Дело №а-1836/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Белогорского городского суда <адрес> Барташевич А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Клементьевой О. А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Клементьевой О.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копейки, пени по земельному налогу <данные изъяты> копеек, по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> копейки, а всего <данные изъяты> копейку.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Клементьева О.А. в силу ст. 388 НК РФ являлся плательщиком земельного налога. За административным ответчиком числился земельный участок по адресу <адрес>. В установленный законом срок обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком не исполнена, в результате чего начислена пеня.
Клементьева О.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц. За административным ответчиком числились жилой дом в <адрес>,квартира в <адрес>, квартира по <адрес> в <адрес>, квартира в <адрес>. Сумма налога составила.- <данные изъяты>.
Клементьева О.А. в силу ст. 357 НК РФ являлся плательщиком транспортного налога. В 2014г. за административным ответчиком числилось транспортное средство <данные изъяты>, гос. знак №, налоговая база <данные изъяты>, ставка - <данные изъяты> Сумма налога составила за 2014г.- <данные изъяты> рублей. В установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком не исполнена, в результате чего начислена пеня.
В установленный законом срок обязанность по уплате налога на имущество физических лиц административным ответчиком не исполнена, в результате чего начислена пеня.
В адрес ответчика по почте были направлены требования об уплате налога в добровольном порядке, однако указанные требования в установленный срок не исполнены. В настоящее время за Клементьевой О.А. числится задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты>, земельному налогу в транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копейки, пени по земельному налогу <данные изъяты> копеек, по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> копейки, а всего <данные изъяты> копейку.
На основании ст. 292 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке
упрощенного производства.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно п. 4 ст. 391 для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 397 НК РФ срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является
основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Из материалов дела усматривается, что является налогоплательщиком земельного налога, недоимка по пени <данные изъяты> копеек.
Клементьева О.А. являлась плательщиком налога на имущество физических лиц. Согласно пунктов 1,2 ст. 1 и пункта 1 статьи 2 Закона РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогооблажения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения.
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица собственники имущества, признаваемого объектом налогооблажения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона РФ «О налогах на имущество» ставки на строения, помещения, сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
На основании сведений регистрирующих органов, поступивших в налоговый орган, сформировано и направлено по почте налогоплательщику налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Из материалов дела усматривается, что за административным ответчиком числились жилой дом в <адрес>,квартира в <адрес>, квартира по <адрес> в <адрес>, квартира в <адрес>. Сумма налога составила.- <данные изъяты> копейки.
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками -физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые
представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Срок уплаты транспортного налога на территории Амурской области составляет не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 4 3акона Амурской области "О транспортном налоге на территории Амурской области) от 18 ноября 2002 года № 142-03, ч. 2 ст. 363 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения обязательств).
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Из материалов дела усматривается, что Клементьева О.А. является налогоплательщиком транспортного налога, объект налогообложения является транспортное средство – <данные изъяты> <данные изъяты> гос. знак №, налоговая база <данные изъяты>, ставка - <данные изъяты>. Сумма налога составила за 2014г.- <данные изъяты>.
Поскольку в установленные сроки Клементьевой О.А. обязанность по уплате налога не исполнена в полном объеме, в результате чего начислена пеня в размере <данные изъяты> копейки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Поскольку в установленные сроки Клементьевой О.А. обязанность по уплате налога не исполнена в полном объеме, ответчику направлено требование № об уплате налогов, установлен срок исполнения требования - до 25.12.2015г.
На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть
направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с
законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, могут быть восстановлены судом.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взыск5анием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым
кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-0-0).
Из материалов дела следует, что административным истцом вынесено: № об уплате недоимки по земельному налогу, транспортному налогу установлен срок исполнения требования - до 25.12.2015г.
Действующим законодательством предусмотрено, что если налоги и обязательные платежи взыскиваются с граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, то налоговые органы имеют право обратиться в суд общей юрисдикции для выдачи судебного приказа (ст. 48 НК РФ ист. 17.1 КАС РФ) при отсутствии спора о праве. Если же налогоплательщик не согласен с предъявленными требованиями (имеется спор о праве) либо судебный приказ отменен (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ), то налоговый орган обращается в суд в порядке искового производства.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Учитывая, что в суд с настоящим иском МИ ФНС России № по <адрес>
обратилась ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требования № установлен - до 25.12.2015г., административным истцом не представлено доказательств обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Клементьевой О.А. задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, а равно подачи иска в суд о взыскании названной суммы задолженности в установленном порядке, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен без уважительных причин срок для обращения в суд с иском.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к Клементьевой О. А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу, пени - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский
городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Белогорского городского суда Барташевич А.В.