Дело № 33-4269
Карабудахкентский районный суд
судья Дашдимиров Д.Р.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2013 года г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей Биремовой А.А., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре Таибове Т.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации МО «Карабудахкентский район» - Гаджиева А.А. гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников и работников муниципального и образовательного учреждения к администрации МО «Карабудахкентский район» и муниципальному казенному образовательному учреждению «Какашуринская СОШ № 2» об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Карабудахкентского района обратился в суд с исковым заявлением о обязании МКОУ «Какашуринская СОШ № 2» устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте № 97 от 12 августа 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧ России по Республике Дагестан, а в случае недостаточности средств у МКОУ «Параульская СОШ № 1» для их устранения, в порядке субсидиарной ответственности обязать устранить их за счет бюджета МО «Карабудахкентский район» в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карабудахкентского района по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Проверкой установлено, что школой нарушается законодательство о пожарной безопасности. Согласно ч.1 ст.51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании школы создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10 июля.1992 г. № 3266 -1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ч.1 ст.32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Согласно акта проверки от 12 августа 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан в МКОУ «Какашуринская СОШ № 2» выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
He проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой электросети и контуров заземления (ППР № 390 от 25 апреля 2012 г. п.57, ПТЭЭП п.7.1.13).
Дежурные работники не обеспечены индивидуальными спасательными средствами и индивидуальными средствами изолирующего действия и зрения на случай возникновения пожара, хранящиеся непосредственно на рабочих местах обслуживающего персонала (газодымозащитные комплекты ГДЗК-У и.т.п.) (ППР № 390 от 25 апреля 2012 г. п.129)
Не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации (ППР № 390 от 25 апреля 2012 г.п.63);
Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППР № 390 от 25 апреля 2012 г. п.21 (п.36, СНиП 21-01-97* п.7.1, 7.13).
Автоматическая пожарная сигнализация установлена в нарушении законодательства, т.е. установлена организацией, не имеющей лицензии на проведения монтажных работФЗ-725 от 22 июля 2008 г. «Технический регламент».
Установленная автоматическая сигнализация находится в неисправном состоянии, п.34,98 ППР № 390 от 25 апреля 2012 г. п.61.
Не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией помещения спортивного зала (ППР № 390 от 25 апреля 2012 г. п.14 таблица 1 п.9,СНиП 2.08.02- 89 прил. 9 п.1).
Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации, (ст.20 ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 69 «О пожарной безопасности»; п.1.1 РД 78.145-93).
От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания (п.14 НПБ 88-2001).
Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях СОШ выполнены проводами диаметром жил менее чем 0,5 мм, (п.12.64 НПБ 88-2001)
Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м., (РД 78.145-93).
Эксплуатация систем АПС и СО в зданиях во всех этажах начаты без проведения комплексной наладки и апробирования, а также без оформления акта рабочей (приемочной) комиссии, назначенной приказом организации - заказчика(п.п.11.1-11.10 РД 78.145-93)
Отсутствует Акт испытания пожарной сигнализации п.34,98 ПНР № 390 от 25 апреля 2012 г. п. 61.
Отсутствует Акт испытания обработки чердачного помещения.
Согласно Уставу школы учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на школу.
В связи с тем, что учредителем данной школы является администрация МО «Карабудахкентский район» и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Решением Карабудахкентского районного суда от 2 октября 2013 г. постановлено:
«Исковое заявление прокурора Карабудахкентского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Какашуринская средняя общеобразовательная школа № 2» устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД Пашаева Н.М. от 12 августа 2013 г., в случае недостаточности средств у школы для их устранения, обязать администрацию МО «Карабудахкентский район» Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО «Карабудахкентский район» в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения «Какашуринская средняя общеобразовательная школа № 2» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в бюджет МО «Карабудахкентский район»».
В апелляционной жалобе глава администрации МО «Карабудахкентский район» - Гаджиев А.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Карабудахкентского района.
В обоснование требований жалобы указано, что в бюджет района дотационный и в бюджете на 2014 год не заложены средства на устранение данных нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе главы администрации МО «Карабудахкентский район» - Гаджиева А.А.
В соответствии со ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ч.1 ст.38 того же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом первой инстанции установлено и стороной ответчиков не оспаривается, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД Пашаева Н.М. от 12 августа 2013 г. имеют место.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Федерального закона «Об образовании», содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно Уставу, школа является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является муниципальное образование Карабудахкентский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Карабудахкентского муниципального района. Школа является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Школа как юридическое лицо, вправе иметь расчетные и другие счета в органах казначейства и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п.п.2.1-2.5).
Согласно пункту 2.7 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО «Карабудахкентский район» и на основании бюджетной сметы.
Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества (п. 2.6. Устава).
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Руководствуясь вышеназванными нормами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании школы в пределах доведенных школе лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у школы, собственник имущества школы - муниципальный район в лице администрации МО «Карабудахкентский район», являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению и принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств в бюджете МО «Карабудахкентский район» на устранение выявленных нарушений норм противопожарной безопасности не могут служить основанием к отмене правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Карабудахкентского районного суда от 2 октября 2013 г. без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО «Карабудахкентский район» Гаджиева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий М.К. Абдуллаев
Судьи А.А. Биремова
А.М. Ибрагимова