Дело № 12 - 4/2015 14.01.2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Свердловского районного суда г. Перми Роготнева Л.И.
при секретаре Мингараевой Ю.Ю.
с участием представителя юридического лица Суворова С.А. (по доверенности)
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Пермь, ул. Г. Хасана д 6 административное дело по жалобе ООО «Механические мастерские хлебопродуктов» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное государственным инспектором Пермского края по охране природы государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Кырчанова Д. В. о привлечении к административной ответственности,
у с т а н о в и л а:
Постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Механические мастерские хлебопродуктов» было признано виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ. выявлено, что общество при осуществлении деятельности по адресу: <адрес> допустило сбор и хранение отходов производства и потребления вне специальных мест и контейнеров – металлолом, бытовой мусор, строительный мусор – на почве, а также производит сжигание отходов производства и бытового мусора в контейнерах, установленных на площадке с твердым покрытием, без использования специальных установок, что привело к загрязнению атмосферного воздуха в нарушение требований ст. 10, 11 федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 18 федерального закона от 4.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 51 федерального закона от 10.01.2001г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3.7 СанПиН 2.1.7.322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», т. е. общество совершило правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 120000 руб.
В жалобе общество просит постановление отменить, а производство по делу прекратить, указав, что общество не является лицом, виновным в совершении, указанных в постановления, нарушений требований закона, поскольку не является владельцем земельного участка и контейнеров для сбора отходов и мусора, им является другое лицо. На территории с адресом <адрес> они только арендуют несколько производственных помещений у собственника. Кроме них, по этому адресу расположены еще нескольку юридических лиц, а также деятельность осуществляет собственник имущества. По договору аренды нежилых помещений, сбором и вывозом мусора занимается собственник помещений и земельного участка. Никаких доказательств в материалах дела вины общества в допущенных нарушениях нет.
В суде представитель юридического лица на доводах жалобы настаивает полностью, пояснил, что по данному адресу общество никакой деятельности на день проверки не вело, соответственно, и не имело отходов, поскольку только заключило договор аренды. Представитель инспекции помещения, которые они арендовали, не осматривал, ничего не проверял. Зайдя на территорию, обратился только в их офис, узнал назначение их организации и все. Поэтому выводы в постановлении и нарушении обществом требований закона сделаны только на предположениях.
Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, а также материалы к постановлению № 244, представленные государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, судья приходит к следующему:
Согласно ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствие с требованиями ст. 10 ч.1 федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления», при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
Исходя из требований ст. 11 закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Ст.18 федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4.05.1999г. (редакция 29.12.2014г.) предусматривает, что ч.1. Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Ч.2. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
Ч.3. Места хранения и захоронения, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно требованиям ст. 51 федерального закона Российской Федерации от 10.01.2001г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (редакция 24.11.2014г.), ч.1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
ч.2. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
П. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 устанавливает, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Исследованными доказательствами установлено, что по поручению Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края была проведена проверка территории по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки установлено, что на земельном участке по данному адресу имеется асфальтированная площадка, на которой установлены 15 контейнеров для сбора отходов производства и бытового мусора. При этом в данных контейнерах допускается сжигание мусора, часть отходов мусора находится на почве, что подтверждается копией протокола осмотра (л.д. 19- 20).
Согласно копии договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 25-29), ООО «Механические мастерские хлебопродуктов» получило от собственника в возмездную аренду нежилые помещения в производственных корпусах – литеры В, В1, Д, Д1, Е. При этом арендодатель (собственник имущества) по договору аренды принял на себя обязательства по сбору и вывозу отходов и мусора.
Согласно копиям свидетельств о регистрации права собственности (л.д. 30-35), плана земельного участка (л.д.36), собственником указанных производственных корпусов и земельного участка общей площадью 8149, 29 кв. м по адресу: <адрес>, является ФИО
В суде представитель общества пояснил, что после заключения договора аренды общество только открыло один офис, но не успело еще начать производственную деятельность в арендованных помещениях.
Иных доказательств, что на ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Механические мастерские хлебопродуктов» осуществляло какую – либо деятельность по адресу, что приводило к образованию отходов производства и бытового мусора, занималось сбором и временным хранением отходов и мусора в материалах дела к постановлению № не имеется.
Следовательно, на совокупности исследованных доказательств, судья приходит к выводу, что доказательств события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, в действиях (бездействии) ООО «Механические мастерские хлебопродуктов» не имеется. Поэтому выводы должностного лица о нарушении обществом требований нормативных актов, регулирующих вопросы охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, сделаны на предположениях, они не соответствуют обстоятельствам дела, следовательно, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. подлежит отмене.
В связи с тем, что отсутствуют достоверные и допустимые доказательства вины ООО «Механические мастерские хлебопродуктов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, постановление отменено, производство по делу в отношении общества подлежит прекращению на основании требований ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное государственным инспектором Пермского края по охране природы государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Кырчановым Д.В. отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Механические мастерские хлебопродуктов» за отсутствием состава правонарушения.
Решение в течение 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: Л.И. Роготнева.