Судья Калинина Н.И. N 33-859
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Няшина В.А., судей Овчинниковой Н.А., Позолотиной Н.Г., с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., при секретаре Роговой Т.Н.,
рассмотрела 25 января 2012 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Земского Собрания Очерского муниципального района Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 12 декабря 2011 года, которым постановлено:
Признать Решение Земского Собрания Очерского муниципального района от 21.10.2011 года № 97 «О реорганизации Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района путем присоединения к Земскому собранию Очерского района» незаконным и недействующим с момента вступления в законную силу.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании Решения Земского собрания Очерского муниципального района от 21.10.2011 года № 97 «О реорганизации Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района путем присоединения к Земскому собранию Очерского района» незаконным и недействующим с момента вступления в законную силу, указывая на то, что это решение противоречит законодательству, в частности части 4 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также требованиям ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Исходя из анализа вышеуказанных норм закона реорганизация Контрольно-счетной палаты путем ее присоединения к Земскому Собранию противоречит требованиям федерального законодательства и не соответствует основам статуса контрольно-счетных органов и принципам их деятельности. Указанное решение лишает контрольно-счетный орган Очерского муниципального района организационной и функциональной независимости, что отразиться на возможностях этого органа в полном объеме реализовывать поставленные перед ним задачи. Поскольку к основным полномочиям КСП отнесено осуществление контроля за законностью, эффективностью использования средств местного бюджета, порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанное решение непосредственно затрагивает интересы муниципального образования «Очерский муниципальный район». Прокурор указывает, что обращается в суд в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, просит рассмотреть дело в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку обжалуемое решение является ненормативным правовым актом. Просит признать его незаконным и не действующим с момента вступления в законную силу - с 21.10.2011 года.
В судебном заседании прокурор поддержал вышеуказанную позицию.
Представитель Земского собрания Очерского муниципального района возражает против требований прокурора. Пояснил, что основная цель этого решения сократить расходы на содержание юридического лица - Контрольно-счетной палаты /оплату работы бухгалтера/ - около 100000 рублей в год. При этом КСП остается в структуре органов власти муниципального образования, изменения в Устав вноситься не будут. КСП сохранит свою организационную и функциональную независимость, будет по-прежнему состоять из 2 депутатов и лица, работающего на постоянной основе. Закон разрешает существование контрольно- счетного органа муниципального образования без статуса юридического лица. В Пермском крае во многих районах КСО существуют без статуса юридического лица. Чтобы исключить КСП из числа юридических лиц, возможна только ее реорганизация в форме присоединения. При этом КСП сохранит прежнюю независимость и останется в структуре органов местного самоуправления.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Земское Собрание Очерского муниципального района Пермского края просит об отмене решения, указывая, что в статье 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п, 1,4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статус Контрольно-счетного органа определяют ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 N б-ФЗ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»№. 131-ФЗ, Устав муниципального образования «Очерский муниципальный район». Контрольно-счетная палата Очерского муниципального района была создана решением Земского собрания Очерского муниципального района от 2 февраля 2006 г. N 81. Согласно Положения о КСП, Контрольно-счетная палата является юридическим лицом. 01.10.2011 года вступил в действие Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», п. 8 ст.З. вышеуказанного закона указывает, что Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Пункт 2 ст. 41 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ указывает, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа'местного самоуправления с правами юридического лица. На основании данной нормы Закона №131-Ф3 следует, что обладать правами юридического лица в обязательном порядке могут представительный и исполнительный орган местного самоуправления. Контрольно-счетный орган, входящий в структуру органов местного самоуправления, может обладать правами юридического лица, если это предусмотрено Уставом муниципального образования. Ст. 42 Устава района не предусмотрено, что Контрольно-счетная палата Очерского муниципального района обладает правами юридического лица. Оспариваемое прокурором решение не противоречит ГК РФ, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Контрольно-счетная палата Очерского муниципального района не была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, а выступать в интересах КСП прокурор полномочий не имел. Обращаясь с заявлением в суд, прокурор обосновал его тем, что нарушены интересы муниципального образования «Очерский муниципальный район», однако в нарушение п. 3 ст. 131, ст. 251. ГПК РФ не указал, какие конкретно права и интересы нарушило данное решение Земского собрания Очерского муниципального района. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Прокурор просил оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Решением Земского Собрания Очерского муниципального района от 27.08.2010 N 95 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате Очерского муниципального района.
В соответствии с п. 1 данного Положения Контрольно-счетная палата действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Пермской области и Пермского края, Уставом Очерского муниципального района и настоящим Положением. Контрольно-счетная палата является юридическим лицом, имеет гербовую печать и официальные бланки со своим наименованием и иные атрибуты юридического лица, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 4 Устава муниципального образования "Очерский муниципальный район" утвержденного Решением Земского Собрания Очерского муниципального района от 21.01.2010 N 9, структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют:
Земское Собрание муниципального района;
глава муниципального района;
администрация муниципального района;
Контрольно-счетная палата.'
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления муниципального района, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.
Изменение структуры органов местного самоуправления муниципального района осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.
Из ст. 20 Устава следует, что к полномочиям Земского Собрания относится формирование Контрольно-счетной палаты муниципального района, утверждение ее состава и Положения об организации ее деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 2 ст. 38 этого же Закона в редакции, действовавшей в период утверждения Положения о Контрольно-счетной палате Очерского муниципального района, было установлено, что Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно этой же норме права в редакции, действующей в настоящее время, порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми. актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу п. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.
Поскольку в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате Очерского муниципального района данный орган является юридическим лицом, какие либо изменения в этой части в Положение не вносились, вывод суда о том, что после реорганизации Контрольно-счетной палаты путем присоединения к Земскому собранию Очерского муниципального района контрольный орган потеряет свой установленный в соответствии с законом статус, является правильным.
Также является правильным и вывод суда о том, что после реорганизации Контрольно-счетной палаты путем присоединения к Земскому собранию Очерского муниципального района данный орган потеряет свою самостоятельность и независимость, что противоречит положениям п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, Решение Земского собрания Очерского муниципального района от 21.10.2011 года № 97 правильно было признано судом незаконным и недействующим с момента его вступления в законную силу.
В такой ситуации все доводы жалобы, по сути сводящиеся к тому, что Контрольно-счетная палата после вступления в силу Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" может существовать без наделения её правами юридического лица, на законность решения суда не влияют.
То обстоятельство, что Контрольно-счетная палата Очерского муниципального района не была привлечена к участию в деле, на законность решения суда не влияет, поскольку порядок формирования данного органа (состав) решением суда не затронут.
Ссылки в жалобе на то, что заявителем по данному делу был не вправе выступать прокурор, а также на то, что в заявлении не указано, какие права и интересы Контрольно-счетной палаты нарушены оспариваемым решением, несостоятельны.
Прокурор, в силу правомочий, данных ему ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, выступил в защиту интересов муниципального образования, а не Контрольно-счетной палаты, указав, что оспариваемым решением нарушается структура органов местного самоуправления, установленная п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Рассмотрение такого заявления, согласно п. 3 ч. 1 ст.. 22 ГПК РФ, подведомственно суду общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Земского Собрания Очерского муниципального района Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 12 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: