Решение по делу № 33-8513/2014 от 22.08.2014

Судья Дьячкова Т.Е.    24 сентября 2014 года

Дело №33-8513

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Судебная коллегия но гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Толстиковой М.А.,

судей Сергеева В.А. и Ивановой Т.В.

при секретаре Кирьяновой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Осинского районного суда Пермского края от 01 июля 2014 года, которым постановлено:

возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Скрябиной Я.Т. /дата рождения/, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по месту жительства Скрябиной Я.Т., проживающей на территории Бардымского района, благоустроенное применительно к условиям Бардымского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

В удовлетворении исковых требований прокурора Бардымского района Пермского края к Межрайонному территориальному управлению №5 Министерства социального развития Пермского края отказать.

Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Бардымского района, действующий в интересах Скрябиной Я.Т., обратился в суд с иском к Правительству Пермского края и межрайонному территориальному управлению № 5 Министерства социального развития Пермского края о возложении на ответчиков обязанности    по предоставлению истцу Скрябиной Я.Т. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства Скрябиной Я.Т., благоустроенное применительно к условиям Бардымского района, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., указывая в обоснование требования на то, что Скрябина Я.Т. относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители были лишены родительских прав. Истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, однако жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на нарушения судом норм материального права, поскольку законом определена обязанность предоставить жилое помещение на территории субъекта Российской Федерации, где проживает истец, а не муниципальный район как определи суд.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Бардымского района полагает её не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.

Другие лица, участвующие в деле, участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец относится к числу лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, поскольку родители истца лишены родительских права. Истец воспитывалась в семье опекуна. Жилое помещение за истцом не закреплялось, в собственности или по договору социального найма жилого помещения истец не имеет. Истец включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска.

При этом суд правомерно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и в связи с тем, что по окончании образовательного учреждения, по достижении 18 лет, будучи поставленным на учет, как нуждающийся в жилом помещении, имеет право на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.

При этом в соответствии с абзацем 2 ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18 летнего возраста.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу законодательных установлений жилое помещение подлежит предоставлению на территории субъекта Российской Федерации - Пермского края, основательными признаны быть не могут, поскольку толкование положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, вопреки мнению автора жалобы, не позволяет сделать такой вывод.

Статьёй 27 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на свободу места жительства.

Как следует из материалов дела, фактическим местом жительства истца является Бардымский район, где она зарегистрирована по месту жительства: ****. Истец на основании распоряжения главы администрации Бардымского сельского поселения от 05.09.2008 № 132-р поставлена на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении. Тем самым истец определил свое место жительства.

Таким образом, истолкование положений ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» таким образом, что территорией, на которой находится место жительства истца, является территория субъекта Российской Федерации, на государственный орган которого законом возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда, означало бы нарушение конституционного права лица, подлежащего социальной защите, на свободу передвижения и выбор места жительства.

Кроме того, из указанного истолкования положений ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исходило и Правительство Пермского края при установлении своим постановлением от 09.09.2013 № 1194-п Порядка предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, закрепив в п. 1.3. положение о том, что специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, которому предоставляются меры социальной поддержки.

Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Осинского районного суда Пермского края от 01 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8513/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.09.2014Судебное заседание
01.10.2014Дело сдано в канцелярию
09.10.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее