Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2015года пос. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой Г.Я,
при секретаре Чимитдоржиевой Д.,
с участием:
представителей истца Сейджафаровой Т.В.: Сейджафаровой О.С., действующей на основании доверенности № 38 АА 1714405 от 27.07.2015года, адвоката Поповой Л.М., представившей удостоверение №1175 от 09.09.2005г. и ордер №81 от 10.12.2015г.;
представителя ответчика - Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» Терещенко А.А., действующего на основании доверенности № б/н от 18.11.2015г. ;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-317/2015 по исковому заявлению Сейджафаровой Т.В. к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» о признании права на единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения, о признании незаконным приказа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» и понуждении принять на учет,
УСТАНОВИЛ:
Сейджафарова Т.В. обратилась в Мамско-Чуйский районный суд с иском, в котором просит: признать за ней право на единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области»; признать незаконным приказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» № 315 от 08.09.2015г. об отказе в принятии Сейджафаровой Т.В на учет как не имеющей права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области»; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» принять Сейджафарову Т.В. на учет, как имеющую право на единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области».
Требования мотивирует следующим: она постоянно с 27.07.1968г. по 21.04.1998г. проживала и работала в пос. Горно-Чуйском Мамско-Чуйского района Иркутской области. С 22.04.1998г. по 01.10.2008г. она работала в пос. Мама в ЗАО «Золотодобывающая артель старателей «Чуя». На период работы она была вынуждена выехать в пос. Мама. В 2008г. заболела и временно на период болезни и лечения выехала в г. Иркутск. В 2003г. ей было предоставлено жилое помещение - <адрес> в пос. Горно-Чуйском на основании ордера от 2003г.. С 24.12.2003г. она зарегистрирована по указанному адресу. Так как в соответствии Приложением 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев областей.. и муниципальную собственность» жилые помещения были переданы в муниципальную собственность городов и районов, то жилое помещение, как муниципальное, в силу ст. 47 ЖК РСФСР, ст. 49, 60 ЖК РФ было предоставлено ей по договору найма, затем по договору социального найма. Отсутствие письменного договора социального найма не препятствовало ей осуществлять пользование жилым помещением, расположенным в <адрес>. Она систематически вносила плату за пользование указанным жилым помещением. В связи с тем, что для постановки на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 N 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области», требовалось представление письменного договора социального найма, она обратилась в Администрацию Горно-Чуйского поселения и 31.07.2015г. с ней был заключен договор социального найма №17 на <адрес> в пос. Горно-Чуйском. 31.07.2015г. она представила все необходимые документы в УСЗН, однако ответчик отказал ей в постановке на учет по основанию, предусмотренному п.1 ч.8 ст. 6 Закона Иркутской области от 09.07.2015 № 68-03. Согласно указанной норме основанием отказа в принятии заявителя на учет являются: гражданин не имеет право на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим законом или указанное право им утрачено. По какому конкретно из этих оснований ей было отказано, ответчик не разъяснил.
Истица Сейджафарова Т.В. в судебное заседание не явилась, телефонограммой сообщила о невозможности присутствия, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, просила рассмотреть дело с участием её представителей Сейджафаровой О.С. и адвоката Поповой Л.М..
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Администрации Горно-Чуйского городского поселения –глава Администрации ФИО3 в судебное заседание не явился, телефонограммой известил о невозможности прибытия из-за отсутствия транспорта, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав мнение участников процесса, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца Сейджафаровой Т.В. и представителя Администрации Горно-Чуйского городского поселения.
В судебном заседании представители истицы Сейджафаровой Т.В. - Сейджафарова О.С. и адвокат Попова Л.М. требования поддержали по изложенным в иске основаниям, пояснив суду, что единственным доказательством того, что постоянным местом жительства Сейджафаровой Т.В. является <адрес> в пос. Горно-Чуйском, а также доказательством существования с 2003г. договора социального найма указанного жилого помещения является регистрация истицы в указанном жилом помещении. Договор социального найма был оформлен 31.07.2015 года.
Представитель истицы Сейджафарова О.С., которой была разъяснена ст. 51 Конституции РФ, показала суду, что Сейджафарова Т.В., которая приходится ей свекровью, в 1998г. выехала из пос. Горно-Чуйского в пос. Мама, где постоянно проживала в <адрес> в пос. Мама и работала в артели «Чуя» до 2008г.. После 1998г. Сейджафарова Т.В. в пос. Горно-Чуйском не проживала, а в 2008г. уехала на лечение в г. Иркутск, где и проживает. На каком основании Сейджафаровой Т.В. в 2003г. была предоставлена <адрес> в пос. Горно-Чуйском, ей неизвестно, ордер она представить не может. Однако в этой квартире она (Сейджафарова О.С.) проживала с мужем с 2004г. до 2006г.. На момент вселения их в <адрес> никаких вещей и предметов домашней обстановки, принадлежащих Сейджафаровой Т.В., в квартире не было. После выезда семьи Сейджафаровой О.С. <адрес> разрушился и в нем никто не проживал. Затем они переехали в <адрес> в пос. Мама, которая принадлежала истице и была затем ею подарена сыну- мужу представителя Сейджафаровой О.С.. Сведениями и документами, подтверждающими внесение Сейджафаровой Т.В. платы за жилье - <адрес> в пос. Горно-Чуйском, представитель истца не располагает.
Представитель ответчика – ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» Терещенко А.А., возражая против иска, указал, что в соответствии со ст. 1 и ст. 3 Закона Иркутской области №68-ОЗ от 09.07.2015г. право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории <адрес> имеют граждане, которые на день вступления в силу указанного закона ( 21.07.2015г.) постоянно проживают в <адрес> по договорам социального найма, поднайма или как члены семей указанных лиц. ФИО10 не проживает в <адрес> с 1998г., выехала добровольно в <адрес>, где постоянно проживала и работала до 2008г.. Доказательств того, что ФИО10 в установленном порядке была предоставлена <адрес> в <адрес>, а также факт вселения истицы в указанную квартиру и постоянного проживания в ней не доказан ; никаких обязательств по договору социального найма указанной квартиры истица не выполняла. Регистрация в указанной квартире носит формальный характер и не порождает прав на указанное помещение. Обратившись 31.07.2015г. в УСЗН с заявлением о принятии на учет лиц в соответствии с Законом №-ОЗ, истица представила договор социального найма от 31.07.2015г., то есть заключенный после вступления в силу указанного закона, и потому ей было отказано в принятии на учет как не имеющей права на единовременную социальную выплату, предусмотренную указанным законом.
Выслушав объяснения участников процесса, оценив их доводы и возражения, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных требований, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и полагает в иске отказать в полном объеме исходя из следующего:
Законом Иркутской области от 09.07.2015 года № 68-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области» (далее – Закон № 68-ОЗ) в связи с бесперспективностью развития указанного поселка гражданам Российской Федерации, проживающим на день вступления в силу настоящего Закона в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области (ст. 1 Закона 68-ОЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 68-ОЗ данный Закон вступил в законную силу 21 июля 2015 года.
Постановлением № 366-пп от 29.07.2015г. Правительством Иркутской области в целях реализации указанного Закона утвержден Порядок учета граждан, проживающих в рабочих поселках Горно-Чуйский и Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области и имеющих право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области, и предоставления указанной дополнительной меры социальной поддержки (далее – Порядок).
Указанным постановлением № 366-пп от 29.07.2015г. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области по организации представления дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области гражданам, проживающим в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области.
Учет граждан, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области, в соответствии со статьей 3 Закона № 68-ОЗ, в соответствии с пунктом 5 Порядка…, осуществляет расположенное по месту жительства указанных граждан государственное учреждение, подведомственное Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Согласно Перечню государственных учреждений Иркутской области, подведомственных Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и реализующих полномочия в сфере социальной защиты населения, утвержденному Приказом Министерства от 31.07.2014 года № 115-мпр, а также в соответствии с Уставом учреждения, утв. 04.09.2014г., обслуживанием территории Мамско-Чуйского района занимается Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» (далее – УСЗН), являющееся юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, (ОГРН 1143850040817).
Согласно ст.1 и части 1 статьи 3 Закона Иркутской области № 68-ОЗ право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области имеют граждане, проживающие в пос. Горно-Чуйском и являющиеся на день вступления в силу настоящего Закона: 1) нанимателями по договору социального найма жилого помещения, находящегося в рабочем поселке Горно-Чуйский (далее - используемое помещение); 2) членами семьи нанимателя по договору социального найма используемого помещения; 3) поднанимателями используемого помещения, предоставленного по договору социального найма; 4) гражданами, вселенными в используемое помещение, предоставленное по договору социального найма, совместно с поднанимателем (далее - члены семьи поднанимателя).
В силу подпункта 2 ч. 3 ст. 6 Закона № 68-ОЗ для принятия на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области, заявитель должен представить среди прочих документов, договор социального найма используемого помещения, а в случае его отсутствия – иной документ, подтверждающий отношение социального найма используемого помещения, в котором заявитель проживает на день вступления в силу настоящего Закона.
В соответствии с п. 4 Порядка… учет граждан, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии со ст.3 Закона Иркутской области № 68-ОЗ, осуществляется путем ведения реестра граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйском, и имеющих право на получение указанной социальной выплаты.
Согласно п. 8 Порядка… заявитель, претендующий на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области, для принятия его на учет предоставляет, в том числе договор социального найма используемого жилого помещения, в котором получатель социальной выплаты проживает по состоянию на 21 июля 2015 года.
В соответствии с п. 6 ст.6 Закона №68-ОЗ уполномоченное Министерством соцразвития Иркутской области учреждение по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов не позднее 30 календарных дней со дня обращения заявителя для принятия на учет принимает одно из следующих решений: 1) о принятии заявителя на учет; 2) об отказе в принятии заявителя на учет.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что правом на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в связи с бесперспективностью рабочего поселка Горно-Чуйского Мамско-Чуйского района Иркутской области обладают граждане, которые по состоянию на день вступления в силу Закона Иркутской области №68-ОЗ от 09.07.2015г., то есть по состоянию на 21.07.2015г, одновременно отвечают следующим требованиям: а) проживают в поселке Горно-Чуйском (статьи 1 Закона, пункты 4 и 8 Порядка) и б)проживают в жилых помещениях, находящихся в пос. Горно-Чуйском, на условиях договора социального найма ( поднайма), членов семей указанных лиц (статья 3, подпункт 2 пункта 3 статьи 6 Закона и подпункт 2 пункта 8 Порядка).
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из объяснений сторон следует, что 31.07.2015г. истица обратилась к ответчику с заявлением о принятии её на учет граждан, имеющих право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом №68-ОЗ от 09.07.2015г., указав в заявлении, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного в <адрес>. В подтверждение представила договор №17 социального найма на указанное жилое помещение от 31.07.2015г. (л.д. 23-24).
Как следует из Распоряжения №36 от 31.07.2015г. Администрации Горно-Чуйского городского поселения, последней были заключены договоры социального найма с гражданами, зарегистрированными на территории Горно-Чуйского городского поселения на основании поданных личных заявлений, в том числе с Сейджафаровой Т.В. ( состав семьи 1 человек), на трехкомнатную квартиру по <адрес> общей площадью 60,5 кв. м. (л.д. 62-63).
Приказом №315 от 08.09.2015г. УСЗН отказало Сейджафаровой Т.В. в принятии на учет лиц, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом №68-ОЗ от 09.07.2015г. на основании п.1 ч.8 ст. 6 Закона Иркутской области от 09.07.2015г. № 68-ОЗ (л.д. 22).
В соответствии с п.1 ч.8 ст. 6 Закона Иркутской области от 09.07.2015г. № 68-ОЗ основанием для принятия решения об отказе в принятии заявителя на учет является отсутствие у гражданина права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Законом, или утрата им указанного права.
Из объяснения суду представителя УСЗН следует, что Сейджафарова была признана не имеющей право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области по тем основаниям, что она не проживает в пос. Горно-Чуйском с 1998г., выехав в пос. Мама на постоянное место жительства и работы ; а договор социального найма с нею был заключен только 31.07.2015г., то есть после вступления 21.07.2015г. в силу Закона Иркутской области №68-ОЗ от 09.07.2015г., а одно лишь наличие регистрации в <адрес> в пос. Горно-Чуйском не свидетельствует о проживании истицы в пос. Горно-Чуйском на условиях договора социального найма по состоянию на 21.07.2015года и, соответственно, не свидетельствует о наличии у истца права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Законом №68-ОЗ..
Проверяя доводы сторон о наличии или отсутствии у истицы права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Законом №68-ОЗ и, соответственно, законность оспариваемого истицей приказа УСЗН № 315 от 08.09.2015г. об отказе в принятии её на учет, суд установил:
Из представленной суду копии паспорта истицы следует, что 07.04.1999г. Сейджафарова была зарегистрирована по месту постоянного жительства в пос. Мама, <адрес>; 22.12.2003г. она была снята с регистрационного учета и 24.12.2003г. зарегистрирована в <адрес> в пос. Горно-Чуйском (л.д. 9-10). Факт регистрации истицы в <адрес> в пос. Горно-Чуйском с 24.12.2003г. подтверждается и справкой МП УФМС России по Иркутской области в Мамско-Чуйском района от 17.11.2015г. (л.д. 21).
Согласно записям 2-17 в трудовой книжке истицы, представленной суду (л.д. 26-43), Сейджафарова с 27.07.1968г. по 21.04.1998г. работала в различных организациях и предприятиях в пос. Горно-Чуйском Мамско-Чуйского района Иркутской области, а с 22.04.1998г. по 01.10.2008г. работала бухгалтером в Золотодобывающей артели старателей «Чуя», расположенной в пос. Мама.
Из представленных истицей документов о школьном образовании её детей следует, что Сейджафарова Л.А. и Сейджафаров М.А закончили обучение в Горно-Чуйской средней школе в – в 1989г. и 1993г. соответственно (л.д. 44-45), что в совокупности с данными трудовой книжки истицы, является косвенным доказательством проживания истицы в пос. Горно-Чуйском до 1998г.. Факт постоянного проживания истицы до 1998г. в пос. Горно-Чуйском сторонами не оспаривается, однако юридически значимым по данному делу обстоятельством является факт проживания истицы в пос. Горно-Чуйском по состоянию на 21.07.2015г..
Из представленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Мамско-Чуйского района № 400 от 16.12.2015г. информации следует, что <адрес> в пос. Горно-Чуйском на баланс Администрации пос. Горно-Чуйского согласно договору №15 от 12.03.2007г. по перечню имущества, передаваемого в безвозмездное пользование Горно-Чуйскому муниципальному образованию, не был передан (л.д. 71).
Из представленной по ходатайству сторон письменной информации Администрации Горно-Чуйского городского поселения исх. 392 от 23.12.2015г., а также из информации исх. 386 от 22.12.2015г. следует, что <адрес> в пос. Горно-Чуйском, в том числе <адрес>, не существует с 2006г.. На месте расположения дома находятся обломки от крыши, полуразрушенные стены и фундамент, в связи с чем Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Мамско-Чуйского района не передавал администрации поселения данное жилое строение (договор №03 от 24.01.2006г.). Сейджафарова Т.В. заявлений на улучшение жилищных условий не подавала, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла, была зарегистрирована в кв. 2 д. 7 по ул. Ломоносова в пос. Горно-Чуйском на основании устного решения главы администрации пос. Горно-Чуйского. Ордер Сейджафаровой не выписывался (запись в книге учета выдачи ордеров отсутствует). В 2008г. также не принималось решение о предоставлении Сейджафаровой указанной квартиры в связи с отсутствием обращения заявителя. Вселялась ли Сейджафарова в 2003г. в указанную квартиру, администрация подтвердить не может, а в 2008г. не вселялась. Сведениями о том, производила ли Сейджафарова оплату за указанную квартиру Администрация поселения не располагает ( л.д. 76,91).
Согласно информации, содержащейся в письме ООО «МПКК» исх. 342 от 21.12.2015г., представленного стороной истца, <адрес> в пос. Горно-Чуйском в реестре абонентов-потребителей коммунальных услуг не значится, а «следовательно, коммунальные услуги по данному адресу не предоставлялись», лицевые счета отсутствуют (л.д. 77).
Судом по ходатайству ответчика были исследованы материалы гражданского дела № 2-135/2015 Мамско-Чуйского районного суда, возбужденного по иску Сейджафаровой Т.В. (л.д. 79-88). В заявлении в суд от 13.04.2015г. Сейджафарова указывала, что с 27.02.1991г. по 10.07.1998г. она с семьей проживала в пос. Горно-Чуйском, ул. <адрес> на основании ордера, выданного 27.02.1991г.. После смерти супруга 29.10.1997г. ею было принято решение переехать на постоянное проживание в пос. Мама в связи с приглашением на работу. Квартира <адрес> в пос. Горно-Чуйском была сдана ею 10.07.1998г., что подтверждается справкой Муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства №24. С 22.04.1998г. по 01.10.2008г. она работала в Золотодобывающей артели старателей «Чуя». По месту работы для проживания ей была предоставлена <адрес> в пос. Мама, где она была зарегистрирована по месту жительства в период с 27.04.1999г. по 22.12.2003года, а затем по месту пребывания, что подтверждается свидетельством №12(15) о регистрации по месту пребывания, выданным паспортно-визовой службой Мамско-Чуйского РОВД 19.01.2004г..
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № 362523 Сейджафарова Т.В. по договору купли-продажи от 16.08.2004г. приобрела <адрес> в пос. Мама Мамско-Чуйского района Иркутской области, в собственность (л.д. 55-56, 78).
Согласно договору дарения квартиры от 25.12.2008г. (л.д. 58) Сейджафарова Т.В. подарила принадлежащую ей на праве собственности с 16.08.2004г. <адрес> в пос. Мама сыну Сейджафарову М.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д. 57).
Из представленных ответчиком Списка семей пос. Горно-Чуйского по состоянию на 20.03.2015 года, составленных и.о. главы Администрации Мамско-Чуйского района на основании Плана мероприятий («дорожная карта») на 2015-2016 годы по переселению граждан из рабочих поселков Согдиондон и Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области, утвержденного Губернатором Иркутской области 02.03.2015 года, следует, что Сейджафарова Т.В. в списке фактически проживающих в пос. Горно-Чуйском не значится (порядковый номер 130). Местом фактического проживания указан г. Шелехов, место регистрации в <адрес>: <адрес>2 (л.д. 92-97).
В поданном в суд исковом заявлении по настоящему делу истицей указан адрес её проживания: <адрес> (л.д. 3).
Согласно ст.1 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 ст. 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд находит установленным, что истица в 1998г. самостоятельно и добровольно распорядилась как своим правом на выбор места жительства, так и жилищными правами, сдав занимаемую ею квартиру в <адрес>, и выехала на постоянное место жительства и работы в пос. Мама, где была зарегистрирована по месту жительства в период с 27.04.1999г. по 22.12.2003года, а затем по месту пребывания, а затем в 2008г. выехала в г. Иркутск, где фактически и проживает.
Суд считает не доказанным утверждение истца о получении Сейджафаровой ордера от 2003г. на право вселения в <адрес> в пос. Горно-Чуйском, так как собственно ордер истицей суду не представлен, не представлены и никакие иные доказательства его существования в действительности, а из информации Администрации Горно-Чуйского городского поселения следует, что такой ордер ей не был выдан. Из справки Администрации Горно-Чуйского городского поселения № 386 от 22.12.2015г. следует, что Сейджафарова заявлений на улучшение жилищных условий не подавала и на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не состояла (л.д. 76).
Указанные обстоятельства свидетельствуют, по мнению суда, об отсутствии законных оснований для предоставления Сейджафаровой указанного жилого помещения.
Таким образом, суд находит установленным, что 24.12.2003г. Сейджафарова зарегистрировалась по адресу: <адрес>, однако указанное жилое помещение ей для проживания в установленном законом порядке не предоставлялось, ордер в соответствии с действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР ей не выдавался, соответственно, договорных отношений найма ( социального найма) жилого помещения до 31.07.2015г. у истицы на основании ордера в соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР возникнуть не могло и доказательств обратного суду не представлено.
Согласно положениям статьи 20 ГК РФ, абзаца 3 статьи 2 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение имеет лишь одно предназначение - для проживания в нем граждан. Из содержания ч.1 ст. 60 ЖК РФ следует, что жилое помещение муниципального жилищного фонда может быть передано собственником (действующим от его имени уполномоченным органом местного самоуправления) либо управомоченным им лицом (наймодателем ) другой стороне - гражданину (нанимателю) во владение и в пользование для проживания в нем по договору социального найма жилого помещения.
В силу ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены ЖК РФ; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Однако суду не представлено и доказательств фактического вселения истицы в указанную квартиру и использования жилого помещения по назначению, то есть для проживания в нем, как и доказательств того, что истицей предпринимались какие-либо действия, свидетельствующие о её действительном намерении владеть и пользоваться жилым помещением по назначению, в частности : по обеспечению сохранности жилого помещения, поддержании его в надлежащем состоянии, по проведению текущего ремонта жилого помещения, по обращению к собственнику жилого помещения с заявлениями о ремонте квартиры или о предоставлении другого жилого помещения в связи с непригодностью данного жилья для проживания, по оплате за найм жилого помещения и коммунальные услуги и т.п..
Об отсутствии факта вселения истицы в <адрес>, кроме объяснений суду её представителя, свидетельствует также то, что истица продолжала постоянно работать организации, находящейся в пос. Мама, и фактически проживать в пос. Мама, что подтверждается и Свидетельством о регистрации по месту пребывания №12 от 19.01.2004г., находящимся в материалах гражданского дела №2-135/2015, исследованного судом, из которого следует, что Сейджафарова Т.В. была зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> пос. Мама с 15.01.2004г. по 15.01.2005г.. Регистрация продлялась трижды УПП УФМС России в Мамско-Чуйском районе до 15.01.2008года..
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что отсутствие истицы по месту регистрации в <адрес> в пос. Горно-Чуйском носило вынужденный и временный характер, истцом не представлено.
Напротив, судом установлено, что Сейджафарова более 17 лет назад добровольно выехала из пос. Горно-Чуйского, около 11 лет постоянно проживала и работала в пос. Мама, где была зарегистрирована по месту постоянного жительства с 27.04.1999г. по 22.12.2003года, приобрела жилое помещение в собственность, в котором и проживала; свыше 6 лет проживает за пределами Мамско-Чуйского района ; в пос. Горно- Чуйский после выезда для проживания не возвращалась. Оснований не доверять объяснениям в судебном заседании представителя истца Сейджафаровой О.С. у суда не имеется, так как они объективно соответствуют и не противоречат другим доказательствам, исследованным судом.
Приведенные стороной истца доводы о том, что выезд истицы в 1998г. следует расценивать как вынужденный и обусловленный отсутствием работы по месту жительства в пос. Горно-Чуйском, неудовлетворительными социально-бытовыми условиями для проживания, отсутствием медицинской помощи, суд находит несостоятельными. Из записи в трудовой книжке истицы под №17 следует, что она уволилась из ЖКХ Горно-Чуйского поселкового Совета 21.04.1998г. по собственному желанию; согласно справке ОГБУЗ «Районная больница пос. Мама» №170-ОК от 17.12.2015г., представленной суду, следует, что в поселке Горно-Чуйском до 30.11.2004г. существовала участковая больница. Из заявления истицы в суд от 13.04.2015г. (дело 2-135/2015) следует, что её решение переехать на постоянное проживание в пос. Мама было обусловлено не невозможностью проживания в пос. Горно-Чуйском и отсутствием работы, а приглашением на работу в организацию, дислоцировавшуюся в пос. Мама.
Кроме того, выезд в связи с поиском работы не препятствовал Сейджафаровой исполнять права и обязанности нанимателя жилого помещения в пос. Горно-Чуйском, поддерживать его в пригодном для проживания состоянии.
Критически суд относится и к доводам стороны истца о том, что Сейджафарова с 2008г. вынужденно не проживает в пос. Горно-Чуйском в связи с необходимостью лечения и реабилитации в г. Иркутске, так как после окончания трудовой деятельности в 2008г. Сейджафарова в пос. Горно-Чуйский для проживания не возвращалась ; выезд истицы из пос. Горно-Чуйского в 1998г. состоялся не в связи с указанными обстоятельствами.
Доводы стороны истца о том, что Сейджафарова не имеет никакого иного жилого помещения в собственности на территории Иркутской области, что подтверждается справкой БТИ № 1614 от 26.03.2015г. (л.д. 25), а также не имеет жилого помещения по договору социального найма, суд расценивает как несостоятельные и не имеющие правового значения для правильного разрешения настоящего дела, так как юридически значимыми обстоятельствами по делу являются проживание или не проживание истца в пос. Горно-Чуйском в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма по состоянию на 21.07.2015года.
Кроме того, суд исходит из того, что Закон Иркутской области № 68-ОЗ был принят в связи с бесперспективностью развития пос. Горно-Чуйского и предусмотренная законом единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения носит компенсационный характер и предоставляется гражданам, выезжающим из указанного населенного пункта в связи с данным обстоятельством. Сейджафарова же выехала из пос. Горно-Чуйского на другое место жительства в 1998г., то есть за 17 лет до принятия указанного Закона №68-ОЗ, её выезд из пос. Горно-Чуйского не был обусловлен принятием мер по упразднению (закрытию) поселка в связи с бесперспективностью его развития, в связи с чем отсутствуют основания для признания её права нарушенным и по данным обстоятельствам.
Принимая во внимание, что Сейджафаровой жилое помещение - <адрес> в установленном порядке не было предоставлено в пользование, и в указанное жилое помещение истица не вселялась, не проживала в нем, не совершала каких-либо действий, свидетельствующих о наличии у ней прав и обязанностей как нанимателя жилого помещения, и фактически не проживает, суд полагает, что указанная квартира ни местом жительства, ни местом пребывания истицы не являлась и не является.
Поэтому суд приходит к выводу, что истцом не доказаны юридически значимые обстоятельства возникновения и существования с 2003г. до 31.07.2015года между Администрацией Горно-Чуйского городского поселения и истицей отношений по договору социального найма, а, соответственно, и существование таких отношений на день вступления в силу Закона Иркутской области №68-ОЗ от 09.07.2015г..
Каких - либо обстоятельств, свидетельствующих о заключении и существовании у Сейджафаровой прав и обязанностей по иному договору о предоставлении истцу в пользование кв. 2 д. 7 по ул. Ломоносова судом не установлено. Доказательств обратного истцом не представлено.
Рассматривая доводы стороны истца что Сейджафарова с 24.12.2003г. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> в <адрес>, и данное обстоятельство является основанием возникновения права на получение единовременной выплаты, суд оценивает их как несостоятельные, так как Закон №68-ОЗ связывает право на получение жилищной субсидии не с формальной регистрацией в пос. Горно-Чуйском, а с фактическим проживанием гражданина в данном населенном пункте в жилом помещении, занимаемом им по договору социального найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993г. под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания или месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания, или соответственно, сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его фактическом нахождении в данном месте пребывания или нахождении в данном месте жительства.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Осуществляя регистрацию по месту жительства в соответствии с вышеуказанными нормами Закона РФ, гражданин обозначает свое постоянное место жительства не только для реализации своих прав, но и в целях исполнения своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Так как сама по себе регистрация граждан по месту пребывания или месту жительства является административно-правовым актом и прав на жилье не порождает, наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом суд приходит к выводу, что регистрация Сейджафаровой Т.В. в <адрес> в пос. Горно-Чуйском 24.12.2003г. носила формальный характер без намерения использовать жилое помещение с целью проживания.
В соответствии с ст. 2 Закона от 25.06.1993 года № 5242-1 регистрация гражданина в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении расценивается как фиктивная.
Выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства является в силу ст. 7 Закона от 25.06.1993 года № 5242-1 основанием для снятия этого гражданина с регистрационного учета по месту жительства в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Тот факт, что 31.07.2015г. Администрация Горно-Чуйского городского поселения заключила с Сейджафаровой на основании её заявления договор социального найма <адрес>, юридически значимым по данному делу не является, так как у суда отсутствуют законные основания расценивать его как документ, которым были оформлены ранее существовавшие отношения сторон по договору социального найма.
Кроме того, суд учитывает, что <адрес> фактически разрушился в 2006 году, не пригоден для проживания и в силу чего не может являться объектом жилищных правоотношений, что противоречит требованиям ч.2 ст. 15, ч. 1,4 ст. 17, ст. ст. 51,52,62 ЖК РФ.
Также суд полагает необходимым отметить, что согласно ч.5 ст.83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения. <адрес> в пос. Горно-Чуйском разрушился в 2006г., однако Сейджафарова не обращалась к Администрации Горно-Чуйского городского поселения с заявлениями о предоставлении другого жилья, не состояла на учете на улучшение жилищных условий, что свидетельствует об утрате правового интереса к данному жилому помещению.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют не о намерении истца оформить право на жилое помещение с целью его использования по назначению, а исключительно лишь с целью создать доказательства проживания ФИО10 в <адрес> для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.09.2015г. №68-ОЗ.
В силу положений, предусмотренных частями 2, 3, 4 ст. 1, ст.9 ГК РФ граждане приобретают и по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Но при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) ( ч.1 ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Сейджафарова не приобрела права пользования жилым помещением, располагавшемся по адресу :<адрес>, не использовала его по назначению как жилое помещение ни в силу договора социального найма, ни в силу иного договора, не владела им и не пользовалась иным образом с целью проживания ; не проживала в пос. Горно-Чуйском на день вступления в силу Закона №68-ОЗ, то есть по состоянию на 21.07.2015г.; её отсутствие в указанном жилом помещении не признано временным и вынужденным, а потому она не имеет права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.09.2015г. №68-ОЗ.
Соответственно, приказ №315 от 08.09.2015г. ОКГУ УСЗН по Мамско-Чуйскому району об отказе Сейджафаровой Т.В. на основании п. 1 ч. 8 ст. 6 Закона №68-ОЗ в принятии на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.09.2015г. №68-ОЗ, является законным и обоснованным, в силу чего в удовлетворении исковых требований Сейджафаровой суд полагает отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Сейджафаровой Т.В. в удовлетворении исковых требований к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по <адрес>»:
о признании за Сейджафаровой Т.В. права на единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области»;
о признании незаконным приказа № 315 от 08.09.2015г. Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» об отказе в принятии Сейджафаровой Т.В на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 N 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области».
Отказать Сейджафаровой Т.В. в удовлетворении исковых требований к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» о возложении обязанности принять её на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 N 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, с 28 декабря 2015года
Судья Г.Я. Черепанова