Судья Зыбунова Е.В. дело № 33-13985/2018
учет № 127г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2018 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Абдуллиной Г.А., Тютчева С.М.,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГабидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Тукмакова А.Л. и Тукмаковой М.Я. – Зиятдиновой А.Б. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 1 июня 2018 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать изолированными и обособленными жилые помещения: помещение (коридор) общей площадью 5,5 кв.м., расположенное на первом этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ»), помещение (подсобная) общей площадью 15,4 кв.м., расположенное на первом этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ»).
Осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Умарова А.А. на недвижимое имущество: помещение (коридор) общей площадью 5,5 кв.м., расположенное на первом этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ»), помещение (подсобная) общей площадью 15,4 кв.м., расположенное на первом этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ»).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Тукмакова А.Л. и его представителя Зиятдиновой А.Б. в поддержку доводов жалобы, возражения представителя Умарова А.А. – Равилова Л.Р. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Умаров А.А. обратился в суд с иском к Тукмакову А.Л., Тукмаковой М.Я. о признании помещений изолированными и обособленными, осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности. В обоснование иска указано, что Умарову А.А. на основании договора купли-продажи от 9 августа 2013 года принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 40,33 кв.м., а также нежилое помещение общей площадью 64,3 кв.м., номер на поэтажном плане 5, расположенное на 1 этаже жилого <адрес>. Тукмакову А.Л., Тукмаковой М.Я. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 106,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Определением Вахитовского районного суда г.Казани от 1 марта 2016 года утверждено мировое соглашение, заключенное между Умаровым А.А., Тукмаковым А.Л., Тукмаковой М.Я., по условиям которого ответчики передают в собственность истца следующие помещения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 106,1 кв.м., принадлежащем на праве общей совместной собственности ответчикам: помещение (коридор) общей площадью 5,5 кв.м., расположенное на 1 этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП БТИ), а также помещение (подсобная) общей площадью 15,4 кв.м., расположенное на 1 этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП БТИ).
Пунктом 10 указанного мирового соглашения стороны пришли к соглашению о наличии совместного обязательства по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на указанные помещения в течение двух рабочих дней со дня вступления в законную силу указанного определения об утверждении мирового соглашения.
В нарушение вышеуказанных положений мирового соглашения ответчики уклоняются от государственной регистрации перехода права собственности на данные объекты недвижимого имущества, а также осуществления государственного кадастрового учета в отношении помещений.
В связи с уклонением ответчиков от регистрации перехода права собственности на переданные помещения истец лишен возможности осуществить их постановку на кадастровый учет.
Вышеуказанные помещения изолированы и обособлены от других помещений в здании или сооружении - жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Истец просил признать изолированными и обособленными следующие жилые помещения: помещение (коридор) общей площадью 5,5 кв.м., расположенное на 1 этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП БТИ), а также помещение (подсобная) общей площадью 15,4 кв.м., расположенное на 1 этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП БТИ); данное решение просит считать основанием для осуществления Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Татарстан государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности истца Умарова А.А. на недвижимое имущество - помещение (коридор) общей площадью 5,5 кв.м., расположенное на 1 этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП БТИ), а также помещение (подсобная) общей площадью 15,4 кв.м., расположенное на 1 этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП БТИ).
Представители истца в судебном заседании иск поддержали.
Ответчик Тукмаков А.Л. и его представитель в судебном заседании иск не признали.
Представитель Тукмаковой М.Я. иск не признал.
Представитель третьего лица - Управление Росреестра по РТ в судебном заседании с иском согласился.
Суд первой инстанции постановил решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Тукмакова А.Л. и Тукмаковой М.Я. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, решение суда противоречит нормам действующего законодательства. Выражает несогласие с выводами суда о том, что спорные помещения являются обособленными и изолированными. Указывает, что за Тукмаковыми в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на единый объект недвижимости – <адрес>, в состав которой и входят спорные помещения. Отмечает, что письмом Управления Росреестра по РТ истцам отказано в осуществлении кадастрового учета названных помещений в силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а именно: ввиду отсутствия акта комиссии по приемке в эксплуатацию жилых помещений после проведения работ по перепланировке. Установлен факт отсутствия документов, подтверждающих выделение спорных помещений и их обособленности от <адрес>, позволяющих зарегистрировать право собственности Умарова А.А. на данные помещения путем их присоединения к <адрес>.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу части 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В силу п.2 и п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 27 указанного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что Умарову А.А. на основании договора купли-продажи от 9 августа 2013 года на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 40,33 кв.м., а также нежилое помещение общей площадью 64,3 кв.м., номер на поэтажном плане 5, расположенное на 1 этаже жилого <адрес>.
Тукмакову А.Л., Тукмаковой М.Я. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 106,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Определением Вахитовского районного суда г.Казани от 1 марта 2016 года по делу №2-617/16 по иску Умарова А.А. к Тукмакову А.Л., Тукмаковой М.Я. о признании права отсутствующим, признании помещений общим имуществом, понуждении освободить помещения и обеспечить доступ к помещениям, признании прекратившимся преимущественного права покупки части квартиры утверждено мировое соглашение, заключенное между Умаровым А.А., Тукмаковым А.Л., Тукмаковой М.Я., по условиям которого ответчики передают в собственность истца следующие помещения в квартире, расположенной по адресу: <адрес>:
- помещение (коридор) общей площадью 5,5 кв.м., расположенное на 1 этаже <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП БТИ);
- помещение (подсобная) общей площадью 15,4 кв.м., расположенное на 1 этаже <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП БТИ). Истец выплачивает ответчикам денежную сумму в размере 520000 руб., по 260000 руб. каждому из ответчиков, в день подписания настоящего мирового соглашения путем выдачи наличных денежных средств, что подтверждается собственноручными расписками ответчиков.
Пунктом 10 указанного мирового соглашения предусмотрено, что стороны обязуются совместно обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на указанные в п. 3 настоящего мирового соглашения помещения от ответчиков к истцу в течение 2 (двух) рабочих дней со дня вступления в законную силу определения Вахитовского районного суда города Казани об утверждении настоящего мирового соглашения.
15 мая 2017 года Умаров А.А. обратился в Управление Росреестра по РТ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено на три месяца с 19 мая по 19 августа 2017 года по основанию, предусмотренному пунктом 34 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что помещение не изолировано и не обособлено от других помещений в здании или сооружении. Отсутствует акт комиссии по приемке в эксплуатацию жилых помещений после проведения работ по перепланировке (п.5 ч.1 ст.26).
Решением от 21 августа 2017 года Управление Росреестра по РТ отказало в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (на основании ст. 27 Закона).
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что жилые помещения: помещение (коридор) общей площадью 5,5 кв.м., расположенное на первом этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ»), помещение (подсобная) общей площадью 15,4 кв.м., расположенное на первом этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (помещение .... на поэтажном плане РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ») являются изолированными и обособленными. Поскольку ответчики уклоняются от исполнения мирового соглашения в части передачи в собственность истца указанных выше спорных помещений, суд считает возможным осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Умарова А.А. на недвижимое имущество.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о том, что часть жилого помещения может являться объектом государственного кадастрового учета, тем не менее, оснований для удовлетворения иска не усматривает.
Согласно ч.2 и ч.4 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 года, для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Кроме того, в отношении помещений законодательно установлено, что не допускается постановка на кадастровый учет, если помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (пункт 34 части 1 статьи 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» и часть 7 статьи 27 Закона о кадастре).
Вместе с тем, из технического паспорта <адрес> поэтажного плана здания следует, что спорные помещения – коридор, общей площадью 5,5 кв.м. (помещение .... на поэтажном плане РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ»), и помещение (подсобная) общей площадью 15,4 кв.м., (помещение .... на поэтажном плане РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ»), расположенные на первом этаже жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, не являются обособленными и изолированными.
Спорные объекты представляют собой часть жилого помещения - <адрес> общей площадью 106,1 кв.м, принадлежащей ответчикам ФИО12 на праве собственности. Данные нежилые помещения как самостоятельный объект недвижимости из <адрес> не выделены.
Представленный истцом проект перепланировки и переустройства принадлежащей ему <адрес> предполагает присоединение к <адрес> спорных помещений, что влечет изменение площадей и конфигурации указанных квартир. Однако, данный проект в установленном порядке не согласован, <адрес> .... не сохранены в перепланированном состоянии.
Таким образом, части жилого помещения, переданные Тукмаковыми в собственность истца согласно условиям мирового соглашения от 1 марта 2016 года, не являются самостоятельными изолированными объектами, а входят в состав единого объекта недвижимости – <адрес>.
Наличие утвержденного судом мирового соглашения не исключает регистрацию права собственности на передаваемые объекты недвижимости и постановку их на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как установлено из решения Управления Росреестра по РТ об отказе в осуществлении кадастрового учета от 21 августа 2017 года, помещение не изолировано и не обособлено от других помещений в здании или сооружении. Отсутствует акт комиссии по приемке в эксплуатацию жилых помещений после проведения работ по перепланировке.
При таких обстоятельствах части жилого помещения – <адрес> не могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Таким образом, отказ в осуществлении кадастрового учета спорных объектов не связан с уклонением ответчиков от регистрации, а вызван отсутствием необходимых документов, подтверждающих выделение этих помещений из состава <адрес> изолированные и обособленные, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, п.4 ч.1 ст. 330, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 1 июня 2018 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Умарова Азамата Абдурахмановича к Тукмакову Андрею Львовичу, Тукмаковой Марие Яковлевне о признании помещений изолированными и обособленными, осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи