Решение по делу № 33-4884/2015 от 26.10.2015

Бабаюртовский районный суд

Судья Шаипов А.А.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 декабря 2015 г. по делу N 33-4884/2015, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Ибрагимовой А.М.

судей – Хираева Ш.М., Ашурова А.И.

при секретаре - Азизовой Д.М.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя управляющего Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан (далее ГУ - ОПФ РФ по РД) Сулейманова Н.М. на решение Бабаюртовского районного суда Республики Дагестан от 10 сентября 2015 года по делу по иску Закавовой Г. А. к ГУ - ОПФ РФ по РД в Бабаюртовском районе о признании незаконным отказа в начислении трудовой пенсии по старости с 25 сентября 2014 года, возложении обязанности начислить трудовую пенсию по старости с 25 сентября 2014 года и произвести перерасчет пенсии за период с 25 сентября 2014 года по 12 мая 2015 года включительно, взыскании <.> рублей в счет возмещения компенсации морального вреда,

установила:

Закавова Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ - ОПФ РФ по РД в Бабаюртовском районе о признании незаконным отказа в начислении трудовой пенсии по старости с 25 сентября 2014 года, возложении обязанности начислить трудовую пенсию по старости с 25 сентября 2014 года и произвести перерасчет пенсии за период с 25 сентября 2014 года по 12 мая 2015 года включительно, взыскании <.> рублей в счет возмещения компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований Закавова Г.А., указала, что 25 сентября 2014 года у нее возникло право на пенсию по старости. В начале сентября 2014 года она подала заявление в ГУ - ОПФ РФ по РД в Бабаюртовском районе о назначении ей пенсии по старости с приложением всех необходимых документов, в том числе и дубликата трудовой книжки, полученной 15 октября 2013 года с соответствующими записями. При принятии заявления, расписку о получении этих документов ей не выдали. На ее неоднократные обращения в Бабаюртовский отдел ей отвечали, что проверяется факт ее работы в совхозе.

27 апреля 2015 года она обратилась к начальнику отдела с письменной жалобой, которую у нее не приняли, заявив, что посоветуются с ГУ - ОПФ РФ по РД и в ближайшее время дадут ей ответ. 21 мая 2015 года за № 181 из ГУ - ОПФ РФ по РД в Бабаюртовском районе РД она получила решение об отказе в установлении пенсии на основании ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ, из-за отсутствия у нее требуемого стажа. 28 мая 2015 года она обратилась с жалобой в ГУ-ОПФР по РД и через месяц она получила уведомление о том, что срок её рассмотрения продлен до 1 августа 2015 года в связи с необходимостью дополнительного разбирательства. 30 июля 2015 года за № 14/01- 1493 она получила ответ на свою жалобу, в которой указывалось, что она, 12 мая 2015 года обратилась повторно, представив при этом дополнительные сведения о стаже, с учетом которых у нее возникло право на назначение пенсии, поэтому пенсия правомерно назначена именно с указанной даты.

Между тем, повторно в отдел за назначением пенсии она не обращалась, в связи с чем, ей непонятно, почему вынесено решение об отказе в назначении ей пенсии с 25 сентября 2014 года.

Из ее трудовой книжки AT-IX , выданной <дата> в совхозе «Ботаюртовский»,\ Хасавюртовского района видно, что она проработала в качестве рабочей с 26 марта 1987 года по 22 апреля 1993 года, т.е. более 6 лет. Данный факт подтверждается и справкой о заработке, выданной МУП «Ботаюртовское» Хасавюртовского района без даты за № 195, которая истребована пенсионным отделом.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года (в ред. от 28.12.2013г. с изм. от 04.06.2014 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией. О том, что она обратилась именно в сентябре видно из документов, которые она представила.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Она женщина пенсионного возраста, страдает гипертонией, на иждивении имеет мужа преклонного возраста и несовершеннолетнюю дочь. В течение девяти месяцев она ездила из с. Геметюбе в с. Бабаюрт, но утешающего ответа не получала. Ей приходилось нести определенные расходы, при этом, не имея дохода. Кроме того, приходилось каждый раз выслушивать абсурдные, ничем необоснованные объяснения работников пенсионного отдела о затягивании в назначении пенсии. Указывает, что ей причинены физические и нравственные страдания незаконными действиями работников пенсионного отдела. Имея законное право на социальное обеспечение, ее незаконно лишили этого права, заставили нервничать, страдать. В связи с чем также просила суд о взыскании в ее пользу денежных средств в сумме <.> рублей в счет возмещения компенсации морального вреда.

Решением Бабаюртовского районного суда от 10 сентября 2015 года постановлено: «Исковое заявление Закавовой Г. А. удовлетворить частично.

Признать решение руководителя Управления отделения Пенсионного фонда РФ в Бабаюртовском районе РД без номера и даты в части назначения Закавовой Г.А. страховой пенсия по старости с 12 мая 2015 года и отказ в начислении пенсии по старости с 25 сентября 2014 года незаконными.

Обязать Управление Отделения Пенсионного фонда РФ в Бабаюртовском районе РД начислить Закавовой Г.А. трудовую пенсию по старости с 25 сентября 2014 года и произвести перерасчет пенсии за период с 25 сентября 2014 года по 12 мая 2015 года включительно.

В остальной части иска отказать»

На указанное решение заместителем управляющего ГУ - ОПФ РФ по РД Сулеймановым Н.М. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Сулейманов Н.М. указывает, что Закавова Г.А. 25.09.1959 года рождения, обратилась в отдел клиентской службы ГУ - ОПФ РФ по РД в Бабаюртовском районе 09.09.2014 года. При обращении Закавова Г.А. представила документы, удостоверяющие личность, а также дубликат трудовой книжки серии AT-АХ , дата заполнения <дата>, в которой был отражен факт работы Закавовой А.Г. в совхозе «Ботаюртовский» за период с марта 1987 года по ноябрь 1992 года. Заявление при обращении Закавова Г.А. не подавала, так как на 09.09.2014 г. право на трудовую пенсию по старости она еще не приобрела.

Поскольку Закавова Г.А. за трудовой пенсией по старости обратилась с заявлением 12 мая 2015 года, пенсия ей была назначена с этой даты, т.е. с даты обращения.

Закавовой Г.А. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, выслушав представителя ГУ - ОПФ РФ по РД по доверенности Халитову А.Г., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Закавовой Г.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон) обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу пунктов 2, 3 статьи 19 Федерального закона днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, то есть обращения лица за назначением пенсии.

Согласно ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Разрешая спор и удовлетворяя требования заявителя в части назначения трудовой пенсии по старости с 25 сентября 2014 года и произведя перерасчет пенсии за период с 25 сентября 2014 года по 12 мая 2015 года включительно, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Закавова Г.А. обратилась в сентябре 2014 года, поэтому право на получении пенсии у истицы возникло с указанного времени.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, 25 сентября 2014 года Закавовой Г.А., 25 сентября 1959 года рождения, исполнилось 55 лет и ее страховой стаж, подтвержденный документами о ее заработной плате, составляет более 5 лет, следовательно, право на трудовую пенсию по старости у Закавовой Г.А. возникло с 25 сентября 2014 года.

Вместе с тем, судебная коллегия, исходя из требований установленных пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отмечает, что возникновение права на трудовую пенсию по старости у заявителя с 25 сентября 2014 года, не могло в данном случае явиться основанием для назначения пенсии с указанной даты, поскольку действующее в Российской Федерации пенсионное законодательство связывает возникновение у гражданина права на трудовую пенсию с личным заявлением этого гражданина о назначении пенсии.

Исключения из указанного правила установлены законом и являются исчерпывающими.

Согласно материалам дела, а также пояснений Закавовой Г.А. данных в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, истица впервые обратилась в ГУ-ОПФ РФ по РД в Бабаюртовском районе в начале сентября 2014 года, представив документы, удостоверяющие личность, а также дубликат трудовой книжки серии AT-АХ , в которой был отражен факт работы Закавовой А.Г. в совхозе «Ботаюртовский» за период с марта 1987 года по ноябрь 1992 года. Однако с заявлением о назначении пенсии истица не обращалась, поскольку на момент указанного обращения, то есть 09.09.2014 г. право на трудовую пенсию по старости она еще не приобрела.

Таким образом, к моменту обращения истицы к ответчику 09.09.2014 г. право на пенсию у нее не возникло, а после возникновения права на пенсию истица к ответчику за назначением пенсии не обращалась.

Из исследованного судом апелляционной инстанции пенсионного дела Закавовой Г.А. видно, что с заявлением о назначении пенсии истица обратилась лишь 12 мая 2015 года, в данном заявлении проставлена подпись Закавовой Г.А., ему присвоен регистрационный номер

Решением руководителя Управления отделения Пенсионного фонда РФ в Бабаюртовском районе РД Закавовой Г.А. страховая пенсия по старости назначена в размере 6.452 рубля 13 копеек, бессрочно, с 12 мая 2015 года, то есть с момента обращения в установленном законном порядке за назначением пенсии.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о ее праве на назначение трудовой пенсии с 25 сентября 2014 года судом первой инстанции подлежали отклонению, поскольку достоверных доказательств, подтверждающих факт соблюдения Закавовой Г.А. заявительного порядка реализации права на социальное обеспечение (право на назначение пенсии) с 25 сентября 2014 года истцом не представлено, между тем обязанность доказывания соблюдения такого порядка, в силу ст. 56 ГПК Российской Федерации, возложена на истца.

Вопреки выводам суда первой инстанции, иной правовой механизм исчисления размера пенсии, пенсионным законодательством не предусмотрен.

В связи с указанным, решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости с 25 сентября 2014 года принято ГУ-ОПФ РФ по РД правомерно, оно соответствует требованиям пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости возложения на ответчика обязанность назначить Закавовой Г.А. трудовую пенсию по старости с 25 сентября 2014 года, произведя перерасчет пенсии за период с 25 сентября 2014 года по 12 мая 2015 года включительно, нельзя признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в части.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бабаюртовского районного суда Республики Дагестан от 10 сентября 2015 года в части признания незаконным решения руководителя Управления отделения Пенсионного фонда РФ в Бабаюртовском районе РД о назначении Закавовой Г.А. страховой пенсии по старости с 12 мая 2015 года и отказа в начислении пенсии по старости с 25 сентября 2014 года, с возложением обязанности на Управление Отделения Пенсионного фонда РФ в Бабаюртовском районе РД начислить Закавовой Г.А. трудовую пенсию по старости с 25 сентября 2014 года и произвести перерасчет пенсии за период с 25 сентября 2014 года по 12 мая 2015 года включительно – отменить.

В указанной части принять новое решение.

В удовлетворении заявления Закавовой Г. А. о признании незаконным отказа Управления Отделения Пенсионного фонда РФ в Бабаюртовском районе РД в начислении пенсии по старости с 25 сентября 2014 года, с возложением обязанности на Управление Отделения Пенсионного фонда РФ в Бабаюртовском районе РД начислить трудовую пенсию по старости с 25 сентября 2014 года и произвести перерасчет пенсии за период с 25 сентября 2014 года по 12 мая 2015 года включительно, отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33-4884/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Закавова Г.А.
Закавова Г.А.
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хираев Шамиль Магомедович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
01.12.2015Судебное заседание
14.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2015Передано в экспедицию
01.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее