РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2016 года с. Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Кухарева А.В.,
при секретаре Короленко М.В.,
с участием:
представителя административных истцов Звягинцева Н.А., Карагодиной Л.А,, Михальковой К.Б., Григорьева А.И., Галушкина А.И., Косоротова М.В., Стародымова О.А. (действующей на основании доверенности) Фениной Т.М,
представителя административного ответчика главы муниципального образования № Труновского района Ставропольского края Котлярова С.В.,
заинтересованного лица №
рассмотрев административное дело по административному иску Звягинцева №, Стародымова №, Косоротова №, Карагодиной №, Михальковой №, Григорьева № Галушкина № к главе муниципального образования № Труновского района Ставропольского края Котлярову № о признании незаконными действия (бездействия) главы муниципального образования села Подлесного Труновского района Ставропольского края,
установил:
Звягинцев Н.А., Стародымов О.А., Косоротов М.В., Карагодина Л.А., Михалькова К.Б., Григорьев А.И., Галушкин А.В. обратились в суд к главе муниципального образования № Труновского района Ставропольского края Котлярову № о признании незаконными действия (бездействия) главы муниципального образования села Подлесного Труновского района Ставропольского края.
Свои требования заявители мотивировали тем, что № состоялось собрание участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения кадастровый номер № представителем по доверенности Фениной Т.М. на имя главы муниципального образования № направлено письмо с просьбой предоставить: 1) Надлежаще заверенную копию протокола общего собрания участников общей долевой собственности № в полном объёме: 2) Протокол счётной комиссии с приложениями; 3) Заверенную копию распоряжения администрации № с/с о назначении уполномоченных по проведению общего собрания. Кроме того в тексте письма обращена просьба к Котлярову С.В. в предоставлении пояснений на каких основаниях в процесс регистрации и подсчёта бюллетеней вмешивалась гражданка №, не являющаяся участником ОДС на земельный участок и не имеющая доверенности на представление интересов от участника ОДС. № представителем по доверенности №. в администрации № получена заверенная копия протокола № общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № с приложением регистрационных листов присутствующих на общем собрании собственников земельных долей на № О получении копии протокола представителем № в журнале регистрации входящих документов администрации № сделана отметка о получении только протокола общего собрания. Иные запрошенные документы, также как и ответ на письменное обращение в нарушение закона предоставлены не были.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную либо заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности.
Пунктом 7 ст. 14.1 Закона об обороте земель сельхозназначения установлено, что только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании. Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Кроме того, в целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности, хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания (п.9 ст. 14.1 Закона об обороте земель с/х назначения). Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе: 1) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц; 2) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран; 3) подписывает протокол общего собрания; 4) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.
Исходя из требований Закона об обороте земель с/х назначения глава органа местного самоуправления обязан не только подготовить списки собственников на земельный участок, удостоверить полномочия лиц, прибывших на собрание, но и хранить все документы которые оформлялись в связи с подготовкой и ведением собрания. Полномочия не собственников земельных долей, должны быть удостоверены доверенностями, которые также будут являться приложением к регистрационному листу.
Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании (п. 11 ст. 14.1 Закона об обороте земель с/х назначения). При проведении общего собрания участников общей долевой собственности от № голосование и подсчёт голосов по вопросам повестки дня производился по навязанной главой № схеме, с использованием изготовленным им за одни сутки до собрания бюллетенями, что следует из текста протокола общего собрания от № и подтверждается видео фиксацией процесса регистрации участников и хода собрания.
Пунктом 4 статьи 181.2 ГК РФ предусмотрено, что в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: 1) дата, время и место проведения собрания; 2) сведения о лицах, принявших участие в собрании; 3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; 5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
Таким образом, протокол общего собрания является документом обобщающем в себе сведения из регистрационного листа, бюллетеней для голосования по вопросам повестки дня и результатов работы счётной комиссии, изложенные в протоколах счетной комиссии и подписанными членами счетной комиссии, позволяющие определить итоги подсчета голосов и соблюдение процедуры проведения собрания.
В соответствии с пунктом 13 статьи 144. ФЗ Об обороте земель с/х назначения, заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.
Запрошенные документы необходимы административным истцам для подготовки иска об оспаривании решений собрания от 14.07.2016 года в порядке, предусмотренном статьей 181.4 ГК РФ, согласно которой решения собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении: 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Пунктами 5 и 6 этой же статьи предусмотрено, что решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными. Для реализации права на судебную защиту участника собрания на оспаривание решения собрания от № необходимо достоверно установить факт наличия или отсутствия нарушений при проведении подсчета голосов, полномочий лиц, выступавших от имени участников собрания. Установление вышеуказанных фактов возможно только при предоставлении копий доверенностей представителей, копии протокола счётной комиссии и бюллетеней для голосования по вопросам повестки дня.
Как должностное лицо органа местного самоуправления в соответствии с законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ, Котляров С.В. обязан выдать запрошенные документы, обеспечив к ним равный и открытый доступ всех участников долевой собственности на земельный участок. Иное свидетельствует о наличии заинтересованности главы, наличия коррупционной составляющей в действиях главы, что прямо запрещено законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3. Бездействия главы муниципального образования № выразившиеся в не предоставлении запрошенных документов нарушают права собственников земельного участка на обжалование решений общего собрания, являются незаконными поскольку нарушают перечисленные выше нормы права.
Также, при проведении собрания участников ОДС на земельный участок с кадастровым номером № при осуществлении регистрации участников, открытии, ведения собрания и подсчете голосов активное участие во всех стадиях проведения собрания принимала № Сотрудником администрации, внесенным в список уполномоченных лиц последняя не являлась. По официальному заявлению главы № осуществляла юридические и консультационные услуги главы алминистрации № сельского совета по заключенном) с ней договору на оказание юридических услуг, поскольку он сам юристом не является и решил нанять себе личного консультанта для организации и проведения данного собрания. Указанные документы также запрошены нами, однако, по данному поводу получен устный, ничем не мотивированный отказ в предоставлении документов о взаимоотношениях главы № оснований взаимодействия, источника оплаты консультационных услуг. Письменный ответ по данному запросу не получен до настоящего времени. При этом, получилось, что посторонний человек, с весьма сомнительной юридической квалификацией и искаженным пониманием норм права, регулирующих проведение подобного вида собраний, консультировал Котлярова С.В. так. что на собрании права одних пайщиков были превыше прав других. Из этих «консультаций» и исходил, глава МО № сельсовета, что существенным образом повлияло на основания и порядок проведения собрания, нарушение прав участников собрания, применения двойных стандартов при подсчете голосов, составление ничтожных бюллетеней для голосования, ограничения и навязывании способа голосования, т.е. массу существенных правовых нарушений, влекущих ничтожность принятых решений. № Считают действия главы № сельсовета Труновского района Котлярова С.В. по закупке консультационных (юридических) услуг у Медведевой № незаконными по следующим основаниям.
Согласно ст. 54 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, т.е. в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета, которые были совершены Котляровым С.В. в нарушении условий ФЗ № 44, в отсутствии данных закупок в размещенном на сайте администрации плана закупок на 2016 год, в нарушении принципов контрактной системы в сфере закупок, что свидетельствует о полном игнорировании норм права, наличии заинтересованности Котлярова С. В.
Статьей 53 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131 -ФЗ, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного просит суд: 1) Признать бездействие главы муниципального образования № сельсовета Труновского района Ставропольского края Котлярова С.В., выразившиеся в не предоставлении копии протокола счётной комиссии № копий бюллетеней для голосования по всем вопросам повестки дня общего собрания №, копии распоряжения администрации МО № с/с о назначении уполномоченных по проведению общего собрания №, ответа на обращение № незаконными. 2) Признать незаконными действия главы МО № сельсовета Труновского района Ставропольского края Котлярова С.В. по закупке услуг у № в отношении общего собрания участников ОДС № незаконными. 3) Обязать главу муниципального образования № Труновского района Ставропольского края Котлярова С.В. предоставить копию протокола счётной комиссии от №, копии всех бюллетеней для голосования по вопросам повестки дня общего собрания от №, копию распоряжения администрации МО № с/с о назначении уполномоченных по проведению общего собрания №
В судебное заседание административные истцы Звягинцев Н.А., Стародымов О.А., Косоротов М.В., Карагодина Л.А., Михалькова К.Б., Григорьев А.И., Галушкин А.В. надлежащим образом извещенные о месте и времени не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Уполномочили представлять их интересы Фенину Т.М. Суд считает возможным рассмотреть административное дело по административному иску в их отсутствии.
В судебном заседании представитель административных истцов Фенина Т.М. требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования № Труновского района Ставропольского края, глава муниципального образования села Подлесное Труновского района Ставропольского края Котляров С.В. просил суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Заинтересованное лицо № просила суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме. Кроме того, № было проведено повторное собрание, в связи с чем, оспаривать собрание № и говорить о каких - либо нарушениях не имеет смысла.
Суд, выслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает требования Звягинцева Н.А., Стародымова О.А., Косоротова М.В., Карагодиной Л.А., Михальковой К.Б., Григорьева А.И., Галушкина А.В. о признании незаконными действия (бездействия) главы муниципального образования № Труновского района Ставропольского края, не подлежат удовлетворению по следующим основания.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В соответствии с п. 11. ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.
Согласно п. 13 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.
Приведенные нормы закона прямо указывают какие именно документы могут быть выданы заинтересованным лицам (участникам общего собрания) и в какой срок должностное лицо обязано это сделать.
Кроме того, судом установлено и сторонами не оспорено что главой муниципального образования № Труновского района Ставропольского края были выданы копии протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Таким образом поскольку нормы земельного законодательства не предусматривают обязанности должностному лицу выдать заинтересованным лицам копии бюллетеней общего собрания суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления в части признания действия (бездействия)
Разрешая административное исковое в части признания действий главы муниципального образования № Труновского района Ставропольского края по закупке услуг № суд также не находит оснований для удовлетворения указанный требований поскольку данными действиями главы муниципального образования № интересы заинтересованных лиц общего собрания не затрагиваются.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, административными истцами не представлено каких - либо обстоятельств заслуживающих внимания суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Звягинцева №, Стародымова №, Косоротова №, Карагодиной №, Михальковой №, Григорьева №, Галушкина № к главе муниципального образования № Труновского района Ставропольского края Котлярову № о признании незаконными действия (бездействия) главы муниципального образования № Труновского района Ставропольского края оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Труновский районный суд в течение 1 месяца дней со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий,
Судья А.В. Кухарев