Дело № 2а-281/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Бай-Хаак 24 декабря 2019 года
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Бадыраа Ш.Х.,
при секретаре Оюн Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации сумона Дургенский Тандинского кожууна Республики Тыва о признании бездействия по постановке на государственный кадастровый учет безхозяйную Хоорскую оросительную систему незаконным и о возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет безхозяйную Хоорскую оросительную систему,
у с т а н о в и л:
<адрес> Республики Тыва ФИО2 обратился в суд с вышеназванным административным иском к администрации сумона Дургенский Тандинского кожууна.
В обоснование иска указав, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры Республики Тыва проведена проверка исполнения законодательства о постановке на учет бесхозяйных оросительных систем на территории <адрес> и оформления правоустанавливающих документов. Установлено, что на территории <адрес> Хоорская оросительная система, находящаяся на территории сельского поселения сумона Дургенский, является бесхозяйным. Администрацией сельского поселения сумона Дургенский меры по постановке на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта не приняты. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района председателю администрации сельского поселения сумона Дургенский внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Указанное представление рассмотрено только ДД.ММ.ГГГГ. Из представленного ответа администрации сельского поселения сумона Дургенский следует, что оформление правоустанавливающих документов Хоорской оросительной системы не начата ввиду отсутствия денежных средств администрации. Таким образом, со стороны администрации сельского поселения сумона Дургенский имеет место бездействие в сфере исполнения законодательства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с чем, просит суд признать бездействие администрации сельского поселения сумона Дургенский по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйную Хоорскую оросительную систему незаконным, обязать администрацию сельского поселения сумона Дургенский в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу поставить на государственный кадастровый учет бесхозяйную Хоорскую оросительную систему.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – председатель администрации сельского поселения сумона Дургенский ФИО8 с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что за Хоорскую оросительную систему администрация сумона Дургенский не отвечает.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» ФИО4 в судебном заседании пояснил, что необходимые документы для оформления Хоорской оросительной системы администрация Тандинского кожууна уже готовит, в январе следующего года документы они должны уже получить.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС Российской Федерации.
Анализ положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Республики Тыва поступило обращение министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва об оказании содействия по вопросам надлежащего использования и государственной регистрации муниципальными образованиями права муниципальной собственности на бесхозяйные сооружения – оросительные системы.
Согласно перечню бесхозяйных оросительных систем на территории Республики Тыва, в <адрес> указаны: Шанганская; Кочетовская; Хоорская, Дургенская и Сосновская.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес председателя администрации сельского поселения сумона Дургенский ФИО5, внесено представление №в-2019 об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано, что Хоорская оросительная система, находящаяся на территории сельского поселения сумона Дургенский, является бесхозяйным, администрацией сумона меры по постановке на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта не приняты. Поэтому требует, принять конкретные меры по устранению указанных нарушений закона.
На указанное представление прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ председателем администрации сельского поселения сумона Дургенский ФИО5 направлен ответ о том, что в связи с отсутствием денежных средств администрацией сумона Дургенский не начата оформление правоустанавливающих документов.
Первый заместитель председателя администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» ФИО6 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на то же представление прокуратуры района сообщает, что Хоорская, Кочетовская оросительные системы бесхозяйные, Шанганская оросительная система находятся в муниципальной собственности, имеет кадастровый номер, Дургенская оросительная системы находятся в муниципальной собственности, в настоящее время передано на безвозмездное пользование на основании постановления администрации кожууна.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В силу п. 5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, приведенная выше правовая норма, регулирующая порядок обращения с бесхозяйными вещами, в том числе бесхозяйными недвижимыми вещами, возлагает на орган местного самоуправления, на территории которого находится данное имущество, обязанность обратиться с заявлением о постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Хоорская оросительная система в настоящее время на государственный кадастровый учет не поставлена, является бесхозяйной.
Согласно истребованному по запросу суда ответа и.о. начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хоорская и Кочетовская оросительные системы расположены на землях сельскохозяйственного назначения, техническое состояние оросительных систем - исправное.
Согласно представленной выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 17:10:0000000:619, с месторасположением магистральный канал Хоорской оросительной системы, с видом разрешённого использования гидротехнические сооружения, является собственностью администрации Тандинского кожууна Республики Тыва.
Поскольку в данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи – объекта, который является инженерным сооружением, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, собственником которого является администрация Тандинского кожууна, а также с учетом положений ч. 3. и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возложение обязанности по поставке на государственный кадастровый учет бесхозяйной Хоорской оросительной системы на администрацию сельского поселения сумона Дургенский Тандинского кожууна не отвечает требованиям закона.
При таких обстоятельствах, исследовав представленные доказательства, оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит выводу о том, что исковые требования прокурора о признании бездействия администрации сумона <адрес> незаконным и о возложение обязанности по постановке на государственный кадастровый учет безхозяйную Хоорскую оросительную систему не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации сумона Дургенский Тандинского кожууна Республики Тыва о признании бездействия по постановке на государственный кадастровый учет безхозяйную Хоорскую оросительную систему незаконным и о возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет безхозяйную Хоорскую оросительную систему отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ш.Х. Бадыраа