работы исправительного учреждения, действовала согласно документам по обеспечению безопасности работников колонии.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками МБОУ «Зубово-Полянская районная заочная средняя общеобразовательная школа», уточняющими особый характер работы; справкой ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия; тарификационным списком, расписаниями уроков в учебно-консультационном пункте, учебным планом; составленным специалистами Управления Пенсионного фонда актом проверки факта льготной работы Лаврентьевой О.Е. с учетом тарификационных списков, расчетно-платежных ведомостей и лицевых счетов; представленными истицей фотоснимками учебных занятий и внеклассных мероприятий, проводимых ею с осужденными.
Таким образом, судом установлено, что в спорный период, работая в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, в должности учителя Барашевского учебно-консультационного пункта при ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия МБОУ «Зубово-Полянская заочная средняя общеобразовательная школа», имея нагрузку в неделю свыше 18 часов, Лаврентьева О.Е. была в течение полного рабочего дня непосредственно занята на работах с осужденными.
Кроме того, поскольку работа Лаврентьевой О.Е. в должности учителя осуществлялась в п. Барашево Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия, то есть в учебном заведении, расположенном в сельской местности, в силу вышеприведенного пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, данная работа подлежит включению в специальный стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
После начала совместительства характер деятельности Лаврентьевой О.Е. не изменился, она в полной мере продолжала выполнять ту же работу, что и в предшествующие периоды, включенные ответчиком в льготный стаж.
В связи с этим, вопреки доводам представителя ответчика, факт работы истицы по совместительству не является основанием для невключения спорного периода в специальный стаж.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в период с 01.09.2011 по 22.07.2013 истица осуществляла работу, дающую право на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку Лаврентьева О.Е. имеет страховой стаж более 20 лет; специальный, как установлено в настоящем судебном заседании, не менее 10 лет; достигла возраста 50-ти лет, к ней применимы положения пункта 17 части 1 статьи 30 закона «О страховых пенсиях», и она имеет право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда со дня возникновения права на такую пенсию, а именно с 12.05.2018.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Лаврентьевой О.Е. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное)» включить в специальный стаж Лаврентьевой О.Е. для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы в должности учителя в Барашевском учетно-консультационном пункте при ЛИУ-3 МБОУ «Зубово-Полянская районная заочная средняя общеобразовательная школа» с 01.09.2011 по 22.07.2013.
Решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия» № 12 от 01.06.2018 в части невключения этого периода работы в специальный стаж признать незаконным и отменить.
Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное)» назначить и выплатить Лаврентьевой О.Е. досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с 12.05.2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Теньгушевский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий А.К. Байшев
Мотивированное решение составлено 7 сентября 2018 года.
Судья А.К. Байшев