Решение по делу № 33-5029/2013 от 12.09.2013

Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-5029/2013г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Харманюк Н.В.,

судей Пристром И.Г., Ус Е.А.,

при секретаре Филичевой Е.А.,

рассмотрела в судебном заседании 23 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Р на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 июля 2013 года, по которому

отказано в удовлетворении исковых требований Р к Администрации МО ГО «...» о предоставлении благоустроенного жилого помещения в черте города ... в виде отдельной квартиры площадью не менее 33 кв.м.

Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя ответчика АМО ГО «...» ...

...

Р обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «...» о предоставлении жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. по основаниям ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.1,10 Закона РК «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма».

В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали. Представитель ответчика с иском не согласился.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Р не согласен с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на то, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Р и его представитель К в заседание судебной коллегии не явились, будучи надлежащим образом извещенными судом о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем, согласно статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации жалоба подлежит рассмотрено в отсутствие лиц, извещенных и неявившихся в заседание суда.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Из материалов дела следует, что Р родился <Дата обезличена> года, его родители - ... и ... лишены родительских прав в отношении истца на основании решения Сыктывкарского городского суда от <Дата обезличена>.

В период с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года Р воспитывался в .... После окончания школы - интерната с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года учился в профессиональном лицее № ... города ... и <Дата обезличена> года ему был выдан диплом по специальности часовщик по ремонту часов. С <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> год заявитель обучался в колледже ..., с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года обучался в ... консерватории.

Постановлением Администрации города ... от <Дата обезличена> года за №<Номер обезличен> за несовершеннолетними РД., РЮ., Р и РП было сохранено право пользования жилым помещением по адресу <Адрес обезличен>.

Также установлено, что истец в настоящее время имеет регистрацию по вышеуказанному адресу, что подтверждается штампом в паспорте истца и справкой о составе семьи.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8).

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Дополнительная гарантия в получении жилого помещения лицам, имеющим закрепленные жилые помещения, установлена Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

Согласно статье 2 Закона № 139-РЗ (в редакции от 28.09.2011г.) жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (часть 2). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 3). В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств (часть 4).

В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона № 139-РЗ указано, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления: по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20 мая 2011 года «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» по жалобам граждан Купцовой О.О. и Шебыревой Т.В.» пункт 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ признан соответствующим Конституции Республики Коми.

На основании указанных норм права, можно сделать вывод, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением принадлежит лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения и признаны нуждающимися в предоставлении жилья.

Суд правильно указал, что в соответствии с действующим законодательством вышеназванные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений лишь до достижения возраста 23 лет, т.к. после достижения ими указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки.

Установив, что Р. до достижения возраста 23 лет и до настоящего времени не был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обстоятельств позволяющих в силу Закона сохранить за ним право на обеспечение жилым помещением не имеется, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, который на дату обращения с данным иском к ответчику достиг 29-летнего возраста.

При этом суд правильно указал, что Р не лишен права быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий по иным основаниям.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения в связи с тем, что по существу сводятся к иному толкованию примененных судом норм права, переоценке установленных по делу обстоятельств.

Из изложенного следует, что суд первой инстанции рассмотрел дело в соответствии с нормами материального и процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

33-5029/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
23.09.2013Судебное заседание
30.09.2013Дело сдано в канцелярию
30.09.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее