Решение по делу № 2а-4641/2019 ~ М-4222/2019 от 14.11.2019

Адм.дело №2а-4641/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2019 года                             гор.Улан-Удэ

Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В. при секретаре судебного заседания Оленниковой Т.Ю., помощнике судьи Балдаеве А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кукушкина Евгения Леонидовича к Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия о признании незаконным решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Кукушкин Е.Л. обратился в суд с иском, требуя признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия о ликвидации некоммерческого партнерства , возложить обязанность удалить запись в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации некоммерческого партнерства .

В обоснование требований истец указал, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации НП , о чем внесена запись в ЕГРЮЛ, данные действия являются незаконными, так как ликвидация проведена с нарушением закона, ссылаясь при этом на ст. 20, 21 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Учредителями (участниками) юридического лица уведомление в налоговый орган не предоставлялось, решение к нему не прилагалось, такое решение учредителями не принималось, не вносилась запись в ЕГРЮЛ о том, что НП находилось в процессе ликвидации, не было опубликования решения о ликвидации юридического лица. В результате незаконных действий нарушены права административного истца.

Судебным приставом – исполнителем Октябрьского РОСП Управления ФССП по РБ вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении исполнительного производства ..., возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ о взыскании 55 000 руб. с НП . Исполнительное производство прекращено в связи с ликвидацией юридического лица. О нарушении прав истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, когда им было получено постановление об окончании исполнительного производства.

Согласно п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба на действия или бездействия должностных лиц налоговых органов подается в течение 1 года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Определением суда от 02 декабря 2019 года к участию в деле качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства юстиции РФ по Республике Бурятия.

В судебном заседании административный истец Кукушкин Е.Л. требования поддержал, пояснил, что ликвидация произведена с нарушением установленных законодательством требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия Балданов Ф.А., действующий на основании доверенности требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве.

На судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Республике Бурятия не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещенысудом надлежащим образом, в суд представлено ходатайство начальника Управления Министерства юстиции РФ по РБ Ботоева Н.А. о рассмотрении дела в их отсутствие, а также письменный отзыв, в котором указано на необоснованность заявленных требований.

Дело рассмотрено судом по правилам ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, исчисление срока закон связывает с моментом, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав.

Как установлено статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Именно решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации имеет соответствующие признаки ненормативного акта, которые могут быть оспорены в установленном законом порядке.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Из материалов дела следует, что создание некоммерческого партнерства было зарегистрировано распоряжением Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно устава НП , утвержденного на общем собрании учредителей ДД.ММ.ГГГГ НП является некоммерческой организацией, основанной на членстве для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим уставом.

Исходя из п. 1, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1).

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации (п. 3).

Аналогичные положения предусмотрены ст. п.3 ст. 62 ГК РФ, а именно учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ вынесено решение по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по РБ к некоммерческому партнерству о ликвидации и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Судом постановлено удовлетворить административный иск, ликвидировать некоммерческое партнерство в связи с неоднократным не представлением сведений, предусмотренных п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

При этом судом не был разрешен вопрос о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), не определен порядок ликвидации.

Частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705; Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N 26 к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации отнесен государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

На основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение ... об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц НП .

    Действия заинтересованного лица по вынесению распоряжения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц НП были направлены на исполнение судебного акта, вступившего в законную силу. Законность действий заинтересованного лица предметом судебного разбирательства по настоящему делу не является.

Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Такой порядок установлен в отношении некоммерческих организаций.

Так ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

При этом часть. 2 этой же статьи определено, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организации или его территориальным органом.

Таким органом, исходя из Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 1313 от 13 октября 2004 года является Министерство юстиции РФ и его территориальные органы.

Вопросы исключения из ЕГРЮЛ некоммерческой организации урегулированы пунктом 12 приказа Минюста РФ от 12.11.2010 N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции РФ с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческой организаций".

В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

На основании поступивших из Министерства юстиции РФ по РБ документов (распоряжения и решения суда) Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ совершены действия по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Действия ответчика Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации некоммерческой организации НП направлены на исполнение принятого территориальным органом Минюста России решения и соответствовало специальному порядку государственной регистрации некоммерческих организаций.

Действия налогового органа совершены в пределах предоставленных полномочий и соответствовали требованиям закона.

Доводы истца о том, что действиями ответчика нарушены его права суд находит несостоятельными, поскольку решение о ликвидации юридического лица и исключении его из ЕГРЮЛ принималось не налоговым органом, а судом.

Ссылку истца на ст. 20, 21 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» суд находит несостоятельной и не свидетельствующей об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Административным истцом Кукушкиным Е.Л. пропущен установленный ст. 219 КАС РФ срок для обжалования действий налогового органа, поскольку как он указывает в иске, о ликвидации ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ, а п. 2 ст. 139 НК РФ к рассматриваемым отношениям не подлежит применению, поскольку в данном споре Кукушкин Е.Л. выступает не как налогоплательщик.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая, что налоговым органом действия совершены в соответствии с требованиями закона, истцом пропущен срок обжалования действий налогового органа, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия о ликвидации некоммерческого партнерства .

Также отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности удалить запись в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации некоммерческого партнерства .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░-░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4641/2019 ~ М-4222/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кукушкин Евгений Леонидович
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой Службы №9 по РБ
Другие
Управление Министерства юстиции РФ по РБ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Наумова Анна Викторовна
14.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
15.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
02.12.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019[Адм.] Судебное заседание
16.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020[Адм.] Дело оформлено
27.01.2020[Адм.] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее