Дело № 2-882/2019
64RS0046-01-2019-000503-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2019 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Ивакиной Е.А.,
при секретаре Проценко Т.А.,
с участием представителя истца Зиминой М.С.,
представителя ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) Поповой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартынова В.В. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное), Межрайонной ИФНС России №7 по Саратовской области о признании недействительным отказа в выплате излишне уплаченных страховых взносов, обязании произвести возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов,
установил:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит признать недействительным, незаконным отказ Управления Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Саратова от 28.11.2018 г. № в выплате Мартынову В.В. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014, 2015 г., восстановить нарушенное право путем обязания Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Саратова (ОГРН №, ИНН №, <адрес>) возместить Мартынову В.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, выдан УВД Ленинского района г. Саратова ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, адрес регистрации: <адрес>, ИНН <данные изъяты>) сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 г. в размере 88 708,64 рублей, за 2015 г. в размере 81 874,00 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 7 725,05 рублей за 2014 г., 4 025,47 рублей за 2015 г.. указав, что 06.08.2018 г. Мартынов В.В. обратился в УПФР в Ленинском районе г. Саратова с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 г., 2015 г. в размере 170 582,64 руб. Ответным письмом от 24.08.2018 г. № Пенсионным фондом РФ было отказано в выплате излишне уплаченных страховых взносов за период 2014, 2015 г. 15.11.2018 г. Мартынов В.В. на основании того, что ранее (24.08.2018 г.) УПФР в Ленинском районе г. Саратова отказало в выплате излишне уплаченных страховых взносов по причине наличия задолженности по страховым взносам на страховую часть в размере 44 902,06 руб., повторно 15.11.2018 г. обратился в УПФР в Ленинском районе г. Саратова с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, учитывая, что указанная задолженность была оплачена. Однако, от Управления Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Саратова от 28.11.2018 г. № поступил отказ в выплате Мартынову В.В. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014, 2015 г. В обоснование своих доводов Управление Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Саратова
дополнительно указывает в качестве оснований для отказа факт зачтения уплаченных страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, а также отсутствия справки из налогового органа, подтверждающей отсутствие задолженности. Факт наличия переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 г., 2015 г. и факт необходимости исчисления налогооблагаемой базы с учетом расходов, связанных с извлечением дохода. С 01.03.2007 г. по 09.04.2018 г. он являлся индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП №), применяя упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы». За 2014 г. согласно предоставленной налоговой декларации доход составил 52001107,07 руб., документально подтвержденные расходы составили 48442034,94 руб. Соответственно, налогооблагаемая база по страховым взносам за 2014 г. (доходы минус расходы) составила 3 559 072,1 рублей. Учитывая, что доходы превышают 300 000 рублей и применяя соответствующую формулу расчета страховых взносов (налогооблагаемая база (доходы минус расходы) – 300 000) *1 %, соответственно, за 2014 г. размер страховых взносов составил 32 590,72 рублей. Мартыновым В.В. произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 г. в размере 32 590,72 руб., что подтверждается официальной расшифровкой платежей УПФ Ленинского района г. Саратова, производимых плательщиком (строка 5). Однако, Управлением Пенсионного фонда РФ было выставлено требование об оплате задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию за 2014 г. в размере 88 708,64 рублей. Как следует, данное требование было выставлено по причине расчета ПФ РФ страховых взносов исходя из налогооблагаемой базы, сформированной только за счет дохода ИП, не учитывая расходы ИП. Мартыновым В.В. дополнительно произведена оплата выставленной суммы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 г. в размере 88 708,64 рублей, что подтверждается платежным поручением № от 19.02.2016 г. За 2015 г. согласно предоставленной налоговой декларации доход составил 65270960,05 руб., документально подтвержденные расходы составили 57931739,01 руб. Соответственно, налогооблагаемая база по страховым взносам за 2015 г. (доходы минус расходы) 4684288 рублей. Учитывая, что доходы превышают 300 000 рублей и применяя соответствующую формулу расчета страховых взносов (налогооблагаемая база (доходы минус расходы) – 300 000) *1 %, соответственно, за 2015 г. размер страховых взносов составил 43 829 рублей. Мартыновым В.В. произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 г. в размере 43 829 рублей, что подтверждается платежным поручением № от 31.03.2016 г. (поясняем для суда, что данный платеж от 01.04.2016 г. составляет 48401,60 руб., из которых 43 829 рублей – страховые взносы за 2015 г. и 4 502,60 руб. – уплаченный налог по вмененной системе налогообложения (в расчет в данном случае не включается)). Однако, Управлением Пенсионного фонда РФ было выставлено требование об оплате задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию за 2015 г. в размере 81 874,00 рублей. Как следует, данное требование было выставлено по причине расчета ПФ РФ страховых взносов исходя из налогооблагаемой базы, сформированной только за счет дохода ИП, не учитывая расходы ИП. Мартыновым В.В. дополнительно произведена оплата выставленной суммы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 г. в размере 81 874,00 рублей, что подтверждается платежным поручением № от 02.09.2016 г. К Мартынову В.В., применяющему упрощенную систему
налогообложения, выбравшему в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и не уплачивающему НДФЛ, применяются разъяснения Постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П.
На основании вышеизложенного, Мартыновым В.В. размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен был исчисляться, учитывая уменьшение доходов на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода, что и было сделано при оплате страховых взносов. Таким образом, общая сумма переплаты Мартыновым В. В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 г. составила 88 708,64 рублей, за 2015 г. составила 81 874,00 рублей, а в совокупности 170 582,64 рублей. Также 19.02.2016 г. и 02.09.2016 г. Мартыновым В.В. была произведена оплата пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 7 725,05 руб. и 4 025,47 руб.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит признать недействительным отказ государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) от 28.11.2018 г. № в выплате Мартынову В.В. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014, 2015 г.г.., обязать Межрайонную ИФНС России №7 по Саратовской области произвести возврат Мартынову В.В. суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014г. в размере 87 504 руб. 83 коп., за 2015г. в размере 85 138 руб. 16 коп., пени за своевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 7 727 руб. 05 коп. за 2014г., 4 025 руб. 47 коп. за 2015г., в связи с тем, что на момент подачи иска в суд Мартынов В.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №7 по Саратовской области и карточка расчетов с бюджета передана 10.10.2018г. с ИФНС России по Ленинскому району г.Саратова в Межрайонную ИФНС России №7 по Саратовской области.
ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) представлены письменные возражения на иск, согласно которым правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В соответствии с частью 2 статьи 28 названного закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
При этом к плательщикам страховых взносов в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
С 01.01.2014 г. согласно п. 1.1. ч.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию
определяется в следующем порядке:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — в ПФР), увеличенное в 12 раз.
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае, если в сведениях о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданных налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков, в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.
Тарифы страховых взносов, подлежащие уплате в ПФР и ФФОМС, установлены статьей 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии со ст. 19 в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов –
организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Мартынов В.В. с 01.03.2007 г. по 09.04.2018 г. являлся плательщиком страховых взносов в соответствии с пп.2 п.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, соответственно на него была возложена обязанность уплачивать страховые взносы в установленный законом срок и в полном объёме.
Размер суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа составлял (за период 2014г.) – 17328,48 руб. в ПФР, (за период 2015г.) – 18610,80 руб.
В ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова 14.07.2016г и 17.02.2016г. поступили письма из ИФНС России по Ленинскому району г.Саратова со сведениями о доходах за 2015г. и 2014 г. от предпринимательской деятельности плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно выше представленным информационным письмам доход ИП Мартынова В.В. за период 2015 года составлял 65 400 416,00 руб., за период 2014 года составляет 52 121 491,00 руб. так как суммы дохода превышают 300 000,00 рублей, индивидуальный предприниматель обязан оплатить 1% от суммы дохода.
1% от суммы дохода за 2014 год и за 2015 год значительно превышает сумму 8 МРОТ, следовательно, при исчислении суммы страховых взносов применяется п.1.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Таким образом, сумма взносов, которую необходимо уплатить с дохода превышающего 1% составляет 121 299,36 руб. за 2014г. и 130 275,60 руб. за 2015 г. Мартыновым В.В. были самостоятельно уплачены взносы (из суммы 1%) за 2015 год в сумме 48401,60 руб. и за 2014 год – 32590,72 руб.
Управлением были выставлены и направлены требования от 01.02.2016 № на общую сумму 96433,69 руб. (за 2014г.) в том числе 88708,64 руб. на страховую часть и пени в сумме 7725,05 руб. и от 16.08.2016 № на общую сумму 85899,47 руб. (за 2015г.) в том числе 81874,00 руб. на страховую часть и пени в сумме 4025,47 руб.
Вышеуказанные суммы страховых взносов уплачены в добровольном порядке в полном объёме.
Свою позицию ФИО1 основывает на Постановлении Конституционного суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, утверждая, что сумма страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должна определяться исходя из налогооблагаемой базы по применяемой им упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы).
Считают, что к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, не подлежит применению. с 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода.
При этом Конституционный Суд РФ указал, что размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Соответственно, предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема, облагаемого страховыми взносами дохода.
Федеральный законодатель целенаправленно разделил порядок исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащий уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения и порядок исчисления такого дохода для предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения.
Общий и специальные налоговые режимы отличаются друг от друга. Упрощенная система налогообложения считается льготным, преференционным режимом, который предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты ряда налогов, включая налог на доходы физических лиц.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за некоторыми исключениями), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, также за некоторыми исключениями), а также указанные лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (также за некоторыми исключениями).
Аналогичные положения предусмотрены Налоговым Кодексом в отношение иных специальных налоговых режимов: системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, также предусматривающих освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (за некоторым исключением). Указанные лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (за некоторыми исключениями).
Кроме того, при применении ряда специальных налоговых режимов налоговая база определяется без учета расходов налогоплательщиков. Таким образом, устанавливая специальные правила исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от применяемого налогового режима, принимается во внимание существенное различие между общим и упрощенным режимом налогообложения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о преимуществах упрощенной системы налогообложения перед общей системой налогообложения и как следствие о невозможности проведения между ними аналогии при рассмотрении вопроса
исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Выбор системы налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Следовательно, предприниматель, заявляя о праве применения упрощенной системы налогообложения, должен учитывать и наличие различий при исчислении дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. ������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????������������??????J?J?????????J?J?????�??????????�?�?????????????J?J???H??�???�?????????J?J????????????J?J??�?????????J?J?????�??????????�?????????J?J???h�?????????????J?J???h�??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������®�����?
В постановлении от 30.11.2016 № 27-П Конституционный Суд РФ, в целях рассмотрения возможности учета вычетов по налогу на доходы физических лиц при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, также анализировал положения пункта 9 статьи 430 Кодекса. Однако, при этом, рассмотрена ситуация, в которой налогоплательщик уплачивает налог на доходы физических лиц, находится на общем режиме налогообложения и поэтому Конституционный Суд РФ делает ссылку на статью 210 Кодекса (определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц).
Таким образом, необходимо учитывать особенности определения налоговой базы по упрощенной системе налогообложения и руководствоваться только статьей 346.15 Кодекса (порядок определения доходов) и следовательно, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, в данном случае, применению не подлежит, а расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанной ситуации производится без учета понесенных предпринимателем расходов.