Судья: Кострова Т.В.
Докладчик: Акинина Е.В. Дело № 33-3418
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«24» марта 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.
и судей: Хомутовой И.В., Сорокина А.В.
при секретаре Амосовой Т.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области ФИО2 на решение Центрального районного суда г.Кемерово
от 03 ноября 2015 года
по иску Гурьянова В.А., Гурьяновой В.Е. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании права на надбавку к пенсии по потери кормильца, о перерасчете пенсии,
установила:
Гурьянов В.А., Гурьянова В.Е. обратились в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области о признании права на надбавку к пенсии по потере кормильца и перерасчёте пенсии.
Требования мотивированы тем, что они являются родителями погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей в результате боевых действий на территории <адрес> ФИО1
В связи с гибелью ФИО1 при исполнении им служебных обязанностей, Гурьянову В.А. (отец), Гурьяновой В.Е. (мать) была назначена пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку они являются получателями пенсии по случаю потери кормильца, то они имеют право на установление надбавки к пенсии, предусмотренной ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, а также на перерасчёт выплаченной ранее пенсии.
ГУ МВД РФ было отказано в начислении надбавки, поскольку надбавка предусмотрена только для лиц, имеющих статус «ветеран боевых действий» и имеющих соответствующее удостоверение.
С данными выводами не согласны, полагают отказ ГУ МВД РФ незаконным.
Просили признать право Гурьянова В.А., Гурьяновой В.Е. на получение надбавки к пенсии, предусмотренной п. «г» ч 1 ст.45 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей», обязать ответчика выплачивать им пенсию с учётом надбавки к пенсии, предусмотренной п. «г» ч 1 ст. 45 указанного Закона от 12.02.1993 № 4468-1 с последующей индексацией, обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии по потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учётом повышения в размере 32% расчётного размера пенсии, указанного в части первой ст. 46 указанного Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 и выплатить полученные денежные средства.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 03 ноября 2015 года постановлено:
Признать право Гурьянова В.А., Гурьяновой В.Е. на получение надбавки к пенсии, предусмотренной п. «г» ч.1 ст. 45 Закона от 12.02.1993г.№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел РФ по Кемеровской области с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать Гурьянову В.А. и Гурьяновой В.Е. пенсию с учётом надбавки к пенсии, предусмотренной п. «г» ч.1 ст.45 Закона от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» с последующей индексацией.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел РФ по Кемеровской области произвести перерасчёт пенсии по потере кормильца Гурьянову В.А. и Гурьяновой В.Е. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учётом повышения в размере 32% расчётного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона от 3.12.2007г. №319-Ф3) и выплатить недополученные денежные средства.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что истцы не обладают правом на получение надбавки к пенсии, предусмотренной ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, поскольку статуса «ветеран боевых действий» не имеют. Считает, что судом неверно применены нормы материального права, поскольку данный Закон прямо указывает на конкретный перечень категорий пенсионеров, куда отнесены и ветераны боевых действий, которым за особые услуги перед Отечеством государство гарантирует повышение уровня пенсионного обеспечения по сравнению с другими пенсионерами, не имеющими аналогичных личных заслуг. Полагает, что льготное пенсионное обеспечение связано с личностью получателя пенсии, наличием у него соответствующих званий и статуса, но не лица, в связи с гибелью которого произведено начисление пенсии по случаю потери кормильца. Указывает, что ссылка на ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 на повышение пенсии некоторым категориям пенсионеров, получающим пенсию по случаю потери кормильца, относится к тем лицам, которые сами принимали участие в боевых действиях.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились истцы и представитель ответчика и не сообщили о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327, п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Гурьянова В.А. и Гурьяновой В.Е.-Филатова В.В., действующего на основании доверенности, просившего решение суда оставить без изменения, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда правильным и не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии) назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ в вышеуказанную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32% расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Тем самым, пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 определён круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (статья 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ). В то же время данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение пункта «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 возможно только в системной связи с пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ.
Подпункты 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 г., в связи с чем именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на её повышение в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сын истцов Гурьянова В.А. и Гурьяновой В.Е. - ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел на основании приказа УВД г.Прокопьевска № от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился в служебной командировке в <адрес>, где в составе <данные изъяты> УВД Кемеровской области принимал участие в боевых действиях.
<данные изъяты> ФИО1 погиб при исполнении служебных обязанностей в результате боевых действий на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказа УВД г.Прокопьевска № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключён из списков личного состава в связи со смертью с ДД.ММ.ГГГГ.
Отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области родителям погибшего Гурьянову В.А. и Гурьяновой В.Е. пенсия по случаю потери кормильца была назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцы Гурьянов В.А. и Гурьянова В.Е. обратились к ответчику с заявлениями об установлении надбавки к пенсии и перерасчёте пенсии.
В перерасчёте пенсии истцам Гурьяновым было отказано, в связи с отсутствием права, о чем указано в письмах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных фактических обстоятельств, руководствуясь вышеприведёнными требованиями закона, пришёл к выводу, что право истцов на получение надбавки к пенсии следует признать с ДД.ММ.ГГГГ - даты обращения к ответчику с соответствующим заявлением, и на перерасчёт пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, т.е. не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведёнными в решении суда выводами.
В силу пункта «б» части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 перерасчёт размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчёт размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрёл право на перерасчёт размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчёт размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1).
Согласно приведённой норме перерасчёт пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимыми документами являются документы, подтверждающие фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды.
Учитывая, что обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, является отнесение к ветеранам боевых действий новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в соответствующий орган с заявлением о перерасчете пенсии.
Принимая во внимание, что заявление на перерасчёт пенсии по случаю потери кормильца истцами подано ДД.ММ.ГГГГ, то с этой даты истцы имеют право на получение надбавки к пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной п. «г» части 1 статьи. 45 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и Главное управление Министерства внутренних дел РФ по Кемеровской области обязано производить выплату указанной надбавки, а также имеет право на получение разницы между новым и прежним размерами пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии.
Доводы жалобы ГУ МВД России по Кемеровской области о том, что истцы не обладают правом право на получение указанной надбавки к пенсии по случаю потери кормильца, являются несостоятельными.
Ответчик не учитывает прямое указание статьи 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 о том, что в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого Закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца, а также положения Федерального закона от 27.11.2002 № 158-ФЗ, позволяющие считать ветеранами боевых действий сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, погибших в ходе выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнения задач в условиях контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года и не имевших возможности получить удостоверения ветерана боевых действий установленного образца, выдача которых началась по постановлению Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что <данные изъяты> УВД г.Прокопьевска ФИО1 находился в служебной командировке в <адрес>, в составе <данные изъяты> УВД Кемеровской области принимал участие в боевых действиях и погиб при исполнении служебных обязанностей в результате боевых действий на территории <адрес>.
Судебная коллегия считает правильным признание судом первой инстанции того, что истцы, как члены семьи ветерана боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на её повышение в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
Доводы апелляционной жалобы на решение суда основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, при этом судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г.Кемерово от 03 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: