Дело №а-546/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2016 года г. Буйнакск
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Вагидова Н.А., при секретаре Амировой З.С., с участием: представителя административного истца Магомедова М.И., административного ответчика Салиховой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в г.Буйнакске к Салиховой И.М. о взыскании страховых взносов и финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
ГУ – ОПФ России по Республике Дагестан в г.Буйнакске обратилось в суд с административным исковым заявлением к Салиховой И.М. о взыскании страховых взносов и финансовых санкций.
В обоснование требований указано, что Салихова И.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 07.04.2000г., прекратила предпринимательскую деятельность 02.11.2015г. За время осуществления предпринимательской деятельности Салихова И.М. ненадлежащим образом исполняла обязанности, возложенные на нее законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.11.2015г., но на момент направления заявления данное требование не исполнено. Согласно требованию об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на момент снятия с учета недоимка по страховым взносам составляет в общей размере 140.498руб.74коп. Просит взыскать с Салиховой И.М. в пользу Отделения ПФР по Республике Дагестан сумму недоимки в размере 140.498руб.74коп., из которых: на страховую часть трудовой пенсии (КБК 39210202100061000160) в размере 38.287руб.92коп.; (КБК 39210202140061000160) в размере 57.782руб.98коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101081011160) в размере 14.651руб.19коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101081012160) в размере 2.078руб.40коп., пеня на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии (КБК 39210202100062000160) в размере 15.120руб.98коп.; (КБК 39210202140062000160) в размере 8.743руб.90коп., пеня в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 39210202101082011160) в размере 2.889руб.15коп., пеня в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 39210202101082012160) в размере 944руб.22коп.
В судебном заседании представитель административного истца Магомедов М.И., действующий на основании доверенности от 26.10.2015г. №378 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. При этом пояснил, что общая сумма задолженности по страховым взносам в размере 140.498руб.74коп. образовалась за весь период регистрации Салиховой И.М. в качестве индивидуального предпринимателя. После того, как Пенсионному фонду стало известно о прекращении Салиховой И.М. предпринимательской деятельности, был начат процесс принудительного взыскания обязательных платежей. О наличии у Салиховой И.М. недоимки административному истцу стало известно согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам 18.11.2015г. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Салиховй И.М. по доверенности от 04.07.2016 г. Салихова Д.И. по существу предъявленных требований пояснила, что в адрес ее доверительницы никаких уведомлений о наличии задолженности по страховым взносам не поступало. Представила суду заявление Салиховой И.М. в налоговую инспекцию г.Буйнакска в котором она просит в связи с ухудшившимся состоянием здоровья ее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя приостановить на неопределенный срок.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пп. «б» п.1 ст.5, п.1 ст.14 Федерального закона от 24.907.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ст.28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно ст.16 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 настоящего ФЗ (ч.1).
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч.8).
Согласно ч.1 ст.3 вышеназванного Закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу п.9 ч.1 ст.29 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции иски, в том числе о взыскании недоимок, пеней и штрафов.
В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст.22 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч.3 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.21 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (ч.9).
В силу ч.2.3 ст.21 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм Закона, заявление о взыскании недоимки по страховым взносам может быть подано в суд органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения сроков исполнения требования об уплате, которое должно быть направлено плательщику страховых взносов в сроки, установленные в ст.22 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
В соответствии со ст. 3 Закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 2 ст. 18 названного Закона, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 60 ФЗ N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами ПФ РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела, а именно выписке из ЕГРИП в отношении Салиховой И.М., расчета «по начисленным и уплаченным страховым взносам……» составленного ГУ ОПФР по РД в г.Буйнакске 18.11.2015г., справке о состоянии расчетов по страховым взносам от 22.11.2015г., требования об уплате недоимки по страховым взносам от 22.11.2015 г. за №01700516СР0000153, почтового уведомления о направлении требования от 28.11.2015г. и объяснений сторон, установлено, что Салихова И.М. с 07.04.2000г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. 02.11.2015г. в связи с принятием соответствующего решения прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Из объяснений представителя ответчика ГУ ОПФР по РД 18 ноября 2015г. у Салиховой И.М. выявлена недоимка по страховым взносам, в результате чего составлен расчет представленный суду. Далее истцом направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.11.2015г. Требование согласно почтовому уведомлению, имеющемуся в материалах дела, направлено Салиховой И.М. по указанному ей при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя адресу 28.11.2015г. Указанное требование ей вручено не было в связи с тем, что адресат по указанному адресу не проживает. Как установлено в судебном заседании ответчик указанную в требовании недоимку в установленный в требовании 10-дневный срок не оплатил, в связи, с чем административный истец 05.05.2015г. обратился в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки. Как следует из имеющихся в деле документов ГУ ОПФР по РД в течении трех месяцев с момента выявления недоимки направил требования о ее уплате Салиховой И.М., данное требование ею исполнено не было, вследствие чего ГУ ОПФР по РД в установленный законом шести месячный срок обратился в суд с исковым заявлением о ее взыскании.
Из представленного суду заявления Салиховой И.М. от 20.03.2007г. на имя начальника налоговой инспекции г.Буйнакска Алхлаева М.М., следует что Салихова И.М. в 2007г. обращалась с заявлением в налоговую инспекцию с просьбой приостановить ее статус индивидуального предпринимателя на неопределенный срок в связи с ухудшившимся состоянием здоровья.
Суд, учитывая данное заявление, действительно допускает ту возможность, что Салихова И.М. с момента ее обращения в налоговую инспекция с просьбой о приостановлении ее статуса индивидуального предпринимателя фактически предпринимательской деятельностью не занималась. Однако действующее в настоящий момент законодательство, а именно Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не допускает возможности для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей временно приостанавливать свой статус, подобная возможность не была предусмотрена и редакцией данного закона (ред. от 05.02.2007) действующей на момент обращения Салиховой И.М. Для прекращения ее статуса в качестве индивидуального предпринимателя Салиховой И.М. согласно ст.22.3 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 05.02.2007) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следовало обратиться с соответствующим заявлением, установленной на тот момент формы. Не осуществление же индивидуальным предпринимателем соответствующей деятельности, для которой он получал данный статус, не освобождает ее от уплаты установленных законом страховых взносов в Пенсионный фонд России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Салихова И.М. зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, стала субъектом обязательного пенсионного и социального страхования, в силу чего у нее возникли права и обязанности, установленные указанным Законом, в том числе обязанность по уплате страховых взносов.
В связи с чем, в соответствии с п. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ, на Салихову И.М. была возложена обязанность ежегодно в срок до 31 декабря текущего календарного года уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Однако, будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до 23.05.2015г., Салихова И.М. не исполняла обязанности, возложенные на него Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с этим, согласно требованию, направленному по адресу регистрации Салиховой И.М., общая сумма недоимки по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов составила 140.498руб.74коп.
Судом проверен представленный административным ответчиком расчет по недоимке по страховым взносам, данный расчет, по мнению суда верен, суммы указанные в нем правильно отражают размер недоимки и пени по страховым взносам Салиховой И.М.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определении от 25 января 2012 года N 226-0-0, право на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 Конституции РФ, включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в РФ путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Законодатель, определив круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса предпринимателя.
Установив, что за период с 07.04.2000г. до дня прекращения предпринимательской деятельности 2 ноября 2015г. ответчиком не производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, после регистрации прекращения предпринимательской деятельности в установленные ч. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ сроки задолженность по обязательным платежам не погашена, истцом соблюдены сроки и порядок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, соблюдены сроки обращения в суд.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ГУ ОПФР по РД в полной мере соблюдена установленная законодательством процедура взыскания с Салиховой И.М. как плательщика страховых взносов, недоимки по страховым взносам и пени, а также сроки и порядок взыскания задолженности по страховым взносам в связи с чем требования ГУ ОПФР по РД к Салиховой И.М. о взыскании недоимки по страховым взносам и начисленных пеней подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в г.Буйнакске к Салиховой И.М. о взыскании страховых взносов и финансовых санкций удовлетворить.
Взыскать с Салиховой И.М. зарегистрированной по адресу <адрес> пользу административного истца недоимку по страховым взносам и пени в размере140.489руб. (сто сорок тысяч четыреста восемьдесят девять) рублей 74коп., из которых:
на страховую часть трудовой пенсии (КБК 39210202100061000160) в размере 38287,53 рублей, (КБК 39210202140061000160) в размере 57 782,98 рублей;
в федеральный ФОМС (КБК 39210202101081011160) в размере 14651,19 рублей;
в территориальный ФОМС (КБК 39210202101081012160) в размере 2078,40 рублей;
пеня на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии (КБК 39210202100062000160) в размере 15 120,98 (КБК 39210202140062000160) в размере 8 743,90 рублей;
пеня в Федеральный ФОМС (КБК 39210202101082011160) в размере 2889,15 рублей;
пеня в территориальный ФОМС (КБК 39210202101082012160) в размере 944,22 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Вагидов