Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<данные изъяты>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Кинельский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
при секретаре ЕВЧЕНКОВОЙ Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № по иску Смоляковой Т.И. к Администрации муниципального района <адрес> о взыскании незаконно удержанной суммы в виде налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> и о возложении обязанности не производить удержания налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты муниципального служащего к трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Смолякова Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района <адрес> о взыскании незаконно удержанной суммы в виде налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> руб. и о возложении обязанности не производить удержания налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты муниципального служащего к трудовой пенсии.
В судебном заседании истец Смолякова Т.И. исковые требования поддержала и пояснила суду, что распоряжением главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с постановлением Кинельской районной Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в <адрес>» ей была установлена с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости как лицу, замещавшему муниципальную должность, исходя из стажа муниципальной службы <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.. Администрация муниципального района Кинельский, выплачивая ей данную доплату, производила удержание налога на доходы физических лиц. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального района Кинельский с просьбой разъяснить, на каком основании происходит удержание налога. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен ответ, в котором указывалось, что выплачиваемая ей доплата не подпадает под действие пункта 2 статьи 217 НК РФ и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Считает, что ответчик необоснованно проводил удержания налога на доходы физических лиц с выплачиваемой ей доплаты к трудовой пенсии по следующим основаниям. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №96-ГД «О муниципальной службе в <адрес>» предусмотрено в порядке пенсионного обеспечения муниципальных служащих области установление ежемесячной доплаты к пенсии муниципального служащего. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24). Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Из системного толкования норм вышеприведенных законов следует, что ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, не относятся к социальным доплатам, а являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет. В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указывается, что ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счёт средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Залогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению. Таким образом, полагает, что администрация муниципального района Кинельский необоснованно удерживала из доплаты к её пенсии, как муниципального служащего, денежные суммы в форме НДФЛ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района Кинельский была выплачена ей доплата к трудовой пенсии на общую сумму <данные изъяты>., из которой ответчиком необоснованно удержаны денежные средства в сумме <данные изъяты>. в форме налога на доходы физических лиц. На основании изложенного, просит взыскать с Администрации муниципального района <адрес> в её пользу денежные суммы, удержанные из ежемесячной доплаты к пенсии муниципального служащего в виде налога на доходы физических лиц, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., а также обязать Администрацию муниципального района Кинельский с ДД.ММ.ГГГГ не производить удержание налога на доходы физических лиц с ее ежемесячной доплаты муниципального служащего к трудовой пенсии, а также взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> – ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования Смоляковой Т.И. не признала и пояснила суду, что удержание налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы производилось на основании Налогового кодекса Российской Федерации. Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> было дано разъяснение по вопросу налогообложения ежемесячных доплат трудовой пенсии муниципальным служащим, согласно которому ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178–ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и соответственно, не подпадает по действие п.2 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанная позиция изложена также в письме Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> – ФИО6 действующая на основании доверенности, исковые требования Смоляковой Т.И. не признала и пояснила суду, что согласно п.2 ст.217 НК РФ ежемесячные доплаты к пенсии лицам, ранее замещавшим должности в органах представительной и исполнительной власти, установленные законодательством субъекта РФ, в соответствии с положениями федерального законодательства, не облагаются НДФЛ. Следовательно, федеральная или региональная социальная доплата к пенсии, предоставленная неработающему гражданину (пенсионеру) по месту его проживания за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ до величины прожиточного минимума пенсионера в РФ либо в субъекте РФ, не подлежит обложению налогам на доходы физических лиц. В соответствии с п.п.1 п.1 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ, пенсия за выслугу лет является видом пенсий по государственном пенсионному обеспечению. Указанная пенсия назначается, в частности, федеральным государственным гражданским служащим. Статьей 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ муниципальным служащим гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Исходя из изложенного, пенсия за выслугу лет является составной частью государственного пенсионного обеспечения и может быть отнесена к пенсиям, освобождаемым от налогообложения на основании п.2 ст.217 НК РФ. Выплаты в виде ежемесячной доплаты в пенсии муниципальным служащим ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года №, не предусмотрены. Таким образом, ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и соответственно, не подпадает под действие п.2 ст.217 НК РФ. В связи с этим, считает, что Администрация муниципального района <адрес> обоснованно производила удержания налога на доходы физических лиц с ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости, выплачиваемых истице. Поэтому просит в удовлетворении иска Смоляковой Т.И. отказать.
Выслушав пояснения сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Смоляковой Т.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 N 25-ФЗ, ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 N 25-ФЗ), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 N 25-ФЗ) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» на основании требований пп. 3, 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
С учетом изложенного ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» Смоляковой Т.И., заместителю руководителя управления финансами, исходя из стажа муниципальной службы <данные изъяты>, была установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии <данные изъяты> месячного денежного содержания – <данные изъяты>.(л.д.5).
Учитывая изложенное, поскольку ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов не подлежит налогообложению, поэтому удержание подоходного налога с доплаты к трудовой пенсии истицы происходило незаконно.
Согласно справкам о доходах физического лица, сумма удержанного подоходного налога с Смоляковой Т.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты>..
Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципальному служащему не является социальной доплатой к пенсии и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, следовательно, не подпадает под действие пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Смоляковой Т.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Смоляковой Т.И. удовлетворить.
Взыскать с Администрации муниципального района <адрес> в пользу Смоляковой Т.И. удержанный из ежемесячной доплаты к пенсии муниципального служащего налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ не производить удержания налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты муниципального служащего к трудовой пенсии, выплачиваемой Смоляковой Т.И..
Взыскать с Администрации муниципального района <адрес> в пользу Смоляковой Т.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий – подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>