Решение по делу № 2а-279/2018 ~ М-249/2018 от 30.08.2018

              Дело а-279/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    с. Нерчинский Завод                                    27     сентября 2018 года

Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Былковой В.А.,

при секретаре судебного заседания Гордовой И.С.,

с участием представителя административного истца прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края Игнатович М.В.,

    заинтересованного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в пгт. Забайкальск Елизаровой О.В., по доверенности от 13 февраля 2018 года,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело па административному исковому заявлению и.о. прокурора Нерчинско-Заводского: района Забайкальского края к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Аргунская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» (далее МОУ «Аргунская СОШ», Администрация МР «Нерчинско-Заводский район») о признании незаконным действия, выраженного в невыполнении требований санитарного законодательства и понуждении выполнить указанные требования,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Нерчинско-Заводского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением мотивируя тем, что в МОУ «Аргунская СОШ» установлены факты нарушения санитарного законодательства, чем не соблюдается право граждан на безопасную среду обитания и противоречит ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.

Просил: признать незаконным действие МОУ «Аргунская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать МОУ «Аргунская СОШ» в срок до 01 сентября 2019 года оборудовать здания МОУ «Аргунская СОШ», расположенные по адресу: <адрес> уборными, соответствующими требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими: отопление, вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, посредством соответствующих ремонтных (строительных) работ; обязать администрацию МР «Нерчинско-Заводский район» профинансировать МОУ «Аргунская СОШ» для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в срок до 30 января 2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор Игнатович М.В. административный иск поддержал.

Представитель заинтересованного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в пгт. Забайкальск Елизарова О.В. доводы административного иска поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить, поскольку санитарно-эпидемиологическое заключение выдано было МОУ «Аргунская СОШ» 10 января 2012 года, а изменения в санитарно-эпидемиологическом законодательстве произошли в 2015 году. Наличие отапливаемого туалета способствует профилактики острых кишечных инфекций, вирусных заболеваний.

Представитель административного ответчика МОУ «Аргунская СОШ» Шестакова О.П., выступающая на основании прав по должности, в прошлом судебном заседании не согласилась с административным иском в части возложения на образовательное учреждение обязанности по обустройству школы отапливаемыми уборными, мотивируя это тем, что школа должна оказывать услуги в соответствии с муниципальным заданием по образованию. Администрация муниципального района «Нерчинско-Заводский район» является собственником зданий школы, поэтому обязанность по приведению зданий в соответствие с требованиями санитарных правил и норм следует возложить на учредителя. Здания находятся в оперативном управлении у школы, поэтому отапливаемые уборные должны быть организованы собственником имущества и переданы в последующем в оперативное управление школе. Согласно данному Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологическому заключению школа соответствует требованиям и нормам.

В данное судебное заседание представитель административного ответчика МОУ «Аргунская СОШ» Шестакова О.П. при надлежащем извещении не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Климов А.В. в прошлом судебном заседании не возражал против удовлетворения административного иска. Просил предоставить срок для подготовки проектно-сметной документации и финансирования строительства уборных до 31 июля 2019 года; в данное судебное заседание при надлежащем извещении не явился.

Неявка представителей административных ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, и не просивших об отложении судебного заседания, не явилась препятствием к рассмотрению дела по существу.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

      В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии со ст. ст. 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации, в том числе зданий, должны осуществляться противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     В силу ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

           В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нерчинско-Заводского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, в ходе которой выявлены нарушения закона в сфере защиты и охраны здоровья несовершеннолетних, обучающихся в МОУ «Аргунская СОШ», которое является бюджетным учреждением. При этом учредителем и собственником имущества школы является администрация муниципального района «Нерчинско-Заваодский район». В частности, прокурорской проверкой установлено, что по адресу: <адрес> на территории образовательного учреждения на расстоянии 60-80 метров от зданий школы, которые находятся у МОУ «Аргунская СОШ» в оперативном управлении (распоряжение от 12 сентября 2012 года о передаче зданий в оперативное управление, акт приема передачи имущества муниципальной собственности, Приложение к распоряжению с перечнем имущества, свидетельства о государственной регистрации права от 03 декабря 2012 года, выписка из ЕГРН от 24 сентября 2018 года), имеется надворный туалет, разделенный на две части: одна половина для мальчиков, другая для девочек. Туалет представляет собой неотапливаемую деревянную постройку, не оборудованную водонепроницаемым выгребом, без освещения, средств личной гигиены. Здания МОУ «Аргунская СОШ» расположены на земельном участке находящемся у школы в постоянном (бессрочном) пользовании на основании постановления администрации МР «Нерчинско-Заводский район» №713 от 12 декабря 2012 года (свидетельство о государственной регистрации права от 21 декабря 2012 года).

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Согласно пункту 8.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в неканализованных районах здания общеобразовательных организаций оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальной очистки сооружений. При устройстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.

    К ранее построенным надворным (уборным) туалетам общеобразовательных организаций применяются требования Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72.

    Также уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться, быть оборудованы вентиляцией, обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.

В соответствии с ч. 1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

    Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

    В силу ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    В силу ст.6 Устава муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в состав территории района входит сельское поселение «Аргунское».

    По смыслу ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее Закон N 7-ФЗ либо Закон "О некоммерческих организациях") и п.п. 1.2, 1.7, 1.19, п.2 Устава МОУ «Аргунская СОШ» муниципальное бюджетное образовательное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

    Нерчинско-Заводский муниципальный район, как собственник и учредитель школы осуществляет финансовое обеспечение ее деятельности по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услуг в сфере образования в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (п.п. 5.13, 6.1 Устава).

    В ходе рассмотрения данного дела по существу администрация муниципального района «Нерчинско-Заводский район» возражений относительно оборудования зданий школы отапливаемыми уборными не высказывала.

Поскольку МОУ «Аргунская СОШ» не выполняются в полной мере требования санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности в зданиях предоставленных учреждению именно для этих целей на праве оперативного управления, а со стороны учредителя и собственника недвижимого имущества не предпринималось достаточных мер для финансирования школы на указанные цели, такое бездействие противоречит ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, так как нарушается право граждан на безопасную среду обитания, в связи с чем, заявленные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.

Довод представителя административного ответчика МОУ «Аргунская СОШ» относительно отсутствия полномочий у образовательного учреждения на строительство на территории школы здания туалета противоречит нормам вышеназванных СанПин и ФЗ «Об образовании в РФ», п.п.5 п.4.1 Муниципального задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Поскольку образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: выполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, и обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников в пределах установленных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Пункт 5.13 Устава МОУ «Аргунская СОШ» возлагает на учредителя обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений школы. Поэтому обязанность финансировать такие затраты лежит не только на школе, но и на ее учредителе. Административный иск содержит требование о возложении на школу обязанности по ремонту (строительству) уборных. То есть при отсутствии технической возможности обустройства уборных в здании школы, их строительство возможно на прилегающей к ней территории, которая находится в постоянном (бессрочном) пользовании у образовательного учреждения. В связи с этим требование прокурора о распределении ответственности по соблюдению требований СанПин 2.4.2.2821-10 между школой и ее учредителем является законным.

Наличие у МОУ «Аргунская СОШ» Лицензии №14 от 19 января 2018 года на осуществление образовательной деятельности не освобождает учреждение от выполнения и соблюдения санитарных норм и правил.

Санитарно-эпидемиологическое заключение от 10 января 2012 года о соответствии МОУ «Аргунская СОШ» СанПин 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», не является доказательством соответствия образовательного учреждения СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

      При этом требование об установлении срока исполнения решения суда для МОУ «Аргунская СОШ» до 01 сентября 2019 года, а для финансирования работ по устранению нарушения санитарного законодательства до 30 января 2019 года для администрации МР «Нерчинско-Заводский район» является на день принятия данного судебного акта актуальным и вопреки доводам административных ответчиков в целях соблюдения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а также прав учащихся, не подлежит изменению.

      В связи с тем, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, как и администрация МР «Нерчинско-Заводский район», с МОУ «Аргунская СОШ» подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в соответствии со ст.114 КАС РФ в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Аргунская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» о признании незаконным действия, выраженного в невыполнении требований санитарного законодательства и понуждении выполнить указанные требования, удовлетворить.

Признать незаконным действия Муниципального общеобразовательного учреждения «Аргунская средняя общеобразовательная школа» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аргунская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 сентября 2019 года оборудовать здания МОУ «Аргунская средняя общеобразовательная школа», расположенные по адресу: <адрес>, уборными, соответствующими требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими: отопление, вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, путем производства соответствующих ремонтных (строительных работ).

Обязать администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края профинансировать МОУ «Аргунская средняя общеобразовательная школа» для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в срок до 30 января 2019 года.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Аргунская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края.

Судья                                        В.А. Былкова

Решение в законную силу не вступило;

в окончательной форме решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ;

подлинник решения подшит

в дело а-279/2018

хранится в Нерчинско-Заводском

районном суде

2а-279/2018 ~ М-249/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нерчинско-Заводского района
Ответчики
Администрация МР "Нерчинско-Заводский район"
МОУ "Аргунская средняя общеобразовательная школа"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в пгт. Забайкальск
Суд
Нерчинско-Заводский районный суд
Судья
Былкова В.А.
30.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
30.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2018[Адм.] Судебное заседание
27.09.2018[Адм.] Судебное заседание
27.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее