Решение по делу № 12-4/2019 (12-237/2018;) от 04.12.2018

К делу № 12-3/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2019 года                              г. Ейск                                 

Ейский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи    Железняк Я.С.,

при секретаре судебного заседания    Грибановой Н.М.,

с участием представителя АО «Ейский морской порт» - ФИО\4, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Заинтересованного лица пердставителя Черноморо-Азовского морского ФИО\2 Я.Я., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев дело по жалобе АО «Ейский морской порт» на постановление инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо- Азовского морского ФИО\2 ФС по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, которым АО «Ейский морской порт», ИНН , привлечено к административной ответственности по 1 ст. 8.45 КоАП РФ,

Огласив жалобу, исследовав материалы дела,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского ФИО\2 ФС по надзору в сфере природопользования /ПП/2018 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо АО «Ейский морской порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Представитель АО «Ейский морской порт» - ФИО\4 обратился в суд с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене постановления административного органа ввиду отсутствия события административного правонарушения. В жалобе заявитель ссылается на то, что имеющиеся материалы дела об административном правонарушении не подтверждают события административного правонарушения. Доказательств, того, что имеющиеся на территории АО «ЕМП» сооружения не обеспечивают охрану от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды в материалах дела не имеется. АО «ЕМП» в процессе осуществления своей деятельности, полностью исполняет все требования экологического законодательства, в том числе и требования по сбору сточных вод, для этих целей, на территории АО «ЕМП» имеется ливневая канализация., что подтверждается вступившим в силу постановлением Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А53-27391/2011 (15АП-5275/2012). Заключением «Оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности ОАО «Ейский морской порт» во внутренних морских водах Азовского моря» также подтверждается, что заявитель не допускает нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, воздействие на окружающую среду, в том числе, на водные объекты - является допустимым. Отсутствие факта загрязнения водного объекта со стороны АО «ЕМП» подтверждается также Письмом от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах производственного контроля» Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ ю ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, в котором указано что «Количественный химический анализ проб в контрольных точках АО «ЕМП» показывает результаты сопоставимые с качеством воды в «чистой зоне». Заявитель отмечает, что качество исследуемой воды характеризуется как стабильное с небольшими сезонными отклонениями. Приложенное в материалы дела Заключение не подтверждает наличие факта административного правонарушения со стороны АО «ЕМП», а содержит только субъективное мнение лица его подготовившего. Просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании представитель АО «Ейский морской порт» - ФИО\4 доводы жалобы поддержал. В случае признания постановления от ДД.ММ.ГГГГ обоснованным, просил суд учесть те обстоятельства, что АО «Ейский морской порт» лишен возможности выполнять какие-либо строительные работы, так как существуют законодательные ограничений ввиду наличия второй горно-санитарной зоны защиты курорта.

Представитель Черноморо-Азовского морского ФИО\2ФИО\2 Я.Я. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, представила суд материалы административного дела в отношении АО «Ейский морской порт», возражения относительно жалобы. Пояснила, что в ходе проверочных мероприятий и визуального осмотра территории АО «Ейский морской порт», в том числе эксплуатируемых ГТС, имевших место ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на предприятии АО «Ейский морской порт» не обеспечено исполнение требований экологического законодательства в части, касающейся работы по отведению сточных вод и обеспечении охраны водного объекта - акватории Азовского моря от засорения (загрязнения поверхностным стоком). А именно, установлено, что на территории Западного берегового откоса нулевого причала, Шпоры западной, причала , Восточного берегового откоса и Шпоры восточной ливневая канализация и емкости для сбора сточных вод (сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения) отсутствуют; на производственной площадке причала (на территории комплекса по перевалке нефтепродуктов) имеются очистные сооружения, предназначенные для очистки дождевых сточных вод; на производственной площадке причалов №, 4 видна часть ливневой канализации, длиной примерно до 10 метров. Остальная часть ливневой канализации находится под открытыми складами с каменным углём. При этом на производственной площадке причала имеется заглубленная емкость для сбора сточных вод. Указанные обстоятельства подтверждаются, заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности ОАО «Ейский морской порт» во внутренних морских водах Азовского моря» . Указанное свидетельствует о наличии в действиях АО «Ейский морской порт» административного правонарушения, квалифицируемого как невыполнение требований по оборудованию объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Обстоятельства, события совершенного АО «Ейский морской порт» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, и его вина в совершении данного правонарушения подтверждаются материалами, собранными по делу об административном правонарушении. Просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив доводы жалобы, проверив материалы дела, а также дополнительные материалы, предоставленные в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Так, ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе в сфере экологической безопасности и требованиями технических регламентов.

В силу ч. 2 ст. 55, ч. 1 и п. 3 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон допускается эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

В целях применения указанной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.В силу пункта 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности АО «Ейский морской порт» перегрузочные работы производимые круглосуточно и круглогодично.

АО «Ейский морской порт» является водопользователем на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Ейскводоканал», согласно которому АО «Ейский морской порт» предоставлено право пользования водным объектом по адресу: <адрес>.

В судебном заседании установлено, что Черноморо-Азовским морским ФИО\2 ДД.ММ.ГГГГ года в отношении АО «Ейский морской порт» с участием специалистов контролирующих органов Общества проведена проверка, в ходе которой выявлены факты нарушения требований законодательства в сфере экологической безопасности.

Так, в ходе проверочных мероприятий и визуального осмотра территории АО «Ейский морской порт», в том числе эксплуатируемых ГТС, установлено, что на предприятии не обеспечено исполнение требований экологического законодательства в части, касающейся работы по отведению сточных вод и обеспечении охраны водного объекта - акватории Азовского моря от засорения (загрязнения поверхностным стоком, а именно: на территории Западного берегового откоса нулевого причала, Шпоры западной, причала , Восточного берегового откоса и Шпоры восточной ливневая канализация и емкости для сбора сточных вод (сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения) отсутствуют; на производственной площадке причала (на территории комплекса по перевалке нефтепродуктов) имеются очистные сооружения, предназначенные для очистки дождевых сточных вод; на производственной площадке причалов №, 4 видна часть ливневой канализации, длиной примерно до 10 метров. Остальная часть ливневой канализации находится под открытыми складами с каменным углём. При этом на производственной площадке причала имеется заглубленная емкость для сбора сточных вод.

Данные обстоятельства подтверждаются заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности ОАО «Ейский морской порт» во внутренних морских водах Азовского моря» , отвержденного приказом Департамента ФИО\2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что экспертной комиссией было о установлено, что ОАО «Ейский морской порт» производит сброс поверхностных (ливневых) вод, не имея проекта нормативно-допустимого сброса в водный объект. Комиссией также проведен анализ протоколов испытаний (измерений) проб ливневых и морских вод, который показал факт существенного превышения значений концентраций по веществам (нефтепродукты, железо) относительно установленных нормативных требований для данных типов вод. Комиссией сделан вывод, о том, что ОАО «Ейский морской порт» (в настоящее время АО «Ейский морской порт») оказывает негативное воздействие на Азовское море, что является недопустимым.

По факту выявленных нарушений постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского ФИО\2 /ПП/2018 от ДД.ММ.ГГГГ а юридическое лицо АО «Ейский морской порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.

В силу подпунктов 2.6.1, 3.16.7 "Санитарных правил для морских и речных портов СССР", утвержденных 2 июня 1989 года N 4962-89, причал, являющийся портовым гидротехническим сооружением, предназначенным для стоянки судов, должен быть оборудован системой канализации для отвода вод, хозяйственно - бытовых, производственных и атмосферных стоков. Ливневые стоки с территорий причалов, производящих перегрузку генеральных грузов, контейнерных терминалов, навалочных грузов, допускается сбрасывать в акваторию порта после очистки в колодцах ливневой канализации, оборудованными осадочными камерами.

Однако, осуществляя хозяйственную деятельность, АО «Ейский порской порт» не выполнило установленные законом требования по оборудованию хозяйственных объектов - причала, расположенного в границе водоохранной зоны, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления.

В соответствии с пунктом 8.1 Руководства по проектированию морских причальных сооружений РД 31.31.27-81. (утвержденных Распоряжением Союзморниипроекта от ДД.ММ.ГГГГ N 59) в состав оборудования причальных сооружений, обеспечивающего нормальную эксплуатацию причального фронта портов и судоремонтных заводов, включаются в том числе: инженерные сети (ливнесточная система, водопроводные, паровые, электрические и др.).

Согласно пункта 8.12 названного руководства, в зависимости от назначения причального сооружения в состав инженерных сетей портовых грузовых причалов входят линии для - электроснабжения, хозяйственно-пожарного водопровода, канализации, теплоснабжения, связи, сигнализации и другие, назначаемые по технологическим требованиям.

Наличие ливневых канализаций также предусмотрено нормами технического проектирования морских портов РД ДД.ММ.ГГГГ-97.

Из положений п.п. 174, 178 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта (утв.постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N° 620) следует, что объекты инфраструктуры морского транспорта должны соответствовать требованиям, установленным международными договорами о предотвращении загрязнения с судов, защите и сохранении морской среды, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и водным законодательством Российской Федерации.

Система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, должны поддерживаться в исправном состоянии.

Согласно положениям Устава АО «Ейский морской порт», утверждённого ДД.ММ.ГГГГ АО «Ейский морской порт» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) является юридическим лицом и может самостоятельно нести ответственность.

Инженерные сети (водопровод, канализация, электросети, ливневая канализация) не являются объектами капитального строительства, согласно Градостроительного Кодекса РФ это линейные объекты и на их возведение не требуется разрешения на строительство. С учетом изменений в Водном кодексе РФ – ДД.ММ.ГГГГ <адрес> имело возможность для соблюдения требований, установленных законодательством РФ при эксплуатации хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон водных объектов.

Территория «Ейский морской порт» расположена в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта – Таганрогского залива Азовского моря. В связи с чем, общество должно соблюдать ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ и могло построить сооружения, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, не требующих разрешения для капитального строительства.

Частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также оценив в порядке, предусмотренном статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о несоблюдении Обществом императивных требований пункта 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, наличии в его бездействии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и правомерном привлечении к административной ответственности.

Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, вмененного АО «Ейский морской порт», не опровергают правильные выводы должностного лица о наличии в бездействии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Отсутствие в деле доказательств факта непосредственного сброса сточных вод в акваторию морского порта вышеуказанные выводы судьи не порочит, обязанность по оборудованию объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов и предотвращение возможного причинения вреда, не исключает и освобождение от административной ответственности не влечет.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами должностного лица административного органа о фактических обстоятельствах дела, сделанными по результатам исследования представленных доказательств.

Постановление должностного лица соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выводы должностного лица обоснованы и подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Однако при назначении наказания должностным лицом не в полной мере учтены смягчающие обстоятельства, а именно, то, что до настоящего времени, так и не определен правовой статус территории, на которой находится предприятие и оно может быть закрыто для строительства Санаторно-курортной зоны.

На основании изложенного, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что назначенное Обществу наказание не отвечает критериям справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, в связи с чем считает возможным снизить на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 8.45 Кодекса, - до 250000 рублей.

Руководствуясь ст. 30. 6, ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ.

Р Е Ш И Л:

Постановление инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского ФИО\2 ФС по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, которым АО «Ейский морской порт» ИНН привлечено к административной ответственности по 1 ст. 8.45 КоАП РФ изменить и согласно ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ снизить наказание в виде административного штрафа до 250000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд Краснодарского края в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья -

12-4/2019 (12-237/2018;)

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Ответчики
ООО "Ейск-Порт-Виста"
Другие
Марышев Е.И.
Суд
Ейский городской суд
Судья
Железняк Яна Сергеевна
Статьи

КоАП: ст. 11.15.1 ч.1

05.12.2018Материалы переданы в производство судье
16.01.2019Судебное заседание
28.01.2019Производство по жалобе прекращено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее