Решение по делу № 5-2314/2012 от 21.12.2012

Решение по административному делу

                                                                                                                    Дело № 5-2314/2012                                                                                                                                                                                                                           

                                                  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                                                                                                                                           

21 декабря 2012 года                                                                                            город Усинск 

Мировой судья Пармского судебного участка города Усинска  Республики Коми Подоляк Л.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми», расположенного по адресу: гор.Усинск, ул. <АДРЕС>, привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

            Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка по сообщению и.о. руководителя Печорского управления Ростехнадзора <ФИО1> о разливе нефтепродуктов в районе <АДРЕС> принадлежащей <ИНОЕ> эксплуатируемой управляющей компанией ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Поверкой установлено,что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нарушаются требования законодательства регламентирующего вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.

           В ходе проверки установлено, что в период с <ДАТА2> по <ДАТА3> сотрудниками Ухтинского территориального отдела Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена внеплановая выездная проверка <ИНОЕ> в ходе которой были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства и недропользования. В районе <АДРЕС> Нибельского месторождения имелись три сообщающихся между собой котлована, наполненные нефтепродуктами, вокруг котлованов (по берегу) происходило истечение НСЖ с переходом из одного котлована в другой и истечением в виде ручейков за пределы котлованов вниз по склону в зону леса. По всей территории <АДРЕС> был разбросан мусор:  металлические трубы и металлические конструкции.

           В ходе прокурорской проверки с выездом <ДАТА4> к <АДРЕС> установлено. Скважина находится в бездействии. Вокруг скважины имеется обваловка размерами 30х30 м. Западнее обваловки, участок, где ранее находились котлованы, наполненные НСЖ, спланирован грунтом на площади 60х30 м (1800 м в квадрате). В 80 метрах северо-западнее скважины по понижению склона (за границами спланированного участка) имеется участок загрязненный нефтью размерами 5х7 м. (35 метров в квадрате). На данном участке имеется две ямы размерами 1х0,6м глубиной 0,6м и 1,2х0,6м глубиной 0,6м дно и стенки которых замазучены нефтью. По результатам отбора проб почвы и проведенного количественного химического анализа установлено превышение фонового содержания нефтепродуктов (менее 0,023 мг/г) на спланированном грунтом участке размерами 60х30м от 2 до 45 раз (от 0,052 мг/г до 1,04 мг/г). Отобранные пробы почвы на участке размерами 5х7м показали превышение фонового содержания нефтепродуктов в 7 391 раз (170мг/г).

            В соответствии с договором о передаче полномочий исполнительных органов Общества от <ДАТА5>, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» является управляющей компанией, принявшей и осуществляющей закрепленные уставом <ИНОЕ> полномочия исполнительного органа Общества.

             В соответствии с Уставом <ИНОЕ> основными видами деятельности Общества являются: добыча нефти, газа и других полезных ископаемых и их переработка; разведка и разработка нефтяных месторождений; бурение;  транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов пр.

           Лицензия на право пользования недрами <НОМЕР>  от <ДАТА6> на добычу углеводородного сырья на <АДРЕС> выдана <ИНОЕ> на срок до <ДАТА>.

             <АДРЕС> зарегистрирована по праву собственности за <ИНОЕ> на основании плана приватизации.

           ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеет договор страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте (причинение вреда окружающей среде - экологическое загрязнение <НОМЕР> от <ДАТА7>). В перечень опасных производственных объектов к данному договору входит и фонд скважин Нибельского месторождения, расположенного в <АДРЕС>.

           Согласно протоколу заседания территориального отделения Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию по Тимано-Печорской провинции  от <ДАТА8>, на указанную дату фонд скважин Нибельского месторождения составляет 60 скважин из них 31 бездействующие, 26 ликвидированных, 2 контрольные, 1 в ожидании ликвидации. <ИНОЕ> постановило рекомендовать <ИНОЕ> в течение двух лет выполнить программу по консервации скважин.

            Однако согласно акту проверки Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от <ДАТА3> скважины <НОМЕР> Нибельского месторождения находятся в бездействии, на устье установлена фонтанная арматура. <ИНОЕ> меры по сокращению бездействующего фонда газовых скважин Нибельского месторождения не принимаются. В <ДАТА> работы по физической ликвидации газовых скважин <НОМЕР> не проведены.

            Согласно информации, представленной и.о. директора <ИНОЕ> ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» <ФИО2> от <ДАТА9> <НОМЕР>, о выполнении мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки Ростехнадзора (акт от <ДАТА3>) в части рекультивации нефтезагрязненных земель в районе <АДРЕС>, по состоянию на <ДАТА10>, <ИНОЕ> ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» произведена откачка жидкой фракции вывозом НСЖ в объеме 70 м в кубе на дренажные колодцы ГНСП-3 КЦДНГ-1  и ликвидация котлованов. Выполнена зачистка нефтезагрязненной территории со сбором и вывозом загрязненного грунта в объеме 74 м в кубе на шламонакопитель Западно-Тэбукского месторождения. Произведена планировка зачищенной территории. Восстановлена обваловывание территории <АДРЕС>. В период <ДАТА> зачищена от гудронированных остатков НСЖ территория 7х5 м с двумя приямками, которая была выявлена в ходе проверке <ДАТА4>.

             Таким образом, управляющей компанией ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» проводились работы по ликвидации разливов нефти на <АДРЕС>.

             Согласно ст.14 Федерального Закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять  обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

            В соответствии с требованиями Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен  быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению  и ликвидации разливов нефти  и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Организации, имеющие опасные производственные объекты обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

            Приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года № 621 утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

             В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к названному Федеральному закону.

            В соответствии с Приложением № 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

            В соответствии с требованиями ст.10 Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Кроме того, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

             Согласно информации ВрИО начальника Главного управления МЧС России по Республике Коми <ФИО3> <НОМЕР> от <ДАТА16>, согласно Перечню опасных производственных объектов, зарегистрированных в территориальном разделе государственного реестра опасных производственных объектов Печорского управления Ростехнадзора по состоянию на <ДАТА17>, фонд скважин Нибельского месторождения находится на балансе <ИНОЕ> ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». <ИНОЕ> ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» разработан и введен в действие план по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, действительный до <ДАТА18>, которым должны быть предусмотрены меры по предотвращению, локализации  (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на Нибельском нефтяном месторождении. <ИНОЕ>план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Нибельского месторождения для согласования не представляло.

            Представленный управляющей компаний ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» утвержденный и согласованный в установленном порядке план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах <ИНОЕ> ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не учитывает производственные объектыНибельского нефтегазового месторождения и не содержит плановых мероприятия по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах данного месторождения. <ИНОЕ> план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Нибельского месторождения не имеет.

            Согласно объяснению законного представителя <ИНОЕ> <ФИО4> (доверенность <НОМЕР> от <ДАТА19>), по факту загрязнения почв лесного участка в районе <АДРЕС> на территории Сосногорского района Республики Коми в квартале № 28 Нижнеомринского лесничества ГКУ «Троицко-Печорского лесничества»,пояснил, что карьеры с нефтесодержащей  жидкостью в районе <АДРЕС> являются прудами отстойниками, по всей видимости, они были организованы в процессе хозяйственной деятельности недропользователя в прежние годы (до <ДАТА> точную дату назвать не может). <ИНОЕ> приняты меры по ликвидации указанных карьеров и ликвидации  загрязнения участка земель лесного фонда (5х7м) за пределами спланированного участка (который был выявлен в ходе проверки <ДАТА4>). В части превышения содержания нефтепродуктов в почве на спланированном участке полагает, что это результат длительной инфильтрации НСЖ из прудов отстойников на окружающий их участок. В настоящее время скважина <НОМЕР> находится в бездействии, ожидается ее ликвидация. Всего в ожидании ликвидации по данному месторождению 13 скважин. В части отсутствия плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нетфепродуктов на объектах Нибельского месторождения считает, что, так как Нибельское месторождение фактически не эксплуатируется с <ДАТА>, добыча нефти прекращена (весь  фонд скважин либо находится в бездействии, либо ликвидирован) указанный План на данные производственные объекты не нужен. В связи с этим Нибельское месторождение нефти не включено в ПЛАРН <ИНОЕ> как объект, на котором возможны аварийные разливы нефти и нефтепродуктов.

             Однако как установлено в ходе проверки объекты <АДРЕС> (фонд бездействующих скважин) являются опасными производственными объектами, связанными с добычей нефти и газа. Кроме того, необходимость применения плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Нибельского месторождения подтверждается ликвидацией разлива нефтесодержащей жидкости в районе <АДРЕС> и загрязнением нефтепродуктами участка земель лесного фонда.

           По результатам проведенной проверки <ДАТА20> в отношении <ИНОЕ> было возбуждено дело об административном производстве по ч.1 ст.20.6. КРФоАП.

           Постановлением мирового судьи Пармского судебного участка Усинска Республики Коми от <ДАТА21> производство по делу о данном административном правонарушении в отношении <ИНОЕ> было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

           В период с <ДАТА22> по <ДАТА23> Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена дополнительная проверка.

          Согласно информации начальника Главного управления МЧС России по Республике Коми <ФИО5> <НОМЕР> от <ДАТА24>, в адрес Главного управления МЧС России по Республике Коми информация о корректировке плана но предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов <ИНОЕ> ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с момента его утверждения <ДАТА25> не поступала.

           Таким образом, проверкой установлено, что предприятием ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» до настоящего времени допускается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийтехногенного характера.

             Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой в целях надлежащего уведомления руководства предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении направлено требование <НОМЕР> от <ДАТА22>.

           Согласно объяснению законного представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»       <ФИО6>после выявления загрязнения почв лесного участка в районе <АДРЕС>ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» были проведены работы по ликвидации карьеров заполненных НСЖ, жидкие фракции были вывезены на УПСВ Западно-Тэбукского месторождения, загрязненный грунт в шламонакопители Западно-Тэбукского месторождения, территория была спланирована бульдозером. До настоящего времени скважина <НОМЕР> находится в бездействии, запланирована ее ликвидация. Всего в ожидании ликвидации по Нибельскому месторождению 13 скважин. В части отсутствия плана по предупреждению иликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Нибельского месторождения считаю, что, так как Нибельское месторождение обозначено в схеме (в приложении к ПЛАРН) то данной ссылки достаточно для применения ПЛАРНА <ИНОЕ> ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и на объекты Нибельского месторождения, обслуживаемого комплексным цехом по добыче нефти игаза №1. В настоящее время разработан новый ПЛАРН <ИНОЕ> ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», который находится в стадии согласования. Данный План содержит объекты Нибельского месторождения.

             Допустив эксплуатацию опасных производственных объектов при отсутствии разработанного и согласованного в установленном законом порядке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нарушены требования ст.14 Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994, то есть совершено правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность ч.1 ст.20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

            Данное правонарушения является длящимся, поскольку с <ДАТА> (с даты получения лицензиина право пользования недрами <НОМЕР> и передачи объектов Нибельского месторождения в эксплуатацию ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») и по настоящее время у ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» отсутствует разработанный и согласованный в установленном порядке план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах.

            Датой выявления правонарушения, совершенного ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» является срок окончания дополнительной проверки, то есть <ДАТА23>.

            Местом совершения правонарушения является место нахождения опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (фонд скважин) на Нибельском нефтегазовом месторождении, расположенного в <АДРЕС> Республики Коми в 120 километрах к юго-западу от г. Ухты.
              В судебном заседании представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»  <ФИО7>, которой были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вину в совершении административного правонарушения не признала, просит прекратить дело об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», за малозначительностью.     

            Вина ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» подтверждается актом обследования от <ДАТА4>, схемой осматриваемых участков, служебной запиской главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по РК  <ФИО8> от <ДАТА28>, сопроводительным письмом и.о. руководителя Ростехнадзора <ФИО1> от <ДАТА17>, актом проверки от <ДАТА3>, информацией о выполнении мероприятий по  скв. 45 Нибельского м-ния и.о. директора <ИНОЕ> ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»  <ФИО2> от <ДАТА9>, объяснением <ФИО4>, <ФИО6>, информацией ГУ МЧС России по РК от <ДАТА16> и от <ДАТА24> и другими материалами дела.

            Оснований для признания малозначительности совершенного ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» правонарушения суд не установил, поскольку невыполнение обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера является существенным нарушением общественных правоотношений.   

           Исследовав материалы дела, суд находит вину ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в совершении административного правонарушения доказанной и квалифицирует его действия по ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на объектах производственного или социального назначения. 

            Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

            На основании изложенного и руководствуясь  ст. ст. 20.6 ч.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

            Назначить ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере  100000 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты перечисления суммы административного  штрафа: получатель УФК по РК (ОФК 1, Прокуратура Республики Коми (л/сч 04071149290), ИНН 1101481623, КПП 110101001, Банк Получателя ГРКЦ НБ РК Банка России г.Сыктывкар, БИК 048702001, ОКАТО 8741000000, р/с 40101810000000010004, КБК 41511690010016000140. Постановление по делу №5-2314/2012 от 21.12.2012.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КРФоАП; неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Копию постановления вручить представителю ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», направить в Печорскую природоохранную межрайонную прокуратуру.

Копию квитанции об уплате штрафа необходимо представить в Пармский судебный участок гор. Усинска Республики Коми по адресу: гор. Усинск, ул. Ленина, дом 10.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Усинский  городской суд Республики Коми в течение 10 суток через мировой суд  Пармского судебного участка города Усинска Республики Коми.

Мировой судья                                                                                                      Л.А.Подоляк

5-2314/2012

Категория:
Административные
Суд
Пармский судебный участок г. Усинска
Судья
Подоляк Людмила Алексеевна
Статьи

ст. 20.6 ч. 1

Дело на странице суда
parmsky.komi.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее