РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шуплецова И.М., при секретаре Кользиной А.Г., с участием старшего помощника прокурора Большеуковского района Омской области Кузюкова М.С. представителя ответчика Сивиринова А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании 2 декабря 2015 года гражданское дело № 2-625/2015 по иску прокурора Большеуковского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Большеуковский Тепловодоканал» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о теплоснабжении,
Установил:
Прокурор района обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указывает, что проведенной прокуратурой Большеуковского района проверкой установлено, что в нарушении п.п. 17, 26 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении», ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об электроэнергетике», требований п. 1.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115, п.п. 1.2.18. и 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204, переданная на праве аренды ответчику котельная, обеспечивающая теплом МКОУ «Становская СОШ», резервными источниками электроснабжения (дизельными электрическими станциями, агрегатами бесперебойного питания, аккумуляторными батареями) не обеспечена. С учетом того, что указанным бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, просил с учетом уточнения исковых требований возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путем обеспечения котельной, расположенной в <адрес>, резервным источником электроснабжения.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Кузюков М.С. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика – Сивиринов А.В. иск не признал. Пояснил, что действительно ООО «Большеуковский Тепловодоканал» по договору аренды, заключенному с Администрацией Становского сельского поселения, передана котельная № 7, расположенная в <адрес>, которая обеспечивает теплом в том числе указанное в иске образовательное учреждение. Резервный источник электроснабжения в ней не установлен. Денежные средства на его приобретение не запланированы, в тарифы организации такие расходы не закладывались. Полагает, что Правила устройства электроустановок носят для действующих котельных рекомендательный характер, а Федеральным законом о теплоснабжении обязанность по оборудованию котельной резервным источником электроснабжения возложена на ее собственника и органы местного самоуправления, на которых также лежит обязанность по организации теплоснабжения.
Представители третьих лиц МКОУ «Становская СОШ» и Администрации Становского сельского поселения в судебное заседание не явились, о его времени и месте были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным дело рассмотреть без участия представителей третьих лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, под его надежностью - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В этой же статьей под базовым режимом работы источника тепловой энергии понимается режим работы источника тепловой энергии, который характеризуется стабильностью функционирования основного оборудования (котлов, турбин) и используется для обеспечения постоянного уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями при максимальной энергетической эффективности функционирования такого источника.
В п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного федерального закона зафиксировано, что одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является в том числе обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Статьей 28 указанного Федерального закона установлено, что целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии (ч. 1).
В состав мер государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики входят принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования надежности и безопасности, принятие технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к продукции, осуществление федерального государственного энергетического надзора, в том числе с участием субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (ч. 2).
Согласно п. 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
В соответствии с п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Под электроприемниками второй категории понимаются электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
К электроприемникам третьей категории относятся все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Пунктом 1.2.20 указанных Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ № 115 от 24.03.2003 года, котельными признается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенными для выработки тепла, что имеет место в рассматриваемом судом случае, с наличием необходимости поступления в котельные электроэнергии для обеспечения работы сетей поставки тепла, что признавалось представителями ответчиков.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 47 Правил в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Согласно пункту 14.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Пунктом СНиП П-35-76 «Котельные установки» электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой и второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.
Согласно пункту 1.12 указанного СНиП П-35-76 котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Таким образом, СНиП П-35-76 «Котельные установки» не предусматривают возможности отнесения котельных к третьей категории надежности электроустановок, котельные могут быть только первой или второй категории надежности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что переданная Администрацией Становского сельского поселения в аренду ООО «Большеуковский Тепловодоканал» котельная относится к самостоятельной котельной установке второй категории надежности, что свидетельствует о наличии оснований для исполнения требований, применимых в отношении первой и второй категорий надежности.
Как следует, из технической документации энергопринимающие устройства котельной установлены после 01.01.2003 года, то есть после введения в действие Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 года № 204.
Во всяком случае, пунктом 14.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, также предусмотрено, что для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств первой категории надежности, внезапный перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания.
Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Из изложенного следует, что пункт 1.1.1. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 года № 204, а также п. 1.1. СНиП П-35-76, подлежат применению не только на вновь вводимые и реконструируемые электроустановки и котельные, но и на котельную являющуюся предметом спора по настоящему делу, поскольку в части котельных установок, относящихся к первой и второй категории надежности, действуют специальные нормы и правила, подлежащие применению вне зависимости от срока возведения и введения в эксплуатацию зданий котельных.
Сами же требования Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204 рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
В судебном заседании установлено, что ответчику на праве аренды передана расположенная в <адрес> котельная № 7, инвентарный №, литера А, посредством эксплуатации которой ответчиком осуществляется теплоснабжение в том числе образовательного учреждения – МКОУ «Становская СОШ».
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются договором аренды от 02.09.2013 г. № 5, запись о регистрации которого внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, актом приема-передачи (л.д. 8-11, 26).
В соответствии с п. 2.1 договора аренды в целях организации бесперебойного обеспечения потребителей Становского сельского поселения услугами теплоснабжения с отопительном сезоне в соответствии с топливным балансом арендодатель (Администрация Становского сельского поселения) передает во временное владение и пользование арендатору (ООО «Большеуковский Тепловодоканал») муниципальное имущество – вышеуказанную котельную с оборудованием.
В соответствии с п. 2.2 договора имущество передано в рабочем состоянии, отвечающее требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым промышленным зданиям, сооружениям и оборудованию, используемому для производственных, потребительских, коммерческих и иных целей в соответствии с назначением арендуемого имущества и условиям договора.
В нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства указанная выше котельная резервным источником электроснабжения (дизельными электрическими станциями, агрегатами бесперебойного питания, аккумуляторными батареями) не обеспечена, что подтверждено пояснениями представителя ответчика в судебном заседании, материалами прокурорской проверки (л.д. 6-7, 12).
Доводы ответчика о том, что обязанность по обеспечению котельной резервным источником электроснабжения должна быть возложена на органы местного самоуправления, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно статьей 6 Федерального закона «О теплоснабжении» обязанность по организации теплоснабжения возложена на органы местного самоуправления.
В то же время, суд не может не отметить, что такая обязанность органами местного самоуправления исполнена. Организация теплоснабжения объектов в Становском сельском поселении Большеуковского района обеспечена путем заключения с ответчиком договора аренды котельной и передачей ее во владение и пользование ответчика с необходимым имуществом - с исправным оборудованием, пригодным для его использования по целевому назначению. Договор аренды заключен на срок 5 лет (п. 9.1), является действующим, сторонами сделки не оспаривался, зарегистрирован в установленном законом порядке. Учитывая, что договор сторонами заключен по итогам открытого конкурса, оснований полагать, что сделка совершена вопреки требованиям закона о свободе договора, у суда не имеется.
Не может суд согласиться и с позицией ответчика о том, что оговоренная иском обязанность по установке в котельной резервного источника электроснабжения лежит на собственнике котельной, ввиду следующего.
Во-первых, как отмечено выше, в соответствии с п. 14.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, такая обязанность возложена именно на владельца энергопринимающего устройства, которым в силу договора аренды является ответчик.
Во-вторых, в соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении» арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан в числе прочего эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание. При этом Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что целевое назначение передаваемого арендатору имущества – бесперебойное обеспечение потребителей Становского сельского поселения услугами теплоснабжения.
В-третьих, в соответствии с пунктом 5.1 договора аренды, арендатор осуществляет своими силами, средствами и материалами обслуживание и эксплуатацию переданного имущества в целях обеспечения его надежной работы, руководствуется при этом предъявляемыми подзаконными нормативными правовыми актами требованиями. Возможность внесения арендатором в арендуемое имущество отделимых и неотделимых улучшений при этом ни законом, ни договором аренды не исключена.
Довод ответчика о том, что расходы по приобретению резервного источника электроснабжения не заложены в установленные тарифы организации, основанием для освобождения от исполнения возложенной законодательством обязанности быть не может.
Кроме того, ответчик является коммерческим юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую, то есть самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Обращение прокурора с иском справедливо обусловлено интересами неопределенного круга лиц, обучающихся в вышеназванных образовательных учреждениях, работающих в них.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В связи с чем, что с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в размере 6000 рублей.
В силу п. 2 ст. 333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.
Учитывая материальное положение ответчика, подтверждающееся представленными суду сведениями о финансовом состоянии организации (л.д. 34-37), суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Большеуковского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Большеуковский Тепловодоканал» обязанность обеспечить резервным источником электроснабжения котельную, расположенную по адресу: <адрес>.
Освободить ООО «Большеуковский Тепловодоканал» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Большеуковский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья И.М. Шуплецов