Судья Варенышева М.Н. Дело № 33-15169/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.
при секретаре Низвинском А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июля 2013 года апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области на решение Чеховского городского суда Московской области от 09 апреля 2013 года по делу по заявлению Саражинского В.Б., Евдокимовой И.В. о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области, обязании провести публичные слушания,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Саражинского В.Б., Евдокимовой И.В. – Дунаева Г.И., представителя Администрации сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области – Фильчиковой С.С.,
УСТАНОВИЛА:
Саражинский В.Б., Евдокимова И.В. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области, выразившееся в не проведении публичных слушаний по их заявлению об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>; обязать Администрацию сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области провести публичные слушания по заявлению об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка.
Требования мотивированы тем, что Саражинский В.Б. и Евдокимова Е.В. являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 701 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства.
На обращение в Администрацию сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области от 25.01.2013 по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для садоводства» на «для строительства и эксплуатации здания магазина» заявителями был получен отказ (протокол № 2 от 30.01.2013), мотивированный тем, что категория земельного участка не допускает использование его «для строительства и эксплуатации здания магазина».
Заявители считают данный отказ незаконным, поскольку Администрация сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области не провела публичные слушания по их заявлению об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, чем совершила бездействие и нарушила требования Градостроительного кодекса РФ и права заявителей.
В судебном заседании представитель заявителей Дунаев Г.И. поддержал заявленные требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.
Представитель Администрации сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области Фильчикова С.С. возражала против удовлетворения заявления.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 09 апреля 2013 года заявление Саражинского В.Б., Евдокимовой И.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области просит об отмене решения, полагая его принятым с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявители Саражинский В.Б., Евдокимова И.В. не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела следует, что Саражинский В.Б. и Евдокимова Е.В. являются собственниками (в 1/2 доле в праве каждый) земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 701 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 6, 7).
25.01.2013 Саражинский В.Б. и Евдокимова И.В. обратились в Администрацию сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего им земельного участка с «для садоводства» на «для строительства и эксплуатации здания магазина», но получили отказ (протокол № 2 от 30.01.2013), мотивированный тем, что категория земельного участка «для сельскохозяйственного назначения» не предусматривает использование участка «для строительства и эксплуатации здания магазина» (л.д. 4).
Удовлетворяя заявление Саражинского В.Б. и Евдокимовой И.В., суд первой инстанции исходил из того, что вопрос изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка в силу п. 1 ст. 3 и ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» отнесен к компетенции главы органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний, проводимых в порядке, установленном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ. При этом ни нормами Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ни нормами Градостроительного кодекса РФ не определены основания для отказа в назначении проведения публичных слушаний. Таким образом, решение о возможности либо невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка может быть принято главой органа местного самоуправления только по результатам публичных слушаний.
С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неверном применении норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Статья 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность проведения публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования. При этом данной статьей установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 18 Устава сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сельского поселения Советом депутатов сельского поселения, Главой сельского поселения Стремиловское могут проводиться публичные слушания. Обязательному вынесению на публичные слушания подлежат, в том числе, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Отнесение земель к какой-либо категории осуществляется исходя из их целевого назначения, а разрешенное использование осуществляется в соответствии с зонированием территории.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
По смыслу приведенной нормы на данной категории земель могут размещаться только здания, строения, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
На основании ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статья 78 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень видов использования земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается действующим Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, согласно ст. 8 которого граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке только на территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в п. 3 ст. 1 устанавливает принцип сохранения целевого использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, независимо от проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка Саражинского В.Б. и Евдокимовой И.В. оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель сельскохозяйственного назначения не имеется. Иное противоречило бы действующему законодательству, поскольку Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривают изменение вида разрешенного использования земельного участка для сельскохозяйственной деятельности, находящегося на землях сельскохозяйственного назначения, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителями бездействие Администрацией сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области допущено не было. На все заявления Саражинскому В.Б. и Евдокимовой И.В. были даны своевременные ответы; их обращение по вопросу изменения разрешенного вида использования принадлежащего им на праве собственности земельного участка было рассмотрено на заседании комиссии по градостроительству и земельным отношениям Администрации сельского поселения Стремиловское; соответственно, права и свободы заявителей не нарушены, в связи с чем, заявление Саражинского В.Б. и Евдокимовой И.В. о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области, обязании провести публичные слушания удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Саражинского В.Б. и Евдокимовой И.В.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чеховского городского суда Московской области от 09 апреля 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Саражинского В.Б., Евдокимовой И,В. о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Стремиловское Чеховского муниципального района Московской области, обязании провести публичные слушания отказать.
Председательствующий:
Судьи: