РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 22 октября 2019 года
Звениговский районный суд Республики <адрес> в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре судебного заседания Романовской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Алешкиной З. Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» в лице филиала «Звениговские тепловые сети» о признании начисления платы за отопление незаконным, возложении обязанности исключить задолженность, взыскании суммы переплаты в размере 650,00 рублей,
установил:
Алёшкина З.Н. обратилась в суд с иском, с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что является собственником квартиры, находящейся по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, которая в <дата> году, в результате переустройства внутриквартирной системы отопления, совершенного в соответствии с законом, была отключена от централизованного теплоснабжения. ООО «Марикоммунэнерго» в лице филиала «Звениговские тепловые сети», начиная с <дата> года, предъявляет квитанции об оплате за централизованное отопление. Указание в квитанциях на задолженность 49583,26 рублей, является незаконным, нарушающим право на достоверную информацию о размере платежа.
В судебном заседании истец Алёшкина З.Н. иск поддержала полностью, по доводам, приведенным в исковом заявлении.
Ответчик, ООО «Марикоммунэнерго» в лице филиала «Звениговские тепловые сети», в лице представителя Галимьяновой Е.А. (доверенность № от <дата>) иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к нижеследующему.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правилами статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязанность собственника помещения многоквартирного дома (МКД) по содержанию общего имущества МКД, оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, установленных положениями части 1 статьи 30, пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), возникает у собственника с момента возникновения права собственности на помещение.
Исходя из положений пунктов 1, 3 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, кроме прочего, также и плату за обслуживание общего имущества МКД, плату за коммунальные услуги, в том числе, исходя из положений части 4 статьи 154 ЖК РФ, плату за тепловую энергию.
Из пункта 15 статьи 161 ЖК РФ следует, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Пункт 1 статьи 157 ЖК РФ, устанавливающий порядок определения размера платы за коммунальные услуги, определяет, что размер платежа рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством России.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе услуги по отоплению), а также нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определен одноименными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> №: соответствующие нормативы утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома (пункты 3, 4).
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (пункты 3,18 Приложения №), что позволяет исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды.
В статье 19 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1). Такой учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2).
В подпункте «б» пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № (Правила №) установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения № к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Судом установлено и это следует из материалов дела, истец Алёшкина З.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>.
Решением Звениговского районного суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата> исковые требования соистца Алёшкиной З.Н. удовлетворены, на ООО «Марикоммунэнерго» в лице филиала «Звениговские тепловые сети» возложена обязанность произвести перерасчет за коммунальную услугу по отоплению, за отопительный сезон, предшествующий спорному периоду по настоящему гражданскому делу, поскольку установлена законность переоборудования квартиры истца на автономное отопление.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета № на указанную квартиру, в период с <дата> - по <дата> истцу, по оплате коммунальной услуги централизованного отопления начислено, по настоящее время числится задолженность 48933,26 рублей, исчисленная из площади квартиры, принадлежащей Алёшкиной З.Н.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л. и Т.Н.» абз.2 п. 40 Правил признан не соответствующим положениям ч.3 ст.17, ч.1 ст.19, ч.1-3 ст.35, ч.1 ст.40, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Вышеприведенное правовое регулирование спорных правоотношений предполагает, что рассчитанная с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению плата за отопление, подлежащая внесению собственником квартиры в МКД, подключенном к централизованной сети теплоснабжения, является платой за потребление этой услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку именно такая обязанность участия истца Алёшкиной З.Н. в несении расходов предусматривается действующим законодательством.
Таким образом, размер выставленной для оплаты суммы денег за коммунальную услугу по отоплению произведены ответчиком в нарушение вышеприведенных правовых норм, сумма задолженности подлежит перерасчету, то есть соразмерному снижению до размера расходов, связанных только с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.
В этой связи признать действия ответчика законными и обоснованными нельзя, возражения ответчика как основанные на неверном толковании законодательства РФ в этой сфере, судом отклоняются.
По правилам ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» филиал «Звениговские тепловые сети» по начислению платы за отопление, за исключением потребленного в целях содержания общего имущества в МКД, в отношении принадлежащего на праве собственности Алешкиной Зое Н. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, за период с <дата> года по <дата> года, возложить обязанность исключить такую задолженность, в удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» филиала Звениговские тепловые сети в доход местного бюджета Муниципального образования «Звениговский муниципальный район» государственную пошлину за подачу искового заявления в суд в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий Е.П.Александрова
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2019 года.