Дело № 2а-780/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2017года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Захаровой Л. И. к администрации Серпуховского муниципального района Московской области об оспаривании решения органа местного самоуправления от 01.12.2016года № 1757/411 об отказе в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Захарова Л.И. в лице представителя по доверенности Зендрикова С.Н., обратилась в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области о признании незаконным отказ администрации Серпуховского муниципального района Московской области, содержащийся в письме от 01.12.2016года № 1757/411, в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты> в <адрес>, обязании согласовать проект договора купли-продажи указанного выше земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Серпуховского городского суда от 03.08.2012г. Захаровой Л.И. в собственность было выделено имущество, в том числе хозяйственная постройка лит. Г6 с ПГ6 (погреб), определением суда от 10.09.2012г. была исправлена описка в вышеуказанном решении, которая не имеет отношения к спорной постройке. 25.05.2015г. погреб был поставлен на кадастровый учет, 18.06.2015г. было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности, в котором указано, что назначение здания – нежилое. Указаний, что это погреб, предназначенный для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции, свидетельство не содержит. 14.03.2016г. Постановлением № 487 Администрации Серпуховского муниципального района Московской области было удовлетворено заявление Захаровой Л.И. и ей предварительно согласовано предоставление земельного участка в собственность под сооружением, утверждена схема расположения, площадь – <данные изъяты>, установлен вид разрешенного использования «ведение огородничества» и участок отнесен к категории «земли населенных пунктов». 26.06.2016г. земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым <номер>. 01.12.2016г. вынесено решение № 1757/411 об оставлении без удовлетворения обращения Захаровой Л.И. о предоставлении ей в собственность вышеуказанного земельного участка. С данным решением она не согласна, считает, что оно нарушает ее законные права и интересы на оформление в собственность земельного участка в соответствии с ч.3 ст. 35 ЗК РФ под принадлежащим ей на праве собственности сооружением.
К участию в дело в качестве заинтересованного лица протокольным определением суда от 02.03.2017г. было привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Административный истец Захарова Л.И., ее представители – по доверенности и по ордеру адвокат Зендриков С.Н. и по доверенности адвокат Козлова А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Администрации Серпуховского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные объяснения, в которых указал, что отказ от 01.12.2016г. № 1757/411 вынесен на основании п.653 протокола заседания Комиссии от 17.11.2016г. № 45, проект договора купли-продажи земельного участка был направлен в Минмособлимущество, которым вынесено решение об отказе в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер> по <адрес>, вид разрешенного использования – «ведение огородничества», категория земель – «земли населенных пунктов», т.е. решение органа местного самоуправления было вынесено в соответствии с действующим законодательством, т.к. отказ администрации Серпуховского муниципального района от 01.12.2016г. № 1757/411 был дан на основании отказа Минмособлимущество, которому был направлен на согласование проект договора купли-продажи на основании п.2 Временного порядка (л.д. 35а-36).
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, ее представителей, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица.
Проверив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются в соответствии с требованиями п. 2 той же статьи Земельного кодекса:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Из материалов дела усматривается, что 18.06.2015г. Захаровой Л.И. было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание с кадастровым <номер>, назначение – нежилое, площадью <данные изъяты>, из 2 этажей, в том числе 1 подземный, по <адрес>. В качестве документа-основания указано решение от 03.08.2012г. Серпуховского городского суда Московской области по делу № 2-13/2012 (л.д. 9). Из копии решения Серпуховского городского суда Московской области от 03.08.2012г. усматривается, что Захаровой Л.И. было выделено в собственность недвижимое имущество, в том числе лит. Г6 с ГП6 (погреб) с <адрес> (л.д. 12-17).
В материалы дела представлена копия кадастрового плана земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер> с разрешенным использованием: ведение огородничества, категория земель: земли населенных пунктов (л.д. 18-19), копия технического паспорта на жилой дом (л.д. 20-29).
Постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области № 487 от 14.03.2016г. предварительно согласовано предоставление в собственности Захаровой Л.И. земельного участка площадью <данные изъяты> в <адрес>, установлен вид разрешенного использования в отношении формируемого земельного участка – «ведение огородничества» и он отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» (л.д. 10).
01.12.2016г. в адрес представителя Захаровой Л.И. – по доверенности Смирновой А.Г. направлено сообщение № 1757/411 о том, что на основании протокола № 45 межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 17.11.2016г. принято решение об отказе в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> в кадастровым <номер> (л.д. 11).
В материалы представлены копии документов, на основании которых был дан ответ, в частности: копия пояснительной записки (л.д. 40); выписка из протокола, где под номером 653 указана Захарова Л.И., которой отказано в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> в кадастровым <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предусматривает строительство хозяйственных строений (не являющихся объектами капитального строительства), а в соответствии с Земельным кодексом РФ право на строение не определяет право на приобретение земельного участка в собственность, а также действующая редакция ЗК РФ не предполагает выкуп земельного участка для огородничества без проведения торгов (л.д. 41); копия заключения для предоставления земельного участка в собственность за плату, в котором указано, что ограничения оборотоспособности земельного участка отсутствуют (л.д. 43-44), копия протокола, где под номером 456 указана Захарова Л.И. с указанием: учитывая наличие на земельном участке недвижимости, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, согласовать проект постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка для дальнейшего предоставления в собственность в соответствии со ст.ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (л.д. 46), проект договора купли-продажи земельного участка и передаточного акта (л.д. 85-87, 88), копия заявления Захаровой Л.И. от 29.08.2016г. о предоставлении ей земельного участка в собственность за плату без проведения торгов на основании ст. 39.3 ЗК РФ для ведения огородничества (л.д. 89), к которому была приложена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности от 18.06.2015г. на нежилое здание площадью <данные изъяты> в <номер> (л.д. 93); копия кадастрового паспорта на данное здание (л.д. 94—96); выписка из ЕГРП на него (л.д. 97-98); кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 99-100) и уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на данный земельный участок (л.д. 101).
В материалы дела представлена копия дела правоустанавливающих документов на здание в кадастровым <номер> в <адрес>, площадью <данные изъяты> (л.д. 113-140)
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип целевого назначения земель, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 этого Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 этого Кодекса.
Положениями подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 этого Кодекса.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
При этом, закон особо оговаривает, что право собственности реализуется в соответствии с целевым назначением земельного участка (п. 2 ст. 7 ЗК) и его разрешенным использованием (ст. 42 ЗК).
В силу положений ст.134 ГК РФ погреб, расположенный на земельном участке, заявленном Захаровой Л.И., является принадлежностью основной вещи - части домовладения <адрес>, что подтверждается решением Серпуховского городского суда Московской области от 03.08.2012г. и (л.д.12-17) и материалами технической инвентаризации (л.д.20-29). При этом, площадь застройки погреба, как его надземной, так и подземной части, не указана.
Из заявления Захаровой Л.И. от 29.08.2016г., административный истец просила предоставить ей земельный участок площадью <данные изъяты> в собственность за плату без проведения торгов на основании ст. 39.3 ЗК РФ для ведения огородничества, с указанием о том, что на данном земельном участке находится здание (нежилое).
Доказательства того, что испрашиваемый Захаровой Л.И. земельный участок в в <адрес> может использоваться под заявленные цели, материалы дела не содержат.
При этом, как отмечено в иске, капитальное сооружение (погреб), предназначенное для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращивания сельскохозяйственной продукции, является строением, сопутствующим основному объекту - части жилого дома, что установлено решением суда от 03.08.2012года.
При таких обстоятельствах испрашиваемый Захаровой Л.И. земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, разрешенный вид использования которого предусматривает «ведение огородничества», но на котором расположено капитальное строение, не соответствующее основному виду разрешенного использования земельного участка, не мог быть предметом договора купли-продажи по основаниям нахождения такого объекта недвижимости на нем, в связи с чем, отказ администрации Серпуховского муниципального района Московской области в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества, является правомерным, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных Захаровой Л.И. требований, суд исходил из того, что Захарова Л.И. является собственником капитального объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке с разрешенным видом использования для «ведения огородничества», вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать характеру его использования, в данном же случае на спорном земельном участке существует нежилое здание, а наименование объекта капитального строительства, расположенного на данном участке, не позволяет установить его соответствие виду разрешенного использования земельного участка.
Суд также принимает во внимание, что Захаровой Л.И. не представлено доказательств нарушения оспариваемым отказом ее прав и законных интересов, принимая во внимание также то, что членом садоводческого товарищества она не является.
Кроме того, выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с видом разрешенного использования «ведение огородничества» собственниками капитальных сооружений без проведения торгов действующим земельным законодательством не предусмотрен, о чем правомерно отмечено в оспариваемом отказе.
Согласно части 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Так, ст. 1 Закона Московской области от 17 июня 2003 года N 63/2003-ОЗ установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - 2 га, садоводства или дачного строительства - 0,06 га, огородничества - 0,04 га.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
Из вышеприведенных норм, следует, что земельные участки, предназначенные для расположения на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона об их использовании в соответствии с целевым назначением и о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка.
Однако истцом не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка, с учетом площади, необходимой для использования объекта недвижимости, с учетом минимального размера земельного участка, который, в силу указанных выше норм, может быть предоставлен в собственность для ведения огородничества.
Ссылка представителя административного ответчика администрации Серпуховского муниципального района Московской области о том, что оспариваемый отказ вынесен в соответствии с действующим законодательством на основании решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, оформленное протоколом от 17.11.2016г. № 45 п. 653, отклоняется как несостоятельная.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Принимаемые межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области решения являются предварительными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Захаровой Л. И. о признании незаконным отказа администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 01.12.2016года № 1757/411 в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> в <адрес>, обязании согласовать проект договора купли-продажи земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина
Мотивированное решение изготовлено 03.04.2017г.