Адм. дело № 5-689/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 сентября 2017 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Костенко Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Щербаковой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пермского районного суда Пермского края дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ в отношении Атепаевой Людмилы Григорьевны, <данные изъяты>
установил:
30.06.2017 в 07 часов 20 минут в зале прилета международного сектора аэропорта «Большое Савино» в ходе оформления международного рейса ZF-8108 Энфида (Тунис) – Пермь (Россия) при таможенном контроле пассажиров в результате применения СУР у гражданки России Атепаевой Л.Г. в сопровождаемом багаже была обнаружена алкогольная продукция общим объемом 5,2 литра: одна бутылка ликера «BAILEYS», емкостью 1 литр, крепостью 17%, страна происхождения IRELAND; шесть бутылок «BOUKNA COLD», емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, страна происхождения TUNISIA; шесть бутылок «BOUKNA SOLEIL», емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, страна происхождения TUNISIA; одна бутылка «MARTINI BIANGO», емкостью 1 литр, крепостью 15%; две бутылки виски «JIM BEAM», емкостью 1 литр каждая, крепостью 40% каждая.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Атепаевой Л.Г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Атепаева Л.Г. и должностное лицо административного органа в судебное заседание не явились, будучи извещенными судом надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания по делу не заявляли.
Судья, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Таким международным договором является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
В соответствии с ч.1 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товара для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товара таможенному органу.
Согласно ч.2 и п.2 ч.3 ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии таможенного союза.
На основании ст. 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в том числе документов, подтверждающих соблюдение ограничений.
В соответствии с ч.1,2 ст. 357 ТК ТС в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границ) таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций.
Согласно ст. 151 ТК ТС местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.
На основании приказа ФТС России от 26.03.2013 № 579, в редакции от 11.02.2015, пункт пропуска Большое Савино (Пермь), наименование таможни - Пермская включен в перечень мест прибытия на таможенную территории таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойной коридора.
В соответствии с Требованиями, применяемыми к обустройству двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой территории № 259 от 20.05.2010, утвержденными Решением Комиссии Таможенного Союза, пункт пропуска через таможенную границу Таможенного союза, расположенный в аэропорту Большое Савино, открыт для международных сообщений, и в информационной зоне оборудован информационными стендами и стендами, предупреждающими об ответственности за нарушения таможенного законодательства.
Согласно п.1 Приложения № 3 к «Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010, в редакции от 08.05.2015, и п.3.4 Приложения № 2 к «Соглашению» «Перечень товаров для личного пользования, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории» установлено, что ввоз товаров для личного пользования перемещаемых через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, включая алкогольные напитки и пиво разрешен, но не более 3 литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.
В силу п.4 Приложения № 5 к «Соглашению» установлено, что товары - алкогольные напитки и пиво для личного пользования, в количестве от 3 до 5 литров, включительно, перемещаемые через таможенную границу ввозятся с уплатой таможенных пошлин, налогов по единой ставке 10 Евро за литр, в части превышения количественной нормы 3 литра.
Таким образом, из анализа положений вышеприведенного Соглашения следует, что ввоз алкогольной продукции в большем, чем предусмотрено объеме (5 литров включительно в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста) на таможенную территорию Таможенного союза запрещен.
Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.
За несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность статьей 16.3 КоАП РФ.
Исходя из системного толкования приведенного выше законодательства и подзаконных актов следует, что наличие запретов и ограничений на ввоз перемещаемого через таможенную границу товара для личного пользования на территорию Российской Федерации не исключает обязанности лица по декларированию данного товара в целях его обнаружения сотрудниками таможенного органа, то есть проведения таможенного контроля ввозимого на территорию Российской Федерации товара, и соответственно, соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При этом обязанность лица выполнить то или иное требование закона в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из прямого указания в законе и общеправового принципа, закрепленного в Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Таким образом, объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ, образует бездействие лица, то есть не декларирование по установленной форме товара, подлежащего декларированию, и не соблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию с превышением квоты на ввоз.
Исходя из положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ следует, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Определением Пермского районного суда Пермского края от 01.09.2017 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ объединены в одно производство.
Судом установлено, что Атепаева Л.Г. при перемещении через таможенную границу таможенного союза алкогольной продукции свыше указанного количества пассажирскую таможенную декларацию не заполнила, должностному лицу таможенного поста не предъявила, к должностному лицу таможенного поста за консультацией по порядку ввоза товаров на территорию Российской Федерации не обращалась. Поскольку Атепаева Л.Г., будучи обязанной задекларировать товар, перемещаемый через таможенную территорию Российской Федерации, в отношении которого установлены запреты и ограничения, и количество которого превышает нормы перемещения такого товаров, данную обязанность не исполнила, Пермской таможней было установлено, что изъятый у Атепаевой Л.Г. товар она везла для личного пользования, в связи с чем товар, явившийся предметом правонарушения, был обоснованно изъят таможенным органом по протоколу изъятия вещей от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая характер и количество изъятого товара, запрещенного к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза - алкоголя свыше 5 литров на одно физическое лицо, в отношении которого установлены ограничения и запреты на его ввоз на территорию таможенного союза, перемещаемый товар подлежит декларированию в письменной форме, поэтому у ФИО6 возникла обязанность соблюсти запреты и ограничения на ввоз товаров в РФ, и заявить о товаре, перемещаемом ею через границу.
Атепаева Л.Г. ДД.ММ.ГГГГ ввезла товар сверх ограничений, вопреки запретам и ограничениям, установленным действующим законодательством, на таможенную территорию Таможенного союза, не задекларировав его по установленной форме, и ее бездействие образует составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ. С учетом размера ввезенного товара, противоправно перемещаемым через таможенную границу РФ, будет являться тот объем алкогольной продукции, который превышает разрешенный к ввозу.
Объективно вина Атепаевой Л.Г. в совершении административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела №: актом таможенного досмотра багажа Атепаевой Л.Г. с фототаблицей к нему, в ходе которого в чемодане дорожном серого цвета, принадлежащем Атепаевой Л.Г. обнаружены: одна бутылка ликера «BAILEYS», емкостью 1 литр, крепостью 17%, страна происхождения IRELAND; шесть бутылок «BOUKNA COLD», емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, страна происхождения TUNISIA; шесть бутылок «BOUKNA SOLEIL», емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, страна происхождения TUNISIA; одна бутылка «MARTINI BIANGO», емкостью 1 литр, крепостью 15%; две бутылки виски «JIM BEAM», емкостью 1 литр каждая, крепостью 40% каждая (л.д.16-17); протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что у Атепаевой Л.Г. был изъят товар, явившийся предметом административного правонарушения: одна бутылка ликера «BAILEYS», емкостью 1 литр, крепостью 17%, страна происхождения IRELAND, шесть бутылок «BOUKNA COLD», емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, страна происхождения TUNISIA, шесть бутылок «BOUKNA SOLEIL» емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, страна происхождения TUNISIA и передан на хранение в камеру хранения таможенного поста Аэропорт-Пермь Пермской таможни по акту приема передачи (л.д.18-23); объяснениями Атепаевой Л.Г. о том, что она прибыла рейсом из Энфиды Тунис, с собой привезла алкогольные напитки в количестве 5,2 литра, которые приобретала в личных целях, о необходимости письменного декларирования алкоголя свыше 3 литров на одного человека не знала, таможенную декларацию не заполняла, следовала по зеленому коридору, вину признает, в содеянном раскаивается (л.д.7, 39-42); пояснениями свидетеля ФИО10 об обстоятельствах выявления в действиях Атепаевой Л.Г. составов административного правонарушения (л.д.79-82); заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого определить свободную рыночную стоимостью алкогольной продукции: шести бутылок «BOUKNA COLD», емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, страна происхождения TUNISIA, шести бутылок «BOUKNA SOLEIL» емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, не представляется возможным (л.д.62-65); копией посадочного талона и пассажирскими документами (л.д.9-11); протоколом об административном правонарушении № по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ (л.д.84-92); диском с видеозаписью (л.д.112); протоколом об административном правонарушении № по ст. 16.3 КоАП РФ (л.д.1-4 дела №).
Субъективная сторона административных правонарушений заключается в том, что Атепаева Л.Г., имея реальную возможность ознакомиться с правилами ввоза определенной категории товара на таможенную территорию, уточнить ограничения и запреты, существующие на ввоз определенных видов товара для личного потребления, исходя из их количественных и качественных характеристик, а также в дальнейшем заявить к таможенному оформлению в установленном порядке ввозимый на территорию Российской Федерации товар и провести его таможенное декларирование в целях его таможенного контроля сотрудниками таможни, учитывая, что в отношении данного товара установлены ограничения и запреты на его ввоз по количественному признаку в целях его обнаружения сотрудниками таможенного органа для соблюдения действующих правил, ограничивающих ввоз определенного вида товаров, надлежащих мер по получению информации о порядке таможенного оформления ввозимого товара не предприняла, не проявила ту степень заботливости и осмотрительности, которая была необходима для соблюдения правил и норм, установленных действующим законодательством государств – членов Таможенного союза, и не подала в установленном законодательством РФ порядке в таможенный орган письменную таможенную декларацию на ввозимый ею товар свыше разрешенной квоты, в отношении которого установлены ограничения и запреты на их ввоз.
Оценив в совокупности собранные по делу и представленные в суд вышеприведенные доказательства, оснований не доверять которым или ставить их под сомнение у суда не имеется, поскольку в своей совокупности они раскрывают целостную картину произошедших событий, и подтверждают виновность Атепаевой Л.Г. в совершении правонарушений в области таможенного законодательства, судья полагает необходимым квалифицировать действия Атепаевой Л.Г. по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, как не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, и по ст. 16.3 КоАП РФ, как несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек, обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.
Смягчающими административную ответственность Атепаевой Л.Г. обстоятельствами судья признает: признание вины, раскаяние в содеянном, совершение правонарушения впервые, отсутствие тяжких последствий от ее действий.
Отягчающих административную ответственность Атепаевой Л.Г. обстоятельств судьей не установлено.
Принимая во внимание, что правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ совершены Атепаевой Л.Г. в результате ее бездействия, выявлены должностным лицом административного органа одновременно, при проведении одной проверки, дела подведомственны одному судье, наказание судьей назначается по правилам ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ.
При назначении Атепаевой Л.Г. наказания судья учитывает цели административного наказания, то есть предупреждение совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами, а также конкретные обстоятельства произошедшего, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ее административную ответственность обстоятельств. Учитывая характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, судья считает возможным назначить Атепаевой Л.Г. наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
постановил:
Атепаеву Людмилу Григорьевну признать виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание с учетом ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде конфискации предметов административного правонарушения - одной бутылки ликера «BAILEYS», емкостью 1 литр, крепостью 17%, страна происхождения IRELAND, шести бутылок «BOUKNA COLD», емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, страна происхождения TUNISIA, шести бутылок «BOUKNA SOLEIL» емкостью 0,1 литр каждая, крепостью 36% каждая, страна происхождения TUNISIA.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья подпись Т.Н. Костенко
Копия верна: судья Т.Н. Костенко