АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-11889/2012
12 ноября 2012 года
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе: судьи Павловой О.Л.. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Донской И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Чебоксары
к индивидуальному предпринимателю Воробьеву Валерию Викторовичу, д.Старое Янашево Яльчикского района Чувашской Республики
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
представителя заявителя – старшего специалиста Игнатьевой О.В., по доверенности от 28.05.2012 № 01-1649,
индивидуального предпринимателя Воробьева В.В. – не было,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Воробьеву Валерию Викторовичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что при проведении проверки перевозочной деятельности индивидуального предпринимателя Воробьева В.В. выявлено нарушение лицензионных требований и условий. А именно: нарушается режим труда и отдыха водителя в части продолжительности рабочего времени и междусменного отдыха. Не организовано проведение послерейсового медицинского осмотра водителя. Не организован контроль технического состояния автобуса по возвращении в гараж. Отсутствует журнал учета технического состояния автобуса при выезде на линию и по возвращении с линии. Не организовано проведение технического обслуживания автотранспорта. Журнал учета проведения технического обслуживания автотранспорта не ведется, отсутствует. Не организован учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств. Не проводятся ежемесячно сверки с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств. Журнал проведения ежемесячной сверки отсутствует. На установленных контрольных пунктах маршрута не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов.
Об изложенных обстоятельствах составлен протокол об административном правонарушении от 28.09.2012 № 000389.
В этой связи заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Воробьева В.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в заседании суда заявленное требование поддерживает и приводит доводы, изложенные в заявлении.
Индивидуальный предприниматель Воробьев В.В. в судебное заседание не явился. Письмом от 02.10.2012 выявленные правонарушения признает и просит рассмотреть дело по существу без его участия.
Корреспонденция, направленная судом по последнему известному местожительству предпринимателя, возвращена органом связи с отметкой об истечении срока ее хранения.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить спор в отсутствие не явившегося индивидуального предпринимателя Воробьева В.В.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебном заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая отсутствие со стороны индивидуального предпринимателя Воробтьева В.В., возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие, судом определено завершить предварительное слушание и разрешить дело в первой инстанции.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Воробьев Валерий Викторович является предпринимателем и ему выдана лицензия на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 20.08.2010 № АСС-21-011515 со сроком действия до 20.08.2015.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
В порядке статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 определено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В соответствии с пунктами 7, 9 и 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов; при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей автомобилей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения; при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Пункт 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №647 от 29.06.1995 предусматривает, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств. Приказом Минтранса Российской Федерации № 22 от 02.04.1996 предусмотрены формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства.
В силу пункта 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Пунктом 2.2 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20.09.1984, предусмотрено, что работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации.
Основным техническим воздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.
Согласно пункту 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49 указанных Правил): в транспортных средствах (кондукторами или водителями) и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 указанных Правил).
Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.
В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.
Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.
Контрольные пункты отметок устанавливаются автотранспортным предприятием для каждого маршрута в отдельности. В случае работы на маршруте автобусов или такси нескольких автотранспортных предприятий контрольные пункты устанавливаются вышестоящей организацией.
Суд считает, что факт совершения индивидуальным предпринимателем Воробьевым В.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, находит свое подтверждение.
Названные выше положения законодательства предпринимателем Воробьевым В.В., обязанным контролировать и организовывать работу водителей, не выполняются.
Так, материалами дела подтверждается факт нарушения продолжительности рабочей смены и междусменного отдыха водителей. Предпринимателем не организовано: проведение послерейсового медицинского осмотра водителя, контроль технического состояния автобуса по возвращении в гараж, проведение технического обслуживания автотранспорта, учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств, проведение ежемесячных сверок с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств. На установленных контрольных пунктах маршрута не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов.
Смягчающих вину правонарушителя обстоятельств в смысле статьи 4.2 КоАП РФ суд не усматривает. В силу статьи 2.4 Кодекса предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Содеянное индивидуальным предпринимателем Воробьевым В.В. правонарушение нельзя признать малозначительным, так как допущенные им нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), создают существенную угрозу не только для самого водителя, но и для пассажиров.
На основании изложенного суд считает, что индивидуальный предприниматель Воробьев В.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данной нормой предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вина предпринимателя заключается в том, что он обязан был знать и соблюдать обязательные требования нормативных правовых актов, действующих в сфере пассажирских перевозок, он должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия) (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ), при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требований закона необходимых мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя, права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, срок привлечения к административной ответственности не пропущен. К тому же при составлении протокола об административном правонарушении от 28.09.2012 предприниматель согласился с выявленными в ходе проверки правонарушениями, о чем свидетельствует его подпись в протоколе (л.д. 9).
По изложенным основаниям, суд считает необходимым назначить ему административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 3 000 руб.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального предпринимателя Воробьева Валерия Викторовича, 11.05.1978 года рождения, уроженца д. Старое Янашево Яльчикского района Чувашской Республики, проживающего по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, д. Старое Янашево, ул. Тукас, дом 4 (ОГРНИП 304213209800080) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (три тысячи рублей).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ
г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 106 1 16 90040 04 6000 140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Доказательства уплаты административного штрафа представить в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.Л. Павлова